Различия в показателях мотивации младших школьников из семей с разным стилем семейного воспитания
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения мотивации младших школьников из семей с разным стилем семейного воспитания 6
1.1 Основные подходы к понятию мотивация 6
1.2. Мотивация учения в младшем школьном возрасте 10
1.3. Понятие и структура детско-родительских отношений 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и
учебной мотивации младших школьников 26
2.1. Этапы исследования, методики и их описание 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы 43
Заключение 45
Список используемых источников 50
Приложение 1 53
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения мотивации младших школьников из семей с разным стилем семейного воспитания 6
1.1 Основные подходы к понятию мотивация 6
1.2. Мотивация учения в младшем школьном возрасте 10
1.3. Понятие и структура детско-родительских отношений 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и
учебной мотивации младших школьников 26
2.1. Этапы исследования, методики и их описание 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы 43
Заключение 45
Список используемых источников 50
Приложение 1 53
В настоящее время формирование и социализация личности ребенка в семье является одной из наиболее значимых проблем в психологии. Родительская семья оказывает влияние на формирование основных психологических качеств личности. На ранних этапах жизни семья является одной из наиболее важных социальных групп для ребенка.
В условиях адекватного функционирования семьи ребенок оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, и имеет комплиментарные образцы отца и матери, которые в будущем позволяют сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье. В настоящее время накоплено немало убедительных доказательств значимости семьи для формирования личности ребенка, а также возможности возникновения необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи.
Младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебная деятельность еще не сформирована и главной задачей для него является ее формирование. Трудность, с которой сталкивается младший школьник, состоит в том, что мотив, с которым он приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников. А качество семейных отношений как раз и влияет на формирование мотивации учения ребенка младшего школьного возраста.
Актуальность работы обусловлена тем, что стиль воспитания в семье, степень заинтересованности родителей в обучении ребенка - влияют на формирование учебной мотивации. В связи с этим можно говорить об актуальности нашей работы.
Целью исследования: изучение различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания.
Объект исследования: мотивация, детско-родительские отношения
Предмет исследования: различия в показателях мотивации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
Гипотеза: существуют различия в мотивации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
2. Провести исследование мотивации учебной деятельности младших школьников;
3. Диагностировать стили семейного воспитания;
4. Проанализировать результаты диагностики мотивации учебной деятельности у детей из семей с разным стилем семейного воспитания.
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода исследования был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
2. Определение силы выраженности учебного мотива методика «Расписание» (Н.В. Елфимова);
3. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 4 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. И с помощью t-критерий Стьюдента (для связных выборок), который направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок.
Эмпирическое исследование проводилось поэтапно на базе МБОУ «Зубово - Полянская СОШ №1» было проведено эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников в 4Б классе. В классе обучаются 29 человек, из них 16 девочек и 13 мальчиков.
В условиях адекватного функционирования семьи ребенок оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, и имеет комплиментарные образцы отца и матери, которые в будущем позволяют сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье. В настоящее время накоплено немало убедительных доказательств значимости семьи для формирования личности ребенка, а также возможности возникновения необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи.
Младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебная деятельность еще не сформирована и главной задачей для него является ее формирование. Трудность, с которой сталкивается младший школьник, состоит в том, что мотив, с которым он приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников. А качество семейных отношений как раз и влияет на формирование мотивации учения ребенка младшего школьного возраста.
Актуальность работы обусловлена тем, что стиль воспитания в семье, степень заинтересованности родителей в обучении ребенка - влияют на формирование учебной мотивации. В связи с этим можно говорить об актуальности нашей работы.
Целью исследования: изучение различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания.
Объект исследования: мотивация, детско-родительские отношения
Предмет исследования: различия в показателях мотивации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
Гипотеза: существуют различия в мотивации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
2. Провести исследование мотивации учебной деятельности младших школьников;
3. Диагностировать стили семейного воспитания;
4. Проанализировать результаты диагностики мотивации учебной деятельности у детей из семей с разным стилем семейного воспитания.
