Введение 3
Глава 1. Социологические основания изучения потребительского поведения в России и Китае 9
1.1. Социологические подходы к исследованию потребительского поведения 9
1.2. Тенденции развития и структура потребностей в России и Китае 16
Глава 2. Процессы формирования потребительских стратегий российских и китайских студентов 32
2.1. Особенности потребительских стратегий студентов в России 32
2.2. Особенности потребительских стратегий студентов в Китае 39
2.3. Типизация потребительских стратегий китайского и российского студенчества 44
Глава 3. Прикладное исследование потребительских стратегий студентов колледжей России и Китая 51
3.1. Анализ количественных данных: результаты опроса российских и китайских студентов 51
3.2. Анализ качественных данных: интервью с российскими и китайскими студентами 70
3.3. Рекомендации по совершенствованию социологических методов изучения потребительского поведения студенчества 72
Заключение 79
Список Литературы 84
Приложение1 95
Приложение2 101
Актуальность темы Экономический рост и увеличение уровня жизни обычно сопровождаются ростом потребностей потребления. Увеличение доходов и доступность новых товаров и услуг ведут к изменению потребительского поведения, поскольку люди начинают ожидать более высокого качества жизни и уровня комфорта. Этот рост потребностей можно рассматривать как проявление развивающейся культуры потребления, которая основана на желании получить больше удовольствия и удобства в своей жизни. В связи с этим, изучение потребительского поведения становится все более важным. В рамках данной темы исследование потребительских стратегий студентов в России и Китае позволяет более глубоко понять культурные особенности восприятия товаров и услуг, а также различия и сходства в подходах к потреблению.
Совершенно очевидно, что студенчество — это отдельная социально-демографическая группа.
Социология студенчества традиционно была частью таких специальных социологических теорий, как социология образования и социология молодёжи. Но процессы развития социологической науки и углубления исследований новых социальных явлений и общностей диктуют правомерность появления новых специальных социологических теорий. На наш взгляд, в современных условиях, с учётом тех изменений, которые произошли в статусе и ролевых позициях студентов, уместно ставить вопрос об институционализации социологии студенчества как специальной социологической теории.
Л.Я. Рубина указывает на то, что «студенчество отличается от других групп формами организации жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, «локализацией» образа жизни в стенах вуза, студенческой группе, общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и не учебное время».
Обобщая научно-исследовательские материалы по изучению студенчества, можно его определить как социальную общность социокультурного характера, так как студенчество является социальной группой, а, следовательно, феноменом культуры.
Из объективности процесса развития молодежи как социальной группы вытекает одна из особенностей социологического метода исследования данного процесса, когда учитывается, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких его свойств, как необратимость и направленность.
Если свойство необратимости социальных изменений подрастающего поколения характеризует устойчивость процесса и отличает развитие молодежи от ее функционирования, то направленность изменяющихся характеристик молодежи придает процессу развития внутренне взаимосвязанный характер.
Неустойчивость отдельных позитивных социальных изменений в среде молодежи, появление непрогнозируемых, спонтанных явлений свидетельствует о том, что эти изменения еще не стали необратимыми.
Кроме того, сравнение потребительских стратегий российских и китайских студентов может дать возможность выявить различия и сходства в культурных особенностях их предпочтений и выборов в отношении товаров и услуг. Изучение этой темы может привести к более глубокому пониманию социокультурных факторов, влияющих на выбор и предпочтения студентов.
Россия и Китай являются важными глобальными державами, и сотрудничество между ними дало заметные результаты во многих областях. Помимо сотрудничества в сферах политики, экономики и науки и техники, расширяются и культурные обмены между Россией и Китаем. В последние годы деятельность по обмену между студентами двух стран также имеет очевидную тенденцию к росту, что не только способствует углублению дружбы между двумя народами, но и способствует развитию культурных обменов между двумя странами.
Россия и Китай являются двумя крупнейших странами мира, имеющих различную культуру и традиции. Изучение потребительского поведения студентов в этих странах позволяет сравнить и анализировать различия и сходства в подходах к потреблению товаров и услуг. Например, российские студенты могут быть более склонны к выбору российских товаров и услуг, в то время как китайские студенты могут предпочитать продукты и услуги своей страны. Также, различные социокультурные факторы, такие как религия, история и национальная идентичность могут оказывать влияние на выбор товаров и услуг.
