Введение 4
Глава 1. Исследование проблемы экстремизма в отечественной и
зарубежной науке 9
1.1 Экстремизм как социальный феномен 9
1.2 Информационно-просветительская деятельность в образовательной
организации: сущность и специфика 17
1.3 Подросток как субъект взаимодействия 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности
информационного просвещения в образовательной среде в
противодействии экстремизму 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и описание результатов 39
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 53
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» прописывает основные положения государственной политики противодействия всем видам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера. Для лучшей организации работы по противодействию привлечения учащихся к экстремистским организациям и группировкам необходимо знать причины и условия, которые способствуют развитию агрессивных настроений в молодежной среде [1].
Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие: установки, предубеждения родителей; взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников); влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.; стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе.
Основные задачи профилактики экстремизма:
а) воспитание у учеников установок признания, соблюдения и защиты
прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и знание законов;
б) формирование норм социального поведения, характерного для
гражданского общества;
в) повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
г) противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
д) внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
е) воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости
наказания за осуществление экстремистской деятельности;
ж) отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.
При организации работы по профилактике подросткового экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1) Все молодые люди, живущие в России. На этом уровне необходимо осуществлять общие профилактические меры, направленные на улучшение жизненных возможностей молодежи, снижение чувства незащищенности, отсутствия спроса, создание условий для их полной самореализации и жизни.
2) Молодые люди, находящиеся в ситуации возможного "попадания" в сферу экстремистской деятельности (молодые люди в "зоне риска"). В этом контексте предупреждения экстремистских проявлений среди молодежи должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.
К таким категориям относятся: дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и моральное насилие); "Золотая молодежь", склонная к безнаказанности, вседозволенности и экстремальному досугу, рассматривает участие в экстремистской субкультуре как естественную форму.; дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовой метод решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к отклонениям уличных компаний; члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально¬экономические и возрастные особенности различных периодов, в которые оказываются подростки.
Самый опасный возраст с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности составляет от 14 до 22 лет. В это время мы имеем навязывание двух важных психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме "мы" - "они". Также ей присуща неустойчивая психика, легко поддающаяся внушению и манипуляциям. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 и 22 оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически любой социально-экономическими факторами (семья, собственность, долгосрочная постоянная работа и т. д.).
В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
а) оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые люди, ее улучшение, создание в ней пространств, для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
б) создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
в) разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Актуальность проблемы экстремизма в подростковой среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы экстремизма в подростковой среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер. Подростки рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. Подростковый экстремизм, является угрозой непосредственно жизни и здоровью населения страны. Профилактика и борьба с данным феноменом должна стать одним из приоритетных направлений социальной политики современного российского государства.
Цель исследования - изучить эффективность информационного просвещения в образовательной среде в противодействии экстремизму.
Объект исследования - экстремизм как социальный феномен.
Предмет исследования - информационное просвещение как средство противодействия экстремизму.
Гипотеза исследования: информационное просвещение в
образовательной среде является эффективным средством противодействия экстремизму.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2) Выявить склонность подростков к проявлению экстремистского поведения.
3) Составить и внедрить в практику программу противодействия экстремизму.
4) Экспериментально проверить эффективность реализованной программы.
Методы исследования:
а) изучение и анализ литературы;
б) тестирование (методике Басса - Дарки «Опросник агрессивности» и «Предпосылки склонности к экстремизму»);
в) педагогический эксперимент;
г) методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны в работе школьной психологической службы в рамках организации консультационной и коррекционной работы.
Экспериментальная база исследования - МБОУ ООШ № 19 г. Бийска.
Апробация результатов исследования: результаты исследования докладывались на педагогическом совете МБОУ ООШ №19.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Среди всех асоциальных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности страны, особое место занимает молодёжный экстремизм. Данное явление представляет непосредственную опасность для российской государственности, поскольку является орудием борьбы за власть радикальных организаций.
Рассмотрев ряд подходов к определению «экстремизма», можно выделить специфические черты каждой трактовки в зависимости от того с точки зрения какой науки было рассмотрено явление.
Экстремизм как социальный феномен является сложным и
неоднородным явлением. Справочные издания трактуют понятие "экстремизм" как приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.
Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.
Вследствие этого следующим шагом по борьбе с этим явлением должна стать эффективная профилактика данного явления в образовательной среде.
Для подтверждения гипотезы поставленной в начале исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа по противодействию экстремизма в подростковой среде.
Опытно-экспериментальная состояла из трех этапов:
1) На констатирующем этапе с помощью диагностических методик («Опросник агрессивности» Басса - Дарки, Тест «Предпосылки склонности к экстремизму») нами были выявлены учащиеся с признаками проявления экстремистского поведения.