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода исследования был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
2. Определение силы выраженности учебного мотива методика «Расписание» (Н.В. Елфимова);
3. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 4 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. И с помощью t-критерий Стьюдента (для связных выборок), который направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок.
Эмпирическое исследование проводилось поэтапно на базе МБОУ «Зубово - Полянская СОШ №1» было проведено эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников в 4Б классе. В классе обучаются 29 человек, из них 16 девочек и 13 мальчиков.
Родительский стиль - это обобщенные, характерные способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, "родительские отношения" - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Очевидно, что родители относятся к своим детям неодинаково, поэтому родительские отношения разделяется на стили, среди которых есть благоприятные и неблагоприятные.
Так же в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная мотивация. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Если мотив учения отсутствует, то он неизбежно приведет к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
И возможно, что родительский стиль воспитания, может как то повлиять на успешность или не успешность учебной мотивации младшего школьника.
Нами было проведено исследование, целью которого стало исследование различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания.
Нами было проведено исследование, целью которого стало исследование различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания. В исследовании приняли участие 29 человек. Возраст испытуемых младших школьников 10-11 лет и их родителей 35-40. Все 29 человек являются учениками Зубово - Полянской СОШ №1. Работа по выявлению различий в показателях мотивации младших школьниках, из семей с разным стилем семейного воспитания проводилась в январе-феврале 2018 года.
Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, включал в себя подборку диагностических методик, анализ литературы по теме исследования, а также знакомство с испытуемыми.
На втором этапе проводилось само исследование различий в мотивации учебной деятельности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
В результате проведения опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Было выявлено следующее: выраженным стилем семейного воспитания является гиперсоциализация (72,24 %) родителей воспитывают своих детей по такому стилю) - можно сказать, что данный стиль семейного воспитания отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отлично просматривается авторитаризм.
Второе место занимает стиль «Симбиоз» - (71,81%) родителей
воспитывают детей по такому стилю семейного воспитания - данный стиль отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Для родителей, склонных к симбиозу, воспитание становится основной деятельностью, мотив которой состоит в реализации потребности смысла жизни....
По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, "родительские отношения" - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Очевидно, что родители относятся к своим детям неодинаково, поэтому родительские отношения разделяется на стили, среди которых есть благоприятные и неблагоприятные.
Так же в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная мотивация. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Если мотив учения отсутствует, то он неизбежно приведет к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
И возможно, что родительский стиль воспитания, может как то повлиять на успешность или не успешность учебной мотивации младшего школьника.
Нами было проведено исследование, целью которого стало исследование различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания.
Нами было проведено исследование, целью которого стало исследование различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания. В исследовании приняли участие 29 человек. Возраст испытуемых младших школьников 10-11 лет и их родителей 35-40. Все 29 человек являются учениками Зубово - Полянской СОШ №1. Работа по выявлению различий в показателях мотивации младших школьниках, из семей с разным стилем семейного воспитания проводилась в январе-феврале 2018 года.
Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, включал в себя подборку диагностических методик, анализ литературы по теме исследования, а также знакомство с испытуемыми.
На втором этапе проводилось само исследование различий в мотивации учебной деятельности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
В результате проведения опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Было выявлено следующее: выраженным стилем семейного воспитания является гиперсоциализация (72,24 %) родителей воспитывают своих детей по такому стилю) - можно сказать, что данный стиль семейного воспитания отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отлично просматривается авторитаризм.
Второе место занимает стиль «Симбиоз» - (71,81%) родителей
воспитывают детей по такому стилю семейного воспитания - данный стиль отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Для родителей, склонных к симбиозу, воспитание становится основной деятельностью, мотив которой состоит в реализации потребности смысла жизни....
Подобные работы
- Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Изучение социометрического статуса и характеристик общения у младших школьников с гиперактивным поведением
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Психологические характеристики младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ (19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018