Наконец, изучение потребительского поведения студентов может дать ценную информацию для предпринимателей, которые могут адаптировать свои товары и услуги под потребности и предпочтения студентов. Например, если студенты одной страны предпочитают продукты с низким содержанием жира, то производители могут создавать и продвигать соответствующие продукты на этом рынке.
Кроме того, изучение потребительского поведения студентов может дать представление о том, как различные факторы влияют на их потребительские решения, например, социальный статус, семейный доход, личные предпочтения и мнения.
В целом, исследование потребительских стратегий российских и китайских студентов имеет большое значение для социологического исследования и понимания культурных различий в потребительском поведении.
Степень разработанности темы
В современной российской социологии посвящено немало работ, направленных на исследование студенческой молодежи: работы Ю. Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной, Г.Е. Зборовского, Е. Г. Слуцкого, В. Т. Лисовского, А. В. Дмитирева, А. А. Козлова, Т. Э. Петровой и др.
Ю.Р. Вишевский и Л.Я. Рубина, указывают на то, что студенчество относится к переходному периоду, основной целью которого является подготовка «к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе».
Тема является достаточно обширной и уже имеет определенную степень разработанности в литературе. Исследования в области потребительского поведения, особенно в контексте молодежи, проводятся в России и Китае уже довольно давно, поэтому есть определенная база знаний и исследовательский опыт. Однако, для разработки магистерской диссертации необходимо провести свой собственный исследовательский процесс, который позволит автору более глубоко изучить тему и дать новый вклад в научную область.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка системы социологических знаний о потребительских стратегиях, объясняющей процессы поведения студентов России и Китая на рынке товаров, и совершенствование практических возможностей этой системы. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть теоретические подходы к социологическому исследованию стратегий потребительского поведения и на этой основе обосновать разработку собственной концепции;
2. Изучить тенденции развития и структуру потребностей китайского и российского студенчества;
3. Объяснить процессы формирования потребительских стратегий у студентов Китая и России;
4. Раскрыть общие и особенные черты потребительского поведения в двух странах, и обосновать критерии типизации потребительских стратегий студентов России и Китая;
5. Разработать на основе сформулированной концепции социологический опросник о потребительских стратегиях студентов России и Китая;
6. Исходя из теоретических разработок и прикладного исследования предложить рекомендации по совершенствованию социологических методов изучения потребительского поведения студенчества.
Исходя из описания цели и задач исследования, можно сделать вывод о том, что тема имеет достаточно высокую степень разработанности в литературе, но постоянно требует дополнительных исследований для углубления знаний и разработки новых методов анализа потребительского поведения студентов в России и Китае.
Целью исследования является разработка системы социологических знаний о потребительских стратегиях студентов, что является важной задачей, так как молодежь является основной потребительской аудиторией в современном мире. В рамках исследования планируется рассмотреть теоретические подходы к социологическому исследованию потребительского поведения, изучить тенденции развития и структуру потребностей студентов, объяснить процессы формирования потребительских стратегий, раскрыть общие и особенные черты потребительского поведения в двух странах, разработать социологический опросник и предложить рекомендации по совершенствованию методов изучения потребительского поведения студентов.
Теоретико-методологические основы исследования
Для проведения исследования потребительских стратегий российских и китайских студентов необходимо опираться на ряд теоретико-методологических основ. Например, структурный функционализм, социокультурный подход по Парсонсу и пирамида потребностей по Маслоу и метод анкетирования, метод литературного исследования, количественные и качественные исследования.
Во-первых, для анализа потребительского поведения студентов необходимо использовать социологические подходы и теории. Социологические теории потребления помогут понять социальные и культурные факторы, влияющие на выбор потребительских стратегий.
Во-вторых, важно использовать сравнительный подход при анализе потребительского поведения студентов России и Китая. Использование сравнительных методов может помочь исследователям получить более глубокое представление о сходствах и различиях в потребительском поведении студентов двух стран, чтобы лучше понять причины этих различий и дать соответствующие рекомендации.
В-третьих, для сбора и анализа данных необходимо использовать социологические методы и инструменты, такие как опросы, интервью, анализ статистических данных. Также можно использовать качественные методы, такие как наблюдение и групповые дискуссии, для получения более глубокого понимания потребительского поведения студентов.
