Народная игра как средство формирования навыков общения у дошкольников в условиях разновозрастной группы ДОО
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности общения детей дошкольного возраста 12
1.3. Специфика формирования навыков общения у детей в условиях разновозрастной группы ДОО 16
1.4. Роль народных игр в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у детей дошкольного возраста 30
2.2. Особенности применения народных игр для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы 36
2.3. Определение эффективности использования народных игр в работе по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности общения детей дошкольного возраста 12
1.3. Специфика формирования навыков общения у детей в условиях разновозрастной группы ДОО 16
1.4. Роль народных игр в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у детей дошкольного возраста 30
2.2. Особенности применения народных игр для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы 36
2.3. Определение эффективности использования народных игр в работе по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.
В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни [4].
На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В. Бондаревская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова).
В поᄀследнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В то время, как умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Л.М. Шипицыной, ранние формы общения воᄀ многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [16].
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования навыков общения, в том числе, в игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [26].
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Педагогам и родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению. На наш взгляд такими играми могут являться народные.
В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни [4].
На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В. Бондаревская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова).
В поᄀследнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В то время, как умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Л.М. Шипицыной, ранние формы общения воᄀ многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [16].
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования навыков общения, в том числе, в игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [26].
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Педагогам и родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению. На наш взгляд такими играми могут являться народные.
В настоящее время имеется достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста, но, в то же время, недостаточно исследований, раскрывающих особенности и возможности народной игры в данном процессе.
Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно друг с другом. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
Умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребенка, могут во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте, применяя при этом верные средства и методы.
В данной работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры.
Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Проведя диагностику сформированности навыков общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что работа по данному направлению ведется недостаточно, а именно не учитывается исходный уровень сформированности навыков общения, используются не все возможные способы их формирования. Поэтому большинство детей на констатирующем этапе эксперимента показали средний и низкий уровни развития навыков общения.
На формирующем этапе эксперимента нами были подобраны и проведены различные народные игры, которые мы включали в режимные моменты и в НОД с дошкольниками.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в результате проведения цикла народных игр уровень сформированности навыков общения у детей значительно повысился: дети перешли на высокий и средний уровни сформированности исследуемого компонента. Дошкольники научились устанавливать партнерские взаимоотношения друг с другом и взрослыми. Следовательно, включая народную игру в воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение для дошкольников народных игр заметно повышает уровень их культуры общения. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования были решены, цель – достигнута.
Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно друг с другом. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
Умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребенка, могут во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте, применяя при этом верные средства и методы.
В данной работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры.
Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Проведя диагностику сформированности навыков общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что работа по данному направлению ведется недостаточно, а именно не учитывается исходный уровень сформированности навыков общения, используются не все возможные способы их формирования. Поэтому большинство детей на констатирующем этапе эксперимента показали средний и низкий уровни развития навыков общения.
На формирующем этапе эксперимента нами были подобраны и проведены различные народные игры, которые мы включали в режимные моменты и в НОД с дошкольниками.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в результате проведения цикла народных игр уровень сформированности навыков общения у детей значительно повысился: дети перешли на высокий и средний уровни сформированности исследуемого компонента. Дошкольники научились устанавливать партнерские взаимоотношения друг с другом и взрослыми. Следовательно, включая народную игру в воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение для дошкольников народных игр заметно повышает уровень их культуры общения. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования были решены, цель – достигнута.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования дружеских взаимоотношений в условиях разновозрастной группы
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - КТД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018





