Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства характеристики животных в баснях И.А. Крылова (Функционально-семантический аспект)

Работа №148033

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы106
Год сдачи2023
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретические аспекты создания образа персонажа в жанре басни 8
1.1. Языковой и художественный образ. Понятия «персонаж», «характеристика», «характеристика персонажа» 8
1.2. Языковые средства создания образа 12
1.2.1. Лексические средства 12
1.2.2. Морфологические и словообразовательные языковые средства 16
1.3. Басня как литературный жанр 19
1.3.1. Особенности басни как литературного жанра 19
1.3.2. Басни И.А. Крылова как объект филологических исследований 23
Выводы 28
Глава 2 Языковые средства создания образов анималистических персонажей басен И.А. Крылова 30
2.1. Характеристика материала исследования и принципы анализа 30
2.2. Характеристика Волка в баснях И.А. Крылова 32
2.3. Харатеристика Льва 43
2.4. Характеристика Лисы 56
2.5 Характеристика Собаки 67
2.6. Характеристика Медведя 78
Выводы 88
Заключение 94
Список литературы 97
Список словарей и справочных изданий 102
Электронные ресурсы 103
ИСТОЧНИКИ 105


Басня представляет собой уникальный жанр литературы. Это поучительно-назидательное повествование (преимущественно в стихотворной форме) с иносказательным и аллегорическим смыслом, где персонажи (животные и растения) олицетворяют те или иные человеческие характеры, пороки. В басне содержится нравоучение или мораль.
Генетически жанр басни происходит от сказки о животных, от которых он постепенно отделился. Басня – один из самых древних жанров, возникший еще в древней Греции. Авторство первых басен приписывается Эзопу, они появились в V-VI вв. до н. э. Отсюда и пошло понятие «эзопов язык» для называния иносказательной речи. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория — воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Эзоп создавал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория служила иллюстрацией морали, помогала высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность.
Возникнув во времена античности, басня прочно вошла в литературу. В развитии жанра басни выделяют два направления – Эзоповы басни-притчи и басни эпохи классицизма (Ж. Лафонтен). С течением времени басня как жанр эволюционировала, приобрела своеобразное национальное выражение в разных национальных литературах, отражая взгляды того или иного народа на ключевые понятия мироустройства, жизненный уклад, бытовые условия, культурные традиции, нравственные ценности этноса.
Постоянный читательский интерес к басне объясняется двойственностью ее природы, в которой присутствуют два начала: морально-психологическое (морализаторское) и собственно литературное (поэтическое).
Жанровое своеобразие басни и аллегоричность действующих лиц басни нашло свое отображение и в специфическом языковом содержании. Этим объясняется неслабеющий интерес лингвистов и литературоведов к этому жанру (Н.М. Анненкова 1977; Ю.В.Стенник 1980; Г.И. Липатов 2010; Н.Л. Степанов 1956).
В нашем исследовании мы обращаемся к басням И.А. Крылова, которые заслуженно входят в золотой фонд отечественной литературы. Многие из персонажей стали прецедентными феноменами и используются в публицистике для выражения важных авторских смыслов.
В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности и т. д. В баснях кроме морали присутствует интересный и остроумно изложенный рассказ. Однако образ какого-либо животного у Крылова — это не только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер. Такие характеры в баснях, как отмечается в работах исследователей творчества Крылова, связаны с русской жизнью и русской культурой, поэтому в творчестве И.А. Крылова басня превращается в подлинно национальный жанр. «Благодаря социальной и профессиональной дифференцированности языка персонажей в баснях И.А. Крылова возникают точные, правдивые портреты представителей различных слоев современного автору русского общества» (Микова 2011: 37).
Таким образом, обращение к текстам басен позволяет не только понять некоторые общие нормы человеческой морали и ее ценностные предпочтения, но и определить, какие из них являются актуальными для русского народа, и лежат в основе русского национального характера. Последнее особенно актуально для тех представителей иностранной аудитории, которых интересует русская культура и русская литература в ее лучших образцах.