В-четвертых, для анализа и интерпретации данных необходимо использовать статистические методы, такие как дисперсионный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ и другие. Это позволит оценить степень влияния различных факторов на выбор потребительской стратегии и выявить наиболее значимые факторы.
Таким образом, использование социологических и статистических подходов и методов позволит более глубоко понять потребительское поведение студентов России и Китая и выявить особенности их потребительских стратегий.
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, разбитых на параграфы, введения, заключения, списка литературы и приложений, содержащих инструментарий эмпирического социологического исследования.
Цель данного исследования потребительских стратегий китайских и российских студентов состоит в том, чтобы сравнить и проанализировать потребительское поведение и потребительские стратегии китайских и российских студентов, чтобы предоставить рекомендации лицам, принимающим решения, и исследователям в смежных областях.
Изменение концепции потребления студентов является не только изменением личного потребительского поведения, но и отражает развитие и изменение общества.
В России после распада Советского Союза подъем рыночной экономики привел к изменению концепций потребления.
В Китае, после реформ и открытости, с быстрым развитием экономики и изменением социальной структуры, концепция потребления также претерпела огромные изменения.
Эти изменения не только влияют на потребительское поведение студентов, но и отражают изменения и развитие всего общества. Изменение концепции потребления заставляет общество уделять больше внимания охране окружающей среды и здоровья и способствует устойчивому развитию общества. В то же время изменение концепции потребления также отражает признание и уважение обществом индивидуальной ценности и способствует развитию общества, уделяющего больше внимания правам и свободам личности.
На основе интервью, анкетирования и анализа студентов колледжей Китая и России мы делаем следующие выводы.
1. Существуют различия в потребительском поведении
Существуют очевидные различия в потребительских привычках китайских и российских студентов. Китайские студенты предпочитают покупать модные товары, а российские студенты больше внимания уделяют качеству и практичности изделий. Что касается потребления моды, у китайских студентов есть сильные индивидуальные потребности, и они стремятся к личному имиджу и признанию в кругу общения, поэтому они уделяют больше внимания модным брендам и модным тенденциям. Российские студенты больше внимания уделяют практичности и качеству продукции и относительно консервативны. Эта разница в потреблении как-то связана с культурными различиями между двумя странами: китайская культура уделяет больше внимания индивидуальности, самовыражению и социальным отношениям, а российская культура уделяет больше внимания практичности и качеству.
Существуют также различия в частоте потребления китайских и российских студентов. Что касается способов совершения покупок, китайские студенты предпочитают делать покупки в Интернете, тогда как российские студенты предпочитают делать покупки в обычных магазинах. Эта разница как-то связана с экономическим и технологическим развитием двух стран. Интернет в Китае быстро развивается, и каналы электронной коммерции постепенно становятся мейнстримом, и молодые люди с большей вероятностью принимают и используют их. Однако развитие Интернета в России относительно отстает, а физические магазины по-прежнему остаются основным местом для покупок.
Существуют также различия в потребительских товарах китайских и российских студентов. Российские студенты более склонны покупать товары культурно-развлекательного назначения, такие как книги, музыка, фильмы и т. д., тогда как китайские студенты чаще покупают продукты питания, одежду и электронику. Китайские студенты проявляют большой интерес к культурным и развлекательным продуктам и считают, что эти продукты могут удовлетворить их духовные потребности и повысить их культурную грамотность и качество жизни. Российские студенты, напротив, больше внимания уделяют базовым жизненным потребностям и практичности.
2. Существуют различия в стратегиях потребления
Существуют также различия в решениях о покупках между китайскими и российскими студентами. Китайские студенты склонны уделять больше внимания марке и внешнему виду продукта, а также оценкам и рекомендациям других людей. Российские студенты больше внимания уделяют качеству, цене и личным предпочтениям товаров. Эта разница как-то связана с культурой и потребительской психологией двух стран. Китайские студенты обращают внимание на социальные отношения и личный имидж и надеются покупать товары, которые могут повысить их социальную ценность и имидж, в то время как российские студенты больше внимания уделяют своим практическим потребностям и экономическому статусу.
