Введение 4
Глава 1. Теоретические основы привлекательности работодателя и лояльности персонала 9
1.1. Привлекательность компании как работодателя 9
1.2. Лояльность персонала и концепция вовлечённости 19
Глава 2. Методологические основы исследования 30
2.1. Анализ российского рынка труда в сфере ИТ, профиль российских ИТ-специалистов 30
2.2. Описание выборки 33
2.3. Описание методов сбора и анализа данных 37
Глава 3. Результаты исследования и рекомендации 44
3.1. Результаты анализа данных и тестирования исследовательских гипотез 44
3.2. Рекомендации для УЧР-специалистов российских ИТ-компаний 54
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 69
По оценкам экспертов рекрутингового агентства Atsearch Group, одним из трендов текущего года на российском рынке труда является удержание сотрудников: так, по результатам опроса агентства, только 58% опрошенных российских и международных компаний планируют продолжать найм в 2023 году; в апреле 2022 года это значение составляло 81%, что демонстрирует заметное снижение активного найма и тенденцию к удержанию текущих специалистов (42% компаний-участников опроса в текущем году планируют сфокусироваться на проектах по удержанию сотрудников). В то же время результаты исследования НАФИ и ВШЭ показали, что треть российских компаний отмечают средний или высокий уровень текучести кадров.
Для борьбы с повышенной текучестью работодатели используют разные способы, однако один из наиболее очевидных повышение лояльности сотрудников. Среди прочих факторов, оказывающих влияние на лояльность, отдельное внимание в исследованиях и современной управленческой практике уделяется изучению влияния привлекательности компании как работодателя. Автор теории инструментальных и символических атрибутов, лежащих в основе бренда, Филип Лиевенс утверждает, что среди значимых результатов сильного бренда работодателя внутри организации — формирование организационной культуры и идентичности, лояльности, а также повышение производительности и вовлечённости Бэкхаус и Тику в своей работе подчеркивали, что брендинг работодателя способствует созданию двух активов — ассоциаций с брендом и лояльности к нему. В академической среде присутствуют доказательства положительного влияния капитала бренда работодателя (employerbrandequity, EBE) на лояльность сотрудников с опосредованным влиянием благосостояния работника (positivewell-being) . В то же время многие авторы отмечают недостаточную изученность вопроса роли бренда работодателя и его привлекательности в контексте удержания сотрудников, что формирует исследовательскую проблему: часто при разработке концепции бренда работодателя фокус смещается в сторону факторов, влияющих на привлечение лучших сотрудников. Измерение привлекательности компании как работодателя также в большинстве исследований направлено на соискателей, а измерение внутренних эффектов брендинга работодателя приводится в достаточно небольшом количестве исследований. Для создания сильного бренда и увеличения привлекательности компании как работодателя необходимо уделять внимание не только аспекту привлечения новых, но и аспекту повышения лояльности работающих сотрудников, так как именно они являются главными амбассадорами бренда компании на рынке труда .
Сферой, которая в последний год сталкивается с особыми трудностями в удержании квалифицированных сотрудников, является сфера информационных технологий: по данным Минцифры РФ, в 2022 году Россию покинуло около 100 тыс. ИТ-специалистов .После опроса российских компаний, проведённого AntalTalent, стало известно о необходимости удерживать персонал данной отрасли значительным повышением зарплат . Опросы сотрудников показывают, что до 72% российских ИТ-специалистов на период исследований 2022 года задумывались о смене работы. В 2020 году УЧР-консультанты ЭКОПСИ совместно с порталом Хабр впервые в России провели оценку ИТ-брендов работодателей, подчеркивая, что именно в ИТ-компаниях чаще всего зарождаются тренды брендинга на российском рынке труда и наблюдается повышенная конкуренция за привлечение и удержание ИТ-специалистов . В таких кризисных условиях повышение лояльности сотрудников различными способами, в особенности нематериальными, играет важную роль в удержании квалифицированных специалистов. Перечисленные факторы ложатся в основу управленческой проблемы, состоящей в необходимости удерживать квалифицированных ИТ-специалистов в условиях их массового оттока из страны и растущей текучести кадров в ИТ-компаниях. Недостаточно освящённый в литературе вопрос привлекательности работодателя в контексте работников (по сравнению с контекстом соискателей, широко изученным различными исследователями) и спрос на поиск актуальных методов удержания высококвалифицированных ИТ-специалистов в российских компаниях подчеркивает актуальность данного исследования.
Практики брендинга компании на рынке труда могут различаться в зависимости от специфики отрасли, организации, а также задач, которые стоят перед УЧР-специалистами в рамках данного процесса. Важно более детально рассматривать аспекты брендинга, способные повлиять на процессуальные и поведенческие характеристики сотрудников, а в контексте лояльности важно оценивать факторы, способные повлиять на неё в рамках осуществления практик поддержания бренда и привлекательности работодателя. Одним из таких факторов может выступать вовлечённость : в академической среде представлены доказательства положительной взаимосвязи между вовлечённостью и лояльностью ; значительная доля вариации показателей лояльности и удовлетворённости работой объясняется изменением уровня вовлечённости. Положительная взаимосвязь между привлекательностью работодателя (employerattractiveness)и уровнем вовлечённости сотрудников также рассматривалась различными авторами . Перечисленные выше факторы позволяют предположить, что вовлечённость может выступать одним из промежуточных механизмов, объясняющих эффект привлекательности компании как работодателя в отношении лояльности персонала. Изучаемый эффект возможной медиации подчёркивает новизну проводимого исследования.
На основе сформулированной исследовательской проблемы была поставлена цель исследования: выявить влияние привлекательности компании как работодателя на лояльность ИТ-специалистов российских ИТ-компаний. Для достижения описанной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы концепций привлекательности работодателя и лояльности персонала;
2. Изучить теоретические основы концепции