Работа сделана на примере администрации Красного села (г. Санкт-Петербург).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПАРВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...6
1.1. Понятие и структура социально-культурной сферы……………… 6
1.2. Роль социально-культурной сферы в развитии муниципального образования………12
1.3. Особенности управления социально-культурной сферой………... 15
2.АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЕ СЕЛО)……19
2.1. Нормативно-правовая база управления социально-культурной сферой………………………19
2.2. Характеристика муниципального образования Красное Село.….. 22
2.3.Развитие социально-культурной сферой в муниципальном образовании Красное Село 29
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЕ СЕЛО)...41
3.1. Проблемы управления социально-культурной сферой в МО Красное Село……………41
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию управления социально-культурной сферой в МО Красное Село…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 60
СПИСOК ЛИТЕРАТУРЫ… 65
Проблемы культурной политики, которая является одним из главных инструментов социального развития общества, становятся особенно актуальными, что связано с напряженной обстановкой на всех уровнях общественного строя в России. Приоритет государственной политики Российской Федерации это - сильная и независимая держава. Эффективная государственная политика поможет достижению этой цели. Для этого необходимо повышать готовность населения к созданию и развитию общественных организаций, увеличивать гражданскую ответственность и инициативность участия в региональном управлении.
Муниципальным учреждениям культуры присуща высокая концентрация ресурсов на уровне района. Районные структуры управляя этими ресурсами, осуществляют финансовую поддержку, материальное и информационное обеспечение. Так же районные структуры координируют творческую деятельность на территории муниципального образования. На уровне района расположены организации и учреждения способные предоставлять населению разнообразные услуги в сфере культуры и досуга.
В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления и децентрализации бюджетного процесса - важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной структуры и создания услуг.
Задача заключается в создании системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры, соблюдая конституционные гарантии по предоставлению гражданам культурных благ.
Во время реформы в социальных вопросах общественной жизни, появилась необходимость разработать приоритетные направления в осуществлении государственной политики в культурной сфере. Появилась необходимость в разработке новых методов и средств управления на всех уровнях власти в рамках реформирования сферы культуры. В связи с этим, исследование управления культурной сферой на муниципальном уровне является важным и актуальным.
Цель работы – определить основные приоритеты усовершенствования деятельности органов муниципального управления по реализации культурной политики администрации города Красное Село.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и мoдели государственной культурной политики в РФ;
-изучить нoрмативно-правовую оснoву реализации государственной культурной политики в РФ;
-определить задачи и полномочия органов муниципального управления в сфере культурной политики;
- выявить состояние сферы культуры города Красное Село;
-предложить совершенствование структурной организации и полномочий Управления культуры муниципального образования.
Объект дипломной работы – сфера культуры муниципального образования города Красное Село.
Предмет работы - совершенствование управления социально-культурной сферой в муниципальном образовании.
Информационной и теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, труды отечественных и зарубежных ученых в сфере управления социально-культурной сферой.
Методы исследования: системный анализ, структурный анализ, метод сравнения, метод обобщения.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы. В первой главе изучены теоретические основы управления социально-культурной сферой в муниципальном образовании. Во второй главе проведен анализ управления социально-культурной сферой муниципального образования (на примере муниципального образования города Красное Село). В третьей главе разработаны направления совершенствования управления социально-культурной сферой муниципального образования (на примере муниципального образования Красное Село).
Проведенный анализ позволяет сделать ряд следующих выводов.
Администрация муниципального образования города Красное Село осуществляет управление социально-культурной сферой муниципалитета. Она представляет собой орган местного самоуправления, ответственный за осуществление решений и мероприятий, направленных на развитие и поддержку всех сфер деятельности муниципалитета, в том числе и социально-культурной.
Перспективы управления социально-культурной сферой в городе Красное Село включают в себя дальнейшее развитие и совершенствование существующих учреждений и программ. Важно уделить особое внимание развитию сферы физической культуры и спорта, образовывая условия для проведения спортивных мероприятий различного уровня и расширения спортивной инфраструктуры.
Также важно продолжить работу по улучшению состояния и доступности медицинских учреждений, созданию новых мест для досуга и отдыха жителей.
Программы поддержки и развития молодёжного предпринимательства позволят молодым людям реализовать свои идеи в сфере предпринимательства и создадут новые рабочие места, принося пользу развитию экономики города.
