Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией

Работа №148024

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Психолого - медико - педагогическая характеристика детей с
дизартрией 8
1.2.Особенности развития мелкой моторики у
дизартриков 12
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования моторных функций
детей 22
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Организация исследования 27
3.2. Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией в условиях
экспериментального обучения 28
3.3. Контрольный эксперимент 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень зачастую, они различаются согласно собственной выраженности, предмету и структуре. Это является причиной того, что дети не готовы учиться читать и писать и может повлиять на их успеваемость в будущем.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развитию движений кистей и пальцев рук детей дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование литературных данных о состоянии двигательной сферы детей с дизартрией показал, что проблема нарушений двигательной функции при данной речевой патологии освещена достаточно полно.
Данные, полученные при анализе специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети с тяжелой дизартрией не могут спонтанно войти в онтогенетический путь развития речевых и двигательных функций, характерный для нормально развивающихся детей, так как их развитие происходит на фоне нарушений центральной нервной системы.
Однако по опыту специалистов в области данной патологии речи эти дети обладают довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов.
Архипова Е.Ф. [1] обращает внимание на то, что невролог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения рук всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.
Кольцовой М.М. с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:
• около тридцати процентов целой участка двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;
• работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревания центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.
Фомина Л.В. обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук [1].
В исследованиях Архиповой Е.Ф. [1] отмечается, что в невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка электрофизиологическим исследованием установлено, что при ритмичных движениях пальцев ребенка резко возрастает согласованная активность лобных и височных отделов головного мозга.
При проведении упражнений на исследования уровня мелкой моторики выявлены следующие особенности моторики ребенка с дизартрией тяжелой степени:
• замедленные, неловкие, скованные движения;
• информированность тонких дифференцированных движений пальцев рук;
• сложности в удержании статической моторной позы;
• замедленный темп выполнения упражнений;
• чрезмерное напряжение и малая подвижность пальцев, при работе с карандашом;
• отмечались трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую, дифференцировка поочередно пальцев;
• наблюдалась ассиметрия в движениях рук: на доминирующей руке движения выполняются легче и точнее;
• движения, вызывающие у ребенка затруднение выполняется со зрительным контролем и наоборот, более легкие движения в контроле не нуждаются.
Целью формирующего эксперимента было развитие мелкой моторики рук у детей с дизартрией.
Для разработки коррекционно-развивающих занятий нами были использованы методические рекомендации Коноваленко В.В. На основе народных пальчиковых игр нами были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ.
Формирующий эксперимент состоял из следующих этапов:
1. Комплекс занятий направленный на развитие мелкой моторики пальцев рук на основе народных пальчиковых игр;
2. Кинезиология:
3. Развитие коммуникативных способностей в процессе пальчиковых игр....


1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2007.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008.
3. Аханькова, Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей. / Аханькова Е.В. // Человек в мире спорта. - М.: Приват, 1998.
4. Бернштейн, В.И. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. / В.И. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1966.
5. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. / С.Е. Большакова. - М: ТЦ Сфера, 2008.
6. Визель, Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. / Визель Т.Е. - М.: Астрель, 2005.
7. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.
8. Гуровец, Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. / Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. - М.: Изд-во МГПИ, 1985.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова // Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1981.
10. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург. Из-во АРДЛТД, 1998.
11. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии. / И.Б. Карелина. // Дефектология. - 1996 - №5.
12. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. / И.Б. Карелина. // Дефектология. - 2000. - №1.
13. Каше, Е.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Е.А. Каше. - М.: Педагогика, 1985.
14. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. / М.М. Кольцова. - М.: Просвещение, 1973.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева - М.: Владос, 2004....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