Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях мотивации младших школьников из семей с разным стилем семейного воспитания

Работа №148012

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения мотивации младших школьников из семей с разным стилем семейного воспитания 6
1.1 Основные подходы к понятию мотивация 6
1.2. Мотивация учения в младшем школьном возрасте 10
1.3. Понятие и структура детско-родительских отношений 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и
учебной мотивации младших школьников 26
2.1. Этапы исследования, методики и их описание 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы 43
Заключение 45
Список используемых источников 50
Приложение 1 53

В настоящее время формирование и социализация личности ребенка в семье является одной из наиболее значимых проблем в психологии. Родительская семья оказывает влияние на формирование основных психологических качеств личности. На ранних этапах жизни семья является одной из наиболее важных социальных групп для ребенка.
В условиях адекватного функционирования семьи ребенок оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, и имеет комплиментарные образцы отца и матери, которые в будущем позволяют сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье. В настоящее время накоплено немало убедительных доказательств значимости семьи для формирования личности ребенка, а также возможности возникновения необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи.
Младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебная деятельность еще не сформирована и главной задачей для него является ее формирование. Трудность, с которой сталкивается младший школьник, состоит в том, что мотив, с которым он приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников. А качество семейных отношений как раз и влияет на формирование мотивации учения ребенка младшего школьного возраста.
Актуальность работы обусловлена тем, что стиль воспитания в семье, степень заинтересованности родителей в обучении ребенка - влияют на формирование учебной мотивации. В связи с этим можно говорить об актуальности нашей работы.
Целью исследования: изучение различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания.
Объект исследования: мотивация, детско-родительские отношения
Предмет исследования: различия в показателях мотивации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
Гипотеза: существуют различия в мотивации младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
2. Провести исследование мотивации учебной деятельности младших школьников;
3. Диагностировать стили семейного воспитания;
4. Проанализировать результаты диагностики мотивации учебной деятельности у детей из семей с разным стилем семейного воспитания.
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода исследования был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
2. Определение силы выраженности учебного мотива методика «Расписание» (Н.В. Елфимова);
3. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 4 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. И с помощью t-критерий Стьюдента (для связных выборок), который направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок.
Эмпирическое исследование проводилось поэтапно на базе МБОУ «Зубово - Полянская СОШ №1» было проведено эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников в 4Б классе. В классе обучаются 29 человек, из них 16 девочек и 13 мальчиков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Родительский стиль - это обобщенные, характерные способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, "родительские отношения" - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Очевидно, что родители относятся к своим детям неодинаково, поэтому родительские отношения разделяется на стили, среди которых есть благоприятные и неблагоприятные.
Так же в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная мотивация. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Если мотив учения отсутствует, то он неизбежно приведет к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
И возможно, что родительский стиль воспитания, может как то повлиять на успешность или не успешность учебной мотивации младшего школьника.
Нами было проведено исследование, целью которого стало исследование различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания.
Нами было проведено исследование, целью которого стало исследование различий в показателях мотивации младших школьников, из семей с разным стилем семейного воспитания. В исследовании приняли участие 29 человек. Возраст испытуемых младших школьников 10-11 лет и их родителей 35-40. Все 29 человек являются учениками Зубово - Полянской СОШ №1. Работа по выявлению различий в показателях мотивации младших школьниках, из семей с разным стилем семейного воспитания проводилась в январе-феврале 2018 года.
Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, включал в себя подборку диагностических методик, анализ литературы по теме исследования, а также знакомство с испытуемыми.
На втором этапе проводилось само исследование различий в мотивации учебной деятельности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания.
В результате проведения опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Было выявлено следующее: выраженным стилем семейного воспитания является гиперсоциализация (72,24 %) родителей воспитывают своих детей по такому стилю) - можно сказать, что данный стиль семейного воспитания отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отлично просматривается авторитаризм.
Второе место занимает стиль «Симбиоз» - (71,81%) родителей
воспитывают детей по такому стилю семейного воспитания - данный стиль отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Для родителей, склонных к симбиозу, воспитание становится основной деятельностью, мотив которой состоит в реализации потребности смысла жизни....


1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с.
2. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.
3. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. - 1998. - № 3 - 4. - С. 52 - 68.
4. Арнаутова Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова -- М.: Профессиональное образование, 1993. 59 с.
5. Безлепкина Л. Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности// Вестник социальной работы. -- 1993. -- № 3.
6. Бенин Владислав Львович. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис. ... д-ра пед. Наук:
7. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением / И. В. Бестужев-Лада. М.: 1988. - 98 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2009.- 400с.
9. Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. - М., 2004. - 297 с.
10. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. ун-та. 1986.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990
12. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268
14. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. -М,: Айрис-Пресс, 2008
15. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания./ И.Ф.Дементьева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. 2000. - 345с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