В целом, управление социально-культурной сферой в городе Красное Село продемонстрировало положительные результаты и внесло значительный вклад в улучшение качества жизни его жителей. Дальнейшее развитие и улучшение работы в этой сфере является важной задачей администрации города.
Основные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается управление социально-культурной сферой в администрации муниципального образования города Красное Село, являются сложными и многогранными.
Управление социально-культурной сферой в администрации муниципального образования города Красное Село сталкивается с рядом проблем и вызовов. Недостаточное финансирование, отсутствие эффективного механизма управления, недостаток квалифицированных кадров и необходимость адаптации к современным вызовам – все эти проблемы требуют внимания и активного вмешательства.
О разной готовности к адаптации руководителей культуры к новым условиям , говорит присутствие различных подходов, от патерналистских до рыночных. Культурная политика направлена на создание благоприятного образа страны в мире и рост ее авторитета, который всегда опирается не только на политический вес и экономические ресурсы страны, но и на богатство ее культурного достояния. Все эти условия невозможны без профессионального, эффективного и грамотного управления.
Необходимо создавать эффективные механизмы управления, привлекать дополнительные источники финансирования, повышать квалификацию специалистов и осуществлять анализ интересов и потребностей населения. Только таким образом можно достичь высокого уровня развития социально-культурной сферы в городе Красное Село и обеспечить качественные услуги и возможности для всех жителей.
Дополнительные ресурсы могут включать в себя сотрудничество с коммерческими и некоммерческими организациями, государственно-частное партнерство, а также поддержку от меценатов и спонсоров. Эффективное сотрудничество государства и частного сектора способствует развитию и распространению культуры в регионах Российской Федерации, стимулирует появление новых форм взаимодействия между представителями общества и способствует сохранению историко-культурного наследия страны. В современных российских условиях поддержка меценатами и спонсорами культурных проектов остается недостаточной. Это связано с тем, что многие культурные организации еще не обладают необходимыми навыками маркетинга и ведения переговоров. Кроме того, иногда спонсоры, готовые вложить средства в культуру, не доверяют получателям финансирования из-за недостаточной эффективности их менеджмента.
Несмотря на преодолеваемые трудности и сложности, государственно-частные партнерства в сфере культуры предоставляют значительные перспективы и возможности для сотрудничества и развития. Государственно-частные партнерства (ГЧП) позволяют объединить разнообразные ресурсы, знания и опыт государственных и частных партнеров, что способствует созданию инноваций, повышению конкурентоспособности и эффективности культурных учреждений. Ключевыми аспектами успешных ГЧП являются разработка эффективных стратегий, соблюдение правовых норм и развитие механизмов управления. Эти факторы могут преодолеть сложности и достичь взаимовыгодных результатов для всех сторон.
Одной из проблем российского законодательства является финансирование культуры в новых экономических условиях. В этом контексте предпринимаются усилия для согласования законодательства о культуре с законодательством о образовании, средствах массовой информации и науке, а также создания законодательной системы, охватывающей широкий спектр культурно-духовных процессов.
Для совершенствования деятельности органов власти в области культуры необходимо четкое разграничение полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях. Российскую законодательную базу можно считать комплексной системой, если она охватывает все уровни власти и решает вопрос разграничения полномочий в сфере культуры между государственными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Для достижения высокого уровня развития культуры и совершенствования структурной культуры в городе Красное Село, необходимо обеспечить качественную и эффективную работу сотрудников отдела культуры. Это зависит от подготовки высококвалифицированных кадров, профессиональной подготовки руководителя и сотрудников отдела, а также работников подведомственных учреждений, которые отвечают за постановку и реализацию конкретных направлений и задач в сфере культуры. Кроме того, важным аспектом является развитие менеджмента в области культуры, способность эффективно использовать бюджетные средства и привлекать внебюджетные источники финансирования для культурных проектов. Это позволит создать благоприятные условия для реализации культурной политики и улучшения качества жизни жителей города.
Культурная сфера в полной мере отражает противоречия современности и требует поиска новых подходов к управлению. Финансовый кризис особенно ощущается в сфере культуры, поэтому она является приоритетом модернизации стратегии управления. Совершенствование управленческих отношений и определение приоритетных направлений управления культурой должны учитывать реальную ситуацию в стране и текущую ситуацию в сфере культуры. Современная социальная ситуация подчеркивает необходимость уделять больше внимания культуре как фактору развития.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (последняя редакция) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398 – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
3. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации 27.12.2021 г. N 19 ст. 2060.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4179.