Существуют также различия в бюджете потребления китайских и российских студентов. Что касается бюджета потребления, то китайские студенты более склонны платить более высокие цены за модные товары, в то время как российские студенты больше внимания уделяют стоимостным характеристикам продуктов и собственным экономическим условиям. Китайские студенты больше внимания уделяют личному имиджу и социальным отношениям и готовы платить более высокую цену, в то время как российские студенты больше внимания уделяют практичности и экономической выгоде.
Существуют также различия в факторах принятия решений о потреблении у китайских и российских студентов. Китайские студенты более склонны следить за модными тенденциями и потребительским поведением других людей, а также за товарными брендами и трендами. Российские студенты больше внимания уделяют качеству, цене и практической необходимости товаров. Эта разница имеет определенную связь с культурой потребления и психологией потребления двух стран. Китайские студенты больше внимания уделяют персонализации и общественному признанию и надеются не отставать от модных тенденций, в то время как российские студенты больше внимания уделяют практичности и экономической выгоде продуктов.
3. Осознание потребления имеет нечто общее
Несмотря на различия в потребительском поведении и потребительских стратегиях китайских и российских студентов, есть и общие черты в осознании потребления.
В потребительских концепциях китайских и российских студентов больше внимания уделяется качеству и охране окружающей среды. Китайские студенты уделяют больше внимания внешнему виду и марке продукта, но они также учитывают факторы качества и защиты окружающей среды продукта. Российские студенты, напротив, больше внимания уделяют качеству продукции и факторам защиты окружающей среды и относительно консервативны. Эта концепция потребления связана с сегодняшними тенденциями глобального потребления и заботой об окружающей среде.
Потребительские установки китайских и российских студентов более рациональны и зрелы. Китайские студенты уделяют больше внимания личному имиджу и общественному признанию, но также учитывают практичность и ценность продуктов. Российские студенты, напротив, больше внимания уделяют практичности и экономической выгоде продукции и относительно рациональны. Такое отношение к потреблению связано со стремлением сегодняшних глобальных потребителей к ценности и практичности.
Сходство наблюдается и в потребительском поведении китайских и российских студентов. Все они больше внимания уделяют онлайн-покупкам и мобильным платежам, что связано с бурным развитием современных технологий и популяризацией цифровой жизни. Кроме того, все они уделяют больше внимания удобству и эффективности покупок, любят совершать покупки в Интернете и узнавать информацию о товарах и рекламных акциях через социальные сети.
В целом существуют определенные различия в потребительском поведении и потребительских стратегиях китайских и российских студентов, которые связаны с культурой, потребительской психологией и экономическими условиями двух стран. Но у них есть некоторые общие черты в понимании потребления, они уделяют больше внимания качеству, защите окружающей среды, рациональному и зрелому отношению к потреблению. С развитием мировых потребительских тенденций и технологий потребительское поведение и потребительские стратегии китайских и российских студентов также постоянно развиваются и корректируются.
1. Анастасия Андреева, "Что такое потребительское поведение", 15 декабря 2022
2. Анисимов С. А., Павлов Б. С. Экономическое поведение современной российской семьи: проблемы и перспективы// Акмеология. 2017. №4(64). - С. 34–40.
3. Баринова, Н. В. Трансформация потребительского поведения: история и современность / Н. В. Баринова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 3. - С. 140–146.
4. Белогина Н.С., Майорова А. Н., Майорова Е. А. Анализ потребительских предпоч-
5. Беляев И. А. Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24–30.
6. Беляев И. А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей: опыт типологизации: автореф. дис. … докт. филос. наук: защищена 16.02.2012: утв. 18.10.2012. — Челябинск, 2012. — 55 с.
7. Бермус А. Введение в гуманитарную методологию. М, 2007.
8. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. СПБ., 2007. С. 21.
9. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики/Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П. С., Маликов Н. С.; М-во труда и соц. развития РФ. Всерос. центр уровня жизни. М.: Всерос. центр уровня жизни, 2009. 32 с.
10. Брайман, Алан (2012). Методы социальных исследований (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
11. Буравой, М. Углубленное oasestudy: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж. - 1997–№ 10–11.
12. Бэбби, Эрл Р. (2010). Практика социальных исследований (12-е изд.). Белмонт, Калифорния: УодсвортЧенгейдж.
