Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ценностно-нравственной сферы подростков с низким уровнем толерантности

Работа №148011

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения ценностно­нравственной сферы подростков с низким уровнем
толерантности 7
1.1. Проблема ценностно-нравственной сферы личности в
психологии 7
1.2. Толерантность как часть нравственной культуры человека 13
1.3. Особенности развития ценностно-нравственной сферы в
подростковом возрасте 20
1.4. Особенности развития толерантности в подростковом возрасте.29
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно­нравственной сферы подростков с низким уровнем толерантности 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Рекомендации по воспитанию толерантности у учащихся
подросткового возраста 67
Выводы 69
Заключение 72
Список используемых источников 75
Приложение 80

К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний момент все большую распространенность в детско-подростковой среде получают такие негативные явления как озлобленность, недоброжелательность, агрессивность. Причин данным явлениям множество. Ситуации в современном обществе, находящемся в состоянии глобальных перемен, социальное окружение, взаимная нетерпимость, культурный эгоизм, особенности воспитания. Все это и многое другое, так или иначе, негативно влияет на нравственное развитие подростка, одним из проявлений которого является слабо сформированное качество личности такое, как толерантность.
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (из «Декларации принципов толерантности», подписанная 16 ноября 1995 года) [16].
Проявление толерантности является важным условием как для функционирования и адаптации человека в обществе, так и для выживания и развития самого общества. В связи с этим все острее чувствуется потребность в воспитании высоконравственной и духовно богатой личности, способной к созиданию.
Невозможно и нецелесообразно рассматривать проблему толерантности вне контекста нравственного развития личности, которое является одним ключевых факторов развития современного общества. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своему отечеству, потребности созидать, творить и самосовершенствоваться есть с одной стороны важнейшее условие успешного развития России, с другой трудная задача, решение которой может быть обеспечена только масштабными действиями. Эффективность решения всех этих проблем кроется в качественном духовно-нравственном воспитании, которое способствует становлению ценностно-нравственной сферы человека,
предполагая внутренние изменения в личности, в результате чего, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям.
Проблема формирования ценностно-нравственной сферы личности - сравнительно новая научная проблема, отражена в исследованиях психологов и социологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Каган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.О. Николаичев, Б.С. Братусь, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, В.Н. и др.), раскрывающие сущность духовной деятельности человека, и которые составляют базу для изучения психологических механизмов формирования нравственных, духовно-нравственных ценностей личности. Это позволяет решать задачи формирования нравственно-воспитанной личности в школе в современной социокультурной ситуации.
Нравственное развитие в подростковом возрасте является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном развитии наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Формирования толерантности как одной из особенностей ценностно­нравственной сферы начинается с началом подросткового возраста и продолжается, по мнению многих ученых, в юности. В эти периоды становления личностной идентичности, ценностно-смысловой сферы и самосознания в зависимости от протекания этих процессов можно говорить о наличии и уровне развития толерантного сознания.
Анализ научной литературы по проблеме ценностно-нравственной сферы сознания показывает, что вопросы, связанные с раскрытием содержания понятия «ценностно-нравственная сфера сознания», с определением подходов и принципов формирования данной сферы у подростков с низким уровнем толерантности, не были предметом специального исследования, что определило выбор и актуальность темы исследования, одной стороны. С другой, представляется перспективным 4
направлением будущих исследований, так как последние события, межнациональная напряженность в России в ближайшее время будет только расти, и в связи с этим особую актуальность приобретают поиски путей, способствующие развитию толерантности у подростков....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная квалификационная работа посвящена изучению особенностей ценностно-нравственной сферы подростков с низким уровнем толерантности.
Проявление толерантности к другому человеку, как нравственная категория, является важным условием для функционирования и адаптации человека в обществе, для выживания и развития самого общества.
Формирования толерантности начинается с началом подросткового возраста и продолжается, по мнению многих ученых, в юности. В эти периоды становления личностной идентичности, ценностно-смысловой сферы и самосознания в зависимости от протекания этих процессов можно говорить о наличии и уровне развития толерантного сознания.