6. Официальный сайт МО Красное Село https://krasnoe-selo.ru/ 2024 г.
Научная и учебная литература
1. Астафьева О.Н. Культурная политика как теоретическое понятие и вид управленческой деятельности. М.: Изд-во РАГС, 2023.
2. Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г., Егоров В.К. Культурология: Учебное пособие для системы подготовки и переподготовки государственных служащих. Издание второе, стереотипное. – М.: Изд-во РАГС, 2021.
3. Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2021.
4. Востряков Л.Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2024.
5. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели: монография / Л.Е. Востряков. СПб.: Изд-во СЗИ РАХНиГС, 2024.
6. Гнедовский М.Б. Будущее уже наступило// Лэндри Ч., Пахтер М. Культура наперепутье. М.: Классика-XXI, 2023
7. Драгичевич-шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Издательский дом «Тигра», 2020.
8. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и пробелы. М.: Изд-во РАГС, 2023.
9. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. М.: Академический проспект, 2023.
10. Каменец А.В. Концептуальные основы культурной политики. М.: МГУКИ, 2023.
11. Лендри Ч., Пахтер М. культура на перепутье. М.: Классика-XXI, 2023
12. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Директмедия Паблишинг, 2023
13. Система государственного и муниципального управления / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: РАГС, 2025.
14. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2023.
15. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э.Разлогов. – М.:Либерия, 2022
16. Фадин А.В. Культурная политика в зеркале социально-политического анализа // Некоторые проблемы исследования современной культуры: сб.науч.тр. М.: НИИК, 2022
17. Анзорова, С. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С. П. Анзорова, С. Г. Федорчукова. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 160 с.
18. Акмалова, А. А. Система государственного и муниципального управления: учебник / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 414 с.
19. Абрамов, Р. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Р.Т. Мухаев, Р.А. Абрамов. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 468 с.
20. Братченко, С. А. Роль качества управленческих решений в сфере культуры / С. А. Братченко // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 4. – С. 77-103.
21. Брянцев, И. И. Государственно-частное и муниципально-частное партнёрство: учебное пособие / И. И. Брянцев, А. А. Гребенникова. – Саратов: Вузовское образование, 2022. – 68 c.
22. Гребенникова, А. А. Организация муниципального управления в социально-культурной сфере: монография / А. А. Гребенникова. – Саратов: Вузовское образование, 2021. – 84 c.
23. Ионова, Е. Д. Совершенствование методов управления государственных и муниципальных органов власти / Е. Д. Ионова, М. А. Булгаров // Modern Science. – 2022. – № 12-1. – С. 176-178.
24. Лукащук, В. И. Возможности применения технологий управления проектами в социально-культурной сфере / В. И. Лукащук // Наука и практика регионов. – 2022. – № 1(26). – С. 93-98.
25. Носова, Н. П. Введение в специальность: государственное и муниципальное управление: учебное пособие для вузов / Н. П. Носова. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 187 с.
26. Организация муниципального управления в социально-культурной сфере: учебное пособие для бакалавров / А. Ф. Быкова, А. А. Гребенникова, О. Г. Кирилюк, И. В. Лагун. – Саратов: Вузовское образование, 2021. – 71 c.
27. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова ; под общ. ред. Г. Ф. Ручкиной. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 239 с.
28. Рудых, А. С. Государственное и муниципальное управление в России: современное состояние и особенности взаимодействия с наукой об управлении / А. С. Рудых // Актуальные вопросы устойчивого развития государства, общества и экономики. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2022. – С. 344–347
29. Угурчиев, О. Б. Основы государственного и муниципального управления : учебное пособие / О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева. – М.: РИОР : ИНФРА-М, 2022. – 378 с.
30. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России : монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – М.: Норма, 2023. – 176 с.
31.Новаторов, В. Е. Социально-культурная сфера: тенденции развития и особенности управления / В. Е. Новаторов // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития / Санкт-Петербургский государственный институт культуры. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 110–116.
32. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 314 с.
33. Газета Новый Красносёл - новости Красного Села - полезная информация (krasnosel.com)