13. Васильев Г. А. Поведение потребителей: учеб, пособие. - М.: ИНФРА, 2010. - С. 23–25.
14. Вишневский Ю. Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. - 1997. - № 10. - С. 56–69.
15. Володин В. М., Михнева С. Г. Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №3(23). - С. 121–126.
16. Гао Фанфан. Исследование психологии и поведения студентов колледжей в Интернете [J]. Исследование китайской молодежи, 2015 (02): 100–102.
17. Дэвис, К. (1959). "Миф о функциональном анализе как особом методе в социологии и антропологии", American Sociological Review (англ.) рус., 24(6), 757–772.
18. Е. Ю. Красова. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ВОРОНЕЖСКИХ СТУДЕНТОВ-5 сентября 2012 г.
19. Ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014.
20. Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен / Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.
21. Исследования и дизайн: качественные методы исследования". library.cityu.edu.
22. Исследования рынков потребительских товаров и развития розничной торговли: http://research.rbc.ru
23. Классика истории психологии - А. Х. Маслоу (1943) Теория человеческой мотивации.
24. Козер Л. А. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном.
25. Комина Ольга Юрьевн. Социологический анализ потребительского поведения жителей крупн.ого города. СПБ., 2018. С. 36
26. Комина Ольга Юрьевн. Социологический анализ потребительского поведения жителей крупного города. СПБ., 2018. С. 49.
27. Кон И. С. Молодежь// Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16. С.458.
28. Король К.Н. Предпочтения молодежи в отношении современных способов платежей// Вестник поволжского института управления. 2018. Т.18. №2. - С. 150 -156.
29. Коррин, Глесн (2011). Становление исследователями качества: Введение Бостон: Пирсон.
30. Красова Е. Ю. Потребительские практики воронежских студентов (социологическая зарисовка) / Е. Ю. Красова // Образование. 2012. № 14. С. 36–44.
31. Кресвелл, Джон У. Исследования в области образования: планирование, проведение и оценка количественных и качественных исследований.
32. Курбатова М. и Курбатов С. (2018). Потребительское поведение в России: историческое развитие и современные тенденции. Журнал международных исследований, 11(4), 107–120.
33. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. Л., 1968
34. Лобачева Т. Потребление продуктов питания в России // АПК: экономика, управление. 2003. № 3.
35. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. — М.: АСТ, Хранитель, 2006. — 873 с.
36. Метин М. Кошгель, Обзор социальной экономики, Vol. 55, № 2 (ЛЕТО 1997), стр. 153–171
37. Минсельхоз России: Государственная программа на 2013–2020 годы.
38. Миротин Л.Б. Обслуживание потребителей. М.: ИНФРА-М, 2014. - 189с.
39. Мобильные платежи за цифровые и физические товары: анализ возможностей, 2012–2017 гг.
40. Моисеева Д. В., Дулина Н.В., Сомхишвили К.О., Оводова С. Н. Финансовое поведение различных возрастных групп (по материалам социологического исследования)// Primoaspectu. 2019. №2(38). - С.27 - 35.
41. Молодежь новой России: ценностные приоритеты // Институт Социологии РАН. Аналитический доклад. М., 2007.
42. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения: итоги 2020 года.ТАСС, Москва, 30 апреля 2021 г.
43. Муйс, Дэниел. Проведение количественных исследований в образовании с помощью SPSS (2-е изд.). Лос-Анджелес.
44. Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 352 с.
45. Мылтасова О. В. Специфика российского студенчества / О. В. Мылтасова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, эмпирического исследования. – Екатеринбург: УрФУ, 2017. – С. 845–856.
46. Нархова Е. Н. Культура потребления современных российских студентов: автореф. дис. ...канд. социол. наук / Е. Н. Нархова. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.
47. Нархова Е. Н. Культура потребления современных российских студентов: автореф. дис. ...канд. социол. наук / Е. Н. Нархова. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.
48. Нархова Е. Н. Культура потребления современных российских студентов: автореф. дис. ...канд. социол. наук / Е. Н. Нархова. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.
49. Нефедов С. А. Уровень потребления в России начала ХХ века и причины русской революции // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 132.
50. Нефедов С. А. Уровень потребления в России. С. 135.