Несомненно, басни Крылова в этом случае являются прекрасным материалом для реализации целей обучения иностранцев русскому языку, так как написаны живым разговорным русским языком, хорошо запоминаются, невелики по объему, что позволяет использовать их на уроках по чтению. Однако для правильного понимания смысла басни необходима работа с языковым материалом, которая строится с учётом структурных особенностей текста и основывается на наблюдении за семантикой и функционированием языковых единиц.
Всем вышесказанным объясняется актуальность исследования.
Объектом исследования являются разноуровневые средства языка, участвующие в создании образов животных в баснях И.А. Крылова.
Предмет исследования – особенности их семантики и функционирования с целью создания образа зооморфного персонажа в жанре басни.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей языковых средств, участвующих в создании анималистических образов.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Собрать басни, согласно выбранному материалу исследования, и выделить в них контексты, участвующие в создании образа персонажа;
3. Проанализировать особенности языковых средств, использующихся в создании образов животных.
Гипотеза исследования: Участвующие в создании персонажа – животного языковые средства выполняют функцию номинации, (однословные и неоднословные номинации, выражающие как авторские оценки, так и оценки других персонажей); описательную функцию (лексико-морфологические средства языка, используемые в описании внешности, чувств и состояний героя, его интеллектуальных качеств, привычек, поступков); прагматическую функцию (синтаксические средства языка, выражающие намерения персонажа и участвующие в создании авторского отношения).
Научная новизна работы заключается в том, что языковые средства, средства образности (эпитеты, сравнения) и т.д. описываются с учетом выделенных компонентов текста: авторского повествования и контекстов, включающих речь персонажей, которые представляют собой аллегории и участвуют в выражении нравоучительного смысла басни.
При решении поставленных задач в исследовании используются следующие методы и приёмы исследования: метод лингвистического описания материала, методы семантического, грамматического, стилистического и компонентного анализа; описательный метод, включающий в себя наблюдение, описание, сопоставление, а также приёмы сплошной и частичной выборки языкового материала.
Материалом исследования выступают басни И. А. Крылова, написанные в разные годы его творчества, героями которых являются Волк, Лев, Лиса, Собака и Медведь.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данная работа вносит определенный вклад в лингвостилистику и функциональную стилистику. Исследование языковых средств, участвующих в создании образа персонажа, а также определить языковую специфику басни как литературного жанра в ее временных границах, которые определяются периодом создания басен И.А. Крыловым.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты, и подобранный языковой материал могут быть использованы для справочников различного типа и учебных пособий по языку художественного произведения, культуре речи; в лекционных курсах по стилистике и интерпретации текста, а также на занятиях по аналитическому чтению и лексике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Басня представляет собой короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, нравоучением, имеющий иносказательный смысл. В баснях используется прием иносказание, основным элементом которого является аллегория, представляющая определённую идею, качество в конкретном образе.
2. Образы животных как аллегории помогают читателю оценить описываемые ситуации, типичные для человеческого общества. Содержащийся в конце или начале басни нравственный урок основан на привлечении внимания к отрицательным качествам персонажей, которые подвергаются высмеиванию.
3. Образы анималистических персонажей в баснях Крылова сохраняют черты поведения животного в природе, они узнаваемы. Эффект узнавания создаётся благодаря авторскому повествованию, которое представляет собой рассказ о конкретной ситуации, в которой действует персонаж, проявляя типичные для него повадки и инстинкты. Для описания его поведения в авторском повествовании используются характерные для повествования языковые средства: глаголы и глагольные формы, наречия и прилагательные различной семантики, метафоры, эпитеты, сравнения. Авторское отношение выражается через однословные и двухсловные номинации, в которых используются существительные с оценочной семантикой, краткие афористичные высказывания, содержащие в себе моральную оценку.