2) На формирующем этапе была разработана и реализована информационно-просветительская программа по противодействию экстремизму среди подростков. В программу вошло 13 занятий, которые проводились 2 раза в месяц. Основными формами деятельности в рамках реализации программы были уроки и внеклассные мероприятия по воспитанию культуры толерантности и профилактике экстремизма; уроки и внеклассные мероприятия по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира; этнокультурные и межнациональные мероприятия и культурные акции в школе, участие в районных и городских мероприятиях и акциях; тематические экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры.
3) На контрольном этапе было проведено повторное исследование, направленное на выявление эффективности разработанной программы в области противодействия экстремизму в подростковой среде, входе которого была подтверждена эффективность разработанной программы.
1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
3. Аминов, Д.И. Молодёжный экстремизм в России [Текст]: учебное пособие / Д.И. Аминов, О.Р. Оганян. - М.: Академия, 2015. - 200 с.
4. Ардашкин, И.Б. Методы и технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. - Томск: Изд. ТПУ, 2010. - 143 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 367 с.
6. Афанасьева, Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ) [Текст]: автореф. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. / Р.М. Афанасьева. - М.: Просвещение, 2009. - 57 с.
7. Бабаинцев, В.П. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления [Текст] / В.П. Бабинцев, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова // Мир России, 2014. - № 1. - С. 74-87.
8. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения [Текст]: методическое пособие / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
9. Берк, Л. Развитие ребенка [Текст]: учебник / Л. Берк. - СПб.: Питер, 2011. - 297 с.
10. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]: сборник статей / Л.И. Божович. - М.: Педагогика», 1999. - 352 с.
11. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
12. Большой энциклопедический словарь [Текст]: словарь. - М.: АСТ, 2003. - 1213 с.
13. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
14. Вехов, И.В. Экстремизм как объект социологического исследования [Текст] / И.В. Вехов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2014. - № 181. - С. 138-147.
15. Викторова, А.С. Социальные сети и молодежь [Текст] / А.С. Викторова, И.А. Свертков // Территория науки, 2013. - № 3. - С. 5-8.
16. Галанов, А.Б. Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Б. Галанов, В.А. Сапожникова, Л.Р.Халикова. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. - 190 с.
17. Данилов, П.А. Экстремизм в современном российском обществе [Текст] / П.А. Данилов // Юридическая мысль, 2009. - № 2 (52). С. 54-59. [Электронный ресурс] // сайт «РАН» URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp
18. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
19. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Текст]: учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 192 c.
20. Залужный, А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия [Текст] / А.Г. Залужный // Современное право, 2012. - № 12. - С. 89-91.
21. Зубок, Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления [Текст] / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования, 2013. - № 5. - С. 37-47
22. Иванников, В.А. Общая психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
23. Истомин, А.Ф. К вопросу об экстремизме [Текст] / А.Ф. Истомин, Д.А Лопаткин // Современное право, 2014. - № 7. - С. 100.
24. Кисляков, П.А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика [Текст] / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный
журнал), №2(22), 2013. - С. 3.
25. Комаров, К.Э. Методы профилактики молодежного экстремизма [Текст]: методическое пособие / К.Э. Комаров - Воронеж: ГУ «Областной молодежный центр», 2015. - 28 с.
26. Котова, И.Б. Общая психология [Текст]: учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, 2013. - 480 c.
27. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
28. Макарова, И.В. Общая психология [Текст]: краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
29. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
30. Мандель, Б.Р. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
31. Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. А.Б. Галанова, В.А. Сапожниковой, Л.Р. Халиковой, Э.А. Ижбулатовой, С.С. Лысова. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. - 190 с.
32. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) [Текст] // Наша молодежь.- 2011. - №
6. - С. 59-64.
33. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 608 с.
34. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
35. Нуркова, В.В. Общая психология [Текст]: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: словарь /
С.И. Ожегов. - М.: ОНИКС, 2009. - 628 с.
37. Основы социальной работы [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
38. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательного
учреждения [Текст]: учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2014. - 260 с.
39. Политическая энциклопедия [Текст]: энциклопедия / Под ред. Г.Ю.
Семигина. - М.: Мысль, 2010. - 409 с.
40. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М., Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
41. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум [Текст]: учебник / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
42. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) [Текст]: учебник / Л.А. Регуш. - СПб.:
Речь, 2012. - 320 с.
43. Смирнов, В.А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма [Текст] / В.А. Смирнов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 1 (1). - C. 297-310.
44. Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст]: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
45. Томалинцев, Н. Природа экстремизма [Текст] / Н. Томалинцев // Молодёжный экстремизм. - 2013. - № 8. - С. 41.
46. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.