51. Ордабаева, Наиля, Даниэль Фернандес, Кюхонг Хан и Джихе Юнг (2021 г.), «Как политика формирует потребительское поведение», Impact в JMR (апрель)
52. Орлова Е. А. Особенности экологического сознания учащейся молодежи. Формирование новой экологической культуры / Е. А. Орлова // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 14–41.
53. Павлов Б. С. Экономическое поведение молодежи в регионе как предмет социологического анализа// Журнал экономической теории. 2017. №3. - С.125 -136.
54. Перейти к:a b Гивен, Лиза М. (2008). Энциклопедия качественных методов исследования SAGE. Лос-Анджелес: Публикации SAGE.
55. Петрушкина Е. В. Социальное конструирование стилей потребления студенческой молодежи: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. ... канд. соц. наук М.: МГПУ, 2006. 26 с.
56. Пузанова Ж. В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». М., 2007.
57. Ростовцева Л. П., Цимерман Ю.А. К истории демонстративного потребления // Истоки русской политической экономии. К 160-летию «Опыта о народном богатстве или о началах политической экономии» А. И. Бутовского. М.; Тула, 2007.
58. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981. С.20.
59. Семенова В. В. Стратегия комбинации качественного и количественного подходов при изучении поколений // Интер. - 2014. - № 8. - С. 5–15.
60. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: Стат.сб. / Росстат - M., 2009. - С. 289.
61. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2019. Стат. сб. М.: Росстат, 2019. 352 c.
62. Социология молодежи / под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
63. СтребковД.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
64. Структура расходов населения на покупку товаров и услуг // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. 2006. № 4–6.
65. Сушуан У. Размышления о потреблении взглядов современных студентов колледжей в обществе потребления [J] Журнал науки и образования (ранее), 2011.05.05.
66. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение): учеб. пособие для вузов. М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. С. 13.
67. Территория и население Российской Федерации. Greece.mid.ru. [2017-05-23].
68. Тузиков Андрей Римович, ЗинуроваРаушанияИльшатовна Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики // Высшее образование в России. - 2019. - №6. - С. 43.
69. Тузиков Андрей Римович, ЗинуроваРаушанияИльшатовна Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики // Высшее образование в России. - 2019. - №6. - С. 43.
70. Хантер, Лора; Лихи, Эрин (2008). «Совместные исследования в социологии: тенденции и способствующие факторы». Американский социолог. 39 (4): 290—306.
71. Элизабет Сент-Клер, MLIS. "Библиотека городского университета Сиэтла: методы исследования и дизайн: качественные методы исследования". library.cityu.edu.
72. Эллисон Сумроу. Мотивация: новый взгляд на извечную тему (англ.) // Радиологический менеджмент. — 2003.
73. Юрьев, А.И. Трансформация сознания в эпоху Интернета: Тезисы доклада на Международной конференции «Информационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI века». Москва, 28–30 марта 2001 г.
74. Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995.
75. Ястремская П.В. Поведение потребителей: тексты лекций для студентов специальности «Маркетинг» очной и заочной форм обучения. - Минск: БГТУ, 2011. - 133 с.
76. Gratiela D.B. Environmental Education and Student's Perception, for Sustainability / D.B. Gratiela // Education for Sustainability. 2019. Vol. 11. P. 21216.
77. Khrennikov, Ilya (30 August 2018). "Russia's Biggest Web Retailer Was Founded by a Language Teacher on Maternity Leave"
78. (L. V. Jiaqi, 大学生反网络消费现状及教育对策研究[D], 辽宁: 沈阳农业大学, 2016.)Л. В. Цзяци, Исследование текущей ситуации и образовательных мер противодействия онлайн-потреблению студентов колледжей [D], Ляонин: Шэньянский сельскохозяйственный университет, 2016.
79. Maslow A. H. Motivation and Personality. — N. Y.: Harpaer and Row, 1954
80. Rajennd M. Factors Influencing Consumer Behavior: A Study among University Students in Malaysia / M. Rajennd // Asian Social Science. 2018. Vol. 10. Р. 18–25.
81. (“消费结构不断优化改善”国家统计局2022/10/31。)«Структура потребления постоянно оптимизируется и совершенствуется» Национальное бюро статистики 2022/10/31.