4. Речевая характеристика является важнейшим средством создания характера аллегорического персонажа. Отбор языковых средств в ней преследует цель выделить доминантную черту в характере, которая предстаёт как отрицательное качество персонажа (порок). В ней преобладают лексические средства с эмоциональной экспрессивной окраской, передающие отношение героя к другому персонажу, однокоренные слова разных частей речи с целью выделения важной для характеристики персонажа черты. Синтаксические средства языка участвуют в выражении намерений персонажа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, формулируются цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты создания образа персонажа в жанре басни» представлена методологическая база исследования. В первом параграфе рассматриваются такие актуальные для исследования понятия, как «образ» и «персонаж», «характеристика персонажа» в лингвистике и литературоведении; второй параграф посвящен обзору различных средств создания образной характеристики персонажа; в третьем параграфе рассматриваются особенности басни как литературного жанра и басни Крылова как объект исследования учёных.
Во второй главе «Языковые средства создания образов анималистических персонажей басен И.А. Крылова» представлен анализ разноуровневых языковых средств, участвующих в создании образов Волка, Льва, Лисы, Медведя, Собаки.
В заключении подведены итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью проведённого исследования было выявление специфики языковых средств, используемых И.А. Крыловом в баснях для создания характеристики персонажей животных.
Анализ теоретического материала позволил выявить соотношение таких понятий, как «образ», «герой», «персонаж», дать понятие «характеристике персонажа», а также охарактеризовать какие приёмы и языковые средства и с какой целью используются при создании художественных образов. определить жанровые особенности басни, представляющей собой краткое стихотворное или прозаическое художественное произведение с аллегорическом смыслом и моралью. В первой главе были представлены особенности басен о животных, которые являясь аллегорическими персонажами, играют важнейшую роль в выражении морали басни. На основании изучения работ было установлено, что басни о животных представляют собой важную часть басенного творчества Крылова, а некоторые из них образуют своеобразные циклы об одном персонаже.
В нашем исследовании мы обращаемся к пяти таким своеобразным циклам: это басни о Волке, Льве, Лисе, Медведе и Собаке. Анализ языковых средств проводится с привлечением разных текстовых контекстов, включающих авторскую номинацию героя, описание его действий и поступков в повествовании, через динамическую и статическую характеристики, а также и через речевую характеристику персонажа, представленную прямой, внутренней и диалогической речью.
На основе анализа языкового материала (41 басня,108 контекстов), удалось установить, что образ персонажа животного создается как посредством авторской характеристики, включающей в себя номинации персонажей, описание их внешности, поведения, описание связанных с ними событий, так и с помощью речевой характеристики. В авторской речи может содержаться указание на особенности речевого поведения героя (вскричать, говорить сладко, пуститься в переговоры, держать речь). В повествовании большая роль отводится глагольным формам (знаменательные глаголы с семантикой действия или состояния), наречиям со значением образа действия, прилагательным в краткой и сравнительной степени, существительным с оценочным и обобщенным значением. Используются сравнения, метафоры, эпитеты – разнообразные выразительные средства языка. Благодаря этому у читателя создаётся зрительный образ персонажа. За счет концентрации перечисленных языковых средств описание персонажа приобретает динамичность.
Важнейшую роль в басне играет речевая характеристика персонажа, представленная различными формами диалогической, прямой и внутренней речи. В таких фрагментах используются слова с оценочной положительной и отрицательной семантикой, суффиксы эмоциональной оценки, которые придают речи экспрессивность, служат средством характеристики персонажа. Местоимения и частицы выполняют усилительно-выделительную функцию. Фразеологизмы придают речи разговорность (набить оскомину, не велика беда). Синтаксические средства языка (однородные сказуемые, риторические вопросы, восклицательные и вопросительные предложения, императивы) участвуют в передаче намерений персонажа и создании характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что в баснях Крылова используется самые разнообразные языковые и выразительные средства языка, благодаря которым образы животных становятся символами человеческих отрицательных качеств: Лиса – хитрости и обмана, Волк – грубой силы и глупости, Лев – гордости и силы, Медведь – неумной силы, нетерпения, а также неуклюжести.