Невозможно рассматривать проблему толерантности вне контекста духовно-нравственного развития личности, которое является одним ключевых факторов развития современного общества, способствуя становлению ценностно-нравственной сферы человека, предполагая внутренние изменения в личности, в результате чего, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям.
Очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу перечисленных выше нравственных категорий, так и практическое его значение для дальнейшей работы в направлении решения вопросов, связанных с нравственным развитием, в частности развития толерантности.
С целью ликвидации пробелов в этой сфере нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление и изучение особенностей ценностно-нравственной сферы у подростков с низким уровнем толерантности (первая группа), в сравнении с подростками с высоким уровнем толерантности (вторая группа).
В результате исследования были установлены различия в особенностях ценностно-нравственной сферы подростков с низким и высоким уровнем толерантности, что позволило нам сформулировать выводы, о том, что выделенные группы статистически достоверно (на уровне р<0,001 и р<0,01) отличаются друг от друга:
• выраженностью показателя толерантности. Толерантность подростков первой группы характеризуется проявлением низкой способности выражать терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, социальных групп, определенных личностных черт, установок и убеждений, способствующих проявлению интолерантного поведения;
• чертологическими особенностями воспитанности и нравственных качеств. У подростков с низким уровнем толерантности особенности нравственного развития характеризуется незрелостью системы отношения человека к окружающей действительности. В данной сфере у них менее проявляются такие особенности, как: позитивное отношение к себе и потребность в изменении себя; трудолюбие и эстетические чувства; ощущение чувства тепла, защищенности в семье; чувство милосердия, скромности, добродушия;
• выраженностью нравственных ценностей и нравственного развития. Подростков с низким уровнем толерантности отличает низкая значимость таких нравственных ценностей в духовно-нравственной сфере, как доброта, милосердие, любовь к людям, бескорыстие, оптимизм, достоинство, ответственность, долг, альтруизм, совесть;
• выраженностью нравственной мотивации. Подростков с низким уровнем толерантности отличает менее выраженная ориентация на соблюдение нравственных норм в поступках и жизни общества.
В процессе корреляционного анализа были выявленные статистически значимые связи между толерантностью и особенностями ценностно­нравственной сферы, указывающие указывают на то, что особенности ценностно-нравственной сферы оказывают влияние на толерантность личности. Чем сильнее в структуре личности выражены нравственные ценности, качества, мотивация, тем выше проявление толерантности.
Полученные результаты указывают на необходимость разработки специальных программ по психологическому сопровождению подростков с целью развития толерантности. В качестве рекомендаций нами разработано мероприятие воспитательного характера «Человек - в центре внимания», целью которого является формирование у подростков понимания смысла человеческого существования и активной жизненной позиции.....


1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно - нравственное развитие личности в учебно - событийной деятельности. - Казань: Карпол, 2002. - 230 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учеб. пособие . - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2009. - 304 с.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63 - 70.
4. Алексина Т.А. Прикладная этика. - М.: РУДН, 2004. - 210 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2005 . - 270 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - 5 - е изд. // М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.
7. Андреенко Е.В. Социальная психология. Учебное пособие для студентов: высш. пед.учеб. заведение / Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 277 с.
8. Артюхова И. Ценности - цели подрастающего поколения: На первом месте - здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. -
2001. - №10. - С. 84-87.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007. - 523 с.
10. Бажин К.С. Работа психолога в образовательном учреждении. - Киров, 2011. - 256 с.
11. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /
Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Вербум - М, 2003. - С. 75.
12. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. -2002. - №20. - С - 13 - 14.
13. Буланова - Топоркова М.В. Педагогика и психология
высшей школы: учебное пособие. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. -
544 с.
14. Вершинина Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ). - М.: МПСИ, 2005. - 180 с.
15. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. -
2002. - №1. - С.96-105.....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