82. (《中俄人文合作不断深化》,人民日报,2021年6月)«Китайско-российское сотрудничество в области гуманитарных наук продолжает углубляться», People's Daily, июнь 2021 г.
83. (《中国消费结构改善趋势未变》中新网海口7月27日电)«Тенденция к улучшению структуры потребления Китая не изменилась» Chinanews.com, Хайкоу, 27 июля.
84. (《扩大内需战略规划纲要(2022-2035年)》,新华社,北京,2022年12月14日)«Наброски стратегического планирования для расширения внутреннего спроса (2022–2035 гг.)», информационное агентство Синьхуа, Пекин, 14 декабря 2022 г.
85. (2021年中国大学生消费行为研究与分析,iiMedia,2022年1月11日)Исследование и анализ потребительского поведения студентов колледжей в Китае в 2021 году, iiMedia, 11 января 2022 г.
86. (中国加快消费增长”,新华社,北京,4 月 12 日。)«Китай ускоряет рост потребления», агентство новостей Синьхуа, Пекин, 12 апреля.
87. (中国发展促进消费升级加快,新华社,北京,2022年4月13日)Развитие Китая способствует ускоренной модернизации потребления, информационное агентство Синьхуа, Пекин, 13 апреля 2022 г.
88. (中国消费者地位和市场展望白皮书 2023,德勤。)Белая книга «Позиции потребителей в Китае и перспективы рынка» за 2023 г., Deloitte.
89. (中国消费者地位和市场展望白皮书 2023,德勤。)Белая книга «Позиции потребителей в Китае и перспективы рынка» за 2023 г., Deloitte.
90. (刘红梅,王克强,大学生行为及其消费市场的经济学分析[M],上海出版社,2008:212-216。)ЛюХунмэй, Ван Кэцян, Экономический анализ поведения студентов колледжей и рынок их потребления [M], Shanghai Press, 2008: 212–216.
91. (卢雄文。管理辞典:上海辞典出版社,2013)Лу Сюнвэнь. Словарь по менеджменту: Издательство Шанхайского словаря, 2013 г.
92. (吴向华. 大数据下消费者行为的变化[J]. 现代经济情报, 2018, (6): 147. )У Сянхуа, Изменения в поведении потребителей на фоне больших данных [J], Современная экономическая информация, 2018, (6): 147.
93. (唐林,论网络消费文化[J]. 消费经济学, 2017(3):28-30.)Тан Линь О культуре потребления в Интернете[J] Экономика потребления, 2017(3):28-30.
94. (张湘兰,消费者行为[M],北京:清华大学出版社,2012 )ЧжанСянлань, Поведение потребителей [M], Пекин: Издательство Университета Цинхуа, 2012 г.
95. (徐宇和黄宇(2014)。中国与西方国家消费者行为的比较。经济、商业和管理杂志,2(2),119-122。)Сюй Ю. и Хуанг Ю. (2014). Сравнение потребительского поведения в Китае и странах Запада. Журнал экономики, бизнеса и менеджмента, 2(2), 119–122.
96. (新华社北京10月25日电中共中央、国务院发布《“健康中国2030”规划纲要》)Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Госсовет опубликовали «Наброски плана «Здоровый Китай 2030»» Агентство Синьхуа, Пекин, 25 октября.
97. (朱鲁米, 大学生消费现状及消费心理研究[J], 知识经济学, 2018(01). )ЧжуЛуми, Исследование статуса потребления и потребительской психологии студентов колледжей[J], Экономика знаний, 2018(01).
98. (杨云华, 刘颖. 大学生消费现状分析及对策研究[J], 智库时代, 2019, (39): 222/227. )Ян Юньхуа, Лю Ин, Анализ текущей ситуации с потреблением студентов колледжей и исследование контрмер [J], ThinkTank Times, 2019, (39): 222/227.
99. (杨彬彬, 顾静 (2021) 中国消费市场发展与消费观望, (2), 1–13.)Ян Биньбинь, Гу Цзин (2021 г.) Развитие и возможности потребительского рынка Китая Наблюдение за потреблением, (2), 1–13.
100. (林晓山,“网络消费的变迁与青年现代消费文化”[J],青年研究,2021,2:5-10。)Линь Сяошань, «Изменения в потреблении Интернета и современная культура потребления молодежи» [J], «Молодежное исследование», 2021, 2:5-10.