Анализ языковых средств создания образов животных в баснях И.А. Крылова подтверждает справедливость выдвинутой в работе гипотезы. Языковые средства, участвующие в создании образов животных, используются для более полного раскрытия нравственной проблематики басни, служат основной цели басни – обличению человеческих пороков и недостатков, выразителями которых выступают аллегорические персонажи животные.



1. Анненкова, Н. М. Лингвостилистическая характеристика прозаической басни (на материале Лессинга и других немецких писателей): дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. М. Анненкова. – М., 1977. – 176 с.
2. Арепьева Н. Г. Семантические модификации метаязыковой сущности языка басни (Сопоставительный анализ переводов): автореф. дис. … канд. филол. наук / Наталья Геннадьевна Артемьева; Кубан. гос. ун-т.- Краснодар, 2000.- 22 с.
3. Артемьева Н. А. Анималистические образы в баснях И. А. Крылова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Наталья Анатольевна Артемьева. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2012. – 22 с.
4. Артемьева Н.А. Образ животных в баснях И. А. Крылова: лисица Н. А. Артемьева // Известия Смолен. гос. ун-та. - 2020.- № 2(14).- С. 185-195.
5. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений тт. I - XI / под ред. С.А. Венгерова (СПб., 1901 – 1916), тт. XII – XIII / под ред. В.С. Спиридонова (Л., 1926 – 1948) – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1959.
6. Белова В. С. Жанр басни в рассказе Монастырского Капеллана / В. С. Белова // Научный диалог: молодой ученый : сборник научных трудов по материалам VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22 мая 2017 г. / Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука». – СПБ.: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. – С. 37-39.
7. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - 4-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 2002. – 511с.
8. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е. Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2009.- № 35 (173). - С. 20–26.
9. Бородулина Н. Ю. Архетипические характеристики зооморфных метафор: от Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова к современному употреблению в русском и французском языках / Н. Ю. Бородулина, М. Н. Макеева // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2021.- № 2.- С. 65-79.
10. Бородулина Н. Ю. Мир животного VS мир человека: через культурные коды к архетипическим характеристикам анималистической метафоры / Н. Ю. Бородулина, М. Н. Макеева // Вестник славянских культур. - 2022. - №64. – С. 239-254.
11. Бочаров С. Г. Характеры и обстоятельства / С. Г. Бочаров// Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.: В 3-х томах. - М.: Академия наук СССР, 1962. – С. 312-451.
12. Бояркина Л. М. Репрезентация мира живой природы в тексте басни в антропоцентрическом приложении / Л. М. Бояркина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015.- №6-1(48). - С.31-34.
13. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая, [пер с англ. А. Д. Шмелева]. – М.: Языки славянской культуры, 2001.- С 169.
14. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды / В. В. Виноградов. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
15. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
16. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
17. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Ленинград: Советский писатель, 1979. – 223 с.
18. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 432с.
19. Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте / Е. А. Гончарова. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 1984. – 151 с.
20. Грасс Е. П. Интерпретация басен: уровни смысла аллегорических образов / Е. П. Грасс// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - №1. - С. 44-51.
21. Гудаченко Н. В. Роль фразеологии в создании образов типовых персонажей в жанре басен: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Гудаченко Наталья Викторовна. - Горький, 1983. - 188 с.
22. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. - М.: Изд-во МГУ, 1991.-508 с.
23. Жуковский В.А. Эстетика и критика. - М.: Искусство, 1985. – 433с.
24. Илюхина Н. А. Образ в лексико-семантическом аспекте / Н. А. Илюхина. – Самара: Самарский государственный университет, 1998. – 204 с.
25. Касьянова Е. М. Метаязыковая субстанциональность язык басен (на материале произведений И.А. Крылова): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Екатерина Михайловна; Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 1996. – 19 с.
26. Котович М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении / М. И. Котович // Сб. статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. / Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. – Минск: БГУ, 2015. – № 12. – С. 64-68.
27. Липатов Г. И. Язык басен Крылова / Г. И. Липатов. – СПб., 2010. – 129 с.
28. Лопатин В. В. Словообразовательные средства субъективно-оценочной прагматики высказывания и текста / В. В. Лопатин // Русский язык: Языковые значения в функциональном и эстетическом аспектах: виноградов. чтения, XlV - XV: [сборник статей] / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; отв. ред. Н. Ю. Шведова.- М.: Наука, 1987.- С.152-156.
29. Мальцева. О. А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе: на материале произведений Джона Фаулза: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Ольга Александровна Мальцева; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград, 1986. – 56 с.
30. Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. - М.: Академия, 2001.- 208 с.
31. Маслова В.А. Филологический анализ художественного текста / В. А. Маслова. - Минск, 1997. – 173 с.
32. Микова С.С. Общая характеристика языковых средств передачи культурной информации в текстах русских басен / С. С. Микова // Русистика, - 2011. - №4. - С.35-40.
33. Микова С.С. Языковые средства передачи культурной информации в тексте русской басни: диахронический аспект исследования: автореф. дис. … канд. филол. наук / С. С. Микова; РУДН. - М.: Изд-во РУДН, 2011.- 19 с.
34. Овчухова Ю.О. Особенности басенного жанра / Ю. О. Овчухова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3., № 2. – С. 104.
35. Опарина Е.О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. Исслед. Отд. Языкознания - М., 2017. – 152с.
36. Пигнастая Д.Г. Приемы создания художественного образа / Д. Г. Пигнастая // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде: Материалы I Международной научно-практической конференции, Евпатория, 22–23 ноября 2018 года / Под общей редакцией И.Б. Каменской. – Евпатория: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 251-257.
37. Пименова М.В. Этногерменевтический аспект концептуальных исследований / М. В. Пименова // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы: сборник научных статей международной конференции. – Кемерово: Комплекс “Графика”, 2002.- С.116-119.
38. Потоцкая Н.П. Стилистика современного французского языка Н. П. Потоцкая. - М.: Просвещение, 1974. - 356 с.
39. Пушина Л.А. Силлептическое употребление лексики в баснях Ж. Лафонтена и И. А. Крылова // Вестг. Удмурт. ун-та. Серия История и филология. - 2012.- Вып. 2.- С. 135-140.
40. Раренко, М.Б. И. А. Крылов: издатель, переводчик, баснописец / М. Б. Раренко // Литературоведческий журнал. – 2019. – № 46. – С. 15-25.
41. Рудяков Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения / Н. А. Рудакова; Под ред. В.А. Ивановой; Кишинев. гос. ун-т им. В.И. Ленина. - Кишинев: Штиинца, 1972. - с. 176-178.
42. Смирнова Л.Г. Люди и звери: Наименование животных как оценочная характеристика человека в русском языке / Л. Г. Смирнова // Русский язык за рубежом. - 2009.- №5.- С.48-55.
43. Стенник Ю.В. О специфике жанровой природы басни / Ю. В. Стенник // Русская литература. – 1980. – № 4. – С. 106–119.
44. Сюй Чжэнюй Особенности метафоры животных в баснях И. А. Крылова / Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ // Филологические науки: Вопросы теории и практики. - 2020.- Т.13, Вып. 12.- С.53-57.
45. Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства создания художественного образа в контексте проблемы эстетики языковых единиц / Г. А. Хайрутдинова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. гуманит. науки. - 2013. - №5. – С. 4.
46. Хомякова О.Р. Басня как жанр и басня Крылова / О. Р. Хомяков // Русский язык и литература. БГПУ- 2015. - № 8.- С.3
47. Ху В. Лексико-семантические особенности басен в русском и китайском языках / Ху В // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2020. – № 3(105). – С. 53-55.
48. Чернова С.В. Художественный образ: к определению понятия / С. В. Чернова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 6. – С. 109-116.
49. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. - 115 с.
50. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения / А. Я. Эсалнек. – М.: Флинта, 2004. – 114 с.
