Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Народная игра как средство формирования навыков общения у дошкольников в условиях разновозрастной группы ДОО

Работа №148032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности общения детей дошкольного возраста 12
1.3. Специфика формирования навыков общения у детей в условиях разновозрастной группы ДОО 16
1.4. Роль народных игр в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста 25

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у детей дошкольного возраста 30
2.2. Особенности применения народных игр для формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы 36
2.3. Определение эффективности использования народных игр в работе по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58


Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.
В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни [4].
На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В. Бондаревская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова).
В поᄀследнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В то время, как умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Л.М. Шипицыной, ранние формы общения воᄀ многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [16].
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования навыков общения, в том числе, в игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [26].
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Педагогам и родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению. На наш взгляд такими играми могут являться народные.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время имеется достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста, но, в то же время, недостаточно исследований, раскрывающих особенности и возможности народной игры в данном процессе.
Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно друг с другом. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
Умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребенка, могут во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте, применяя при этом верные средства и методы.
В данной работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры.
Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Проведя диагностику сформированности навыков общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что работа по данному направлению ведется недостаточно, а именно не учитывается исходный уровень сформированности навыков общения, используются не все возможные способы их формирования. Поэтому большинство детей на констатирующем этапе эксперимента показали средний и низкий уровни развития навыков общения.
На формирующем этапе эксперимента нами были подобраны и проведены различные народные игры, которые мы включали в режимные моменты и в НОД с дошкольниками.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в результате проведения цикла народных игр уровень сформированности навыков общения у детей значительно повысился: дети перешли на высокий и средний уровни сформированности исследуемого компонента. Дошкольники научились устанавливать партнерские взаимоотношения друг с другом и взрослыми. Следовательно, включая народную игру в воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение для дошкольников народных игр заметно повышает уровень их культуры общения. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования были решены, цель – достигнута.


1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №6 – С.86-89.
2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 200 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М., 1997. – 300 с.
5. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.,1994. – 280 с.
6. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1997. – 230 с.
8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1982. – 187 с.
9. Детская психология: учебное пособие. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.,1988. – 213 с.
10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 2000. – 200 с.
11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с.
12. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1993. – 380 с.
13. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М., 1996. – 420 с.
14. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С. 3-9.
15. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М., 1997. – 290 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