Список словарей и справочных изданий
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова.-. 4 изд., стереотип. - М.: Комкнига, 2007. - 576 с.
2. Бабенко Л.Г. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы/ Под ред. Проф. Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 704с.
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. – 314 с.
4. Быстрова Е. А. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ. / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – Л.: Просвещение, 1984. – 701 с.
5. Горкина А. П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. / Под ред. проф. - М.: Росмэн. 2006. – 984 с.
6. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: В 2т. / АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970 – 680с.
7. Елистратов В. С. Словарь русского арго: (Материалы 1980-1990-х гг.): Ок. 9000 слов, 3 000 идиомат. выражений / В. С. Елистратов; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Рус. слов., 2000. - 693 с.
8. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. / Т. Ф. Ефремова. — М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2006. — 1165 с.
9. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. - 5-е изд., испр. и доп.- Назрань: Пилигрим,2010. – 226 с.
10. Кожевникова В. М., Николаева П. А. Литературный энциклопедический словарь / под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советской энциклопедии, 1987. - 750 с.
11. Ларионова Ю.А. фразеологический словарь современного русского языка. – М.: «Аделант», 2014. – 512с.
12. Николаева П. А. Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. - (Современная иллюстрированная энциклопедия), М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 584 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944с.
14. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред.проф. Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 704 с.
15. Фёдоров А.И. фразеологический словарь русского литературного языка : ок. 13000 фразеологических единиц / А.И. Фёдоров. – 3е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 878, [2] с.
16. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
17. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва: Сов. энцикл., 1990. – 682 с.

Электронные ресурсы:
1. Большой словарь русских поговорок [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/proverbs/ (Дата обращения: 05.01.2023)
2. Волк — Википедия (wikipedia.org) [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA (Дата обращения: 10.09.2022)
3. Даль В.И. Пословицы русского народа [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dahl_proverbs/ (Дата обращения: 03.01.2023)
4. Разряды наречий в русском языке (Rus-Shkola.ru) [Электронный ресурс] – URL: https://rus-shkola.ru/russkij-yazyk/razryady-narechij-v-russkom-yazyke/ (Дата обращения: 03.04.2022)
5. Сайт о животных [Электронный ресурс] – URL: https://web-zoopark.ru/mlekopitayushchie/seriy_volk.html (Дата обращения: 10.09.2022)
6. Свой устав: Значение, Определение, Предложения. Что такое свой устав (englishlib.org) - URL: https://englishlib.org/definition/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2.html?ysclid=lh7cthlrgh474259484 (Дата обращения: 20.11.2022)
7. Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков [Электронный ресурс] - URL: https://difficult_words_ru.academic.ru/ (Дата обращения: 03.01.2023)
8. Словарь исконно русских слов [Электронный ресурс] - URL: https://difficult_words_ru.academic.ru/ (Дата обращения: 13.10.2022)
9. Словарь многих выражений [Электронный ресурс] - URL: https://all_words.academic.ru/ (Дата обращения: 03.01.2023)
10. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова, [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_synonims/ (Дата обращения: 10.01.2023)
11. Словарь синонимов [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_synonims/ (Дата обращения: 03.01.2023)
12. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ (Дата обращения: 13.01.2023)
13. Современный Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Изд. "Большая Российская Энциклопедия", [М.,1997-] – URL: https://encyclopediadic.slovaronline.com/67934-HARAKTERISTIKA (дата обращения: 20.03.2022).
14. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc2p/ (Дата обращения: 03.01.2023)
15. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/ (Дата обращения: 13.01.2023)
16. Толковый словарь русских существительных [Электронный ресурс] - URL: https://noun_ru.academic.ru/ (Дата обращения: 03.01.2023)
17. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/ (Дата обращения: 13.01.2023)
18. Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс] - URL: https://phraseology.academic.ru/ (Дата обращения: 03.01.2023)

ИСТОЧНИКИ
И.А. Крылов Басни. – Издательство АН СССР, серия «Литературные памятники» - М.-Л. 1956. – 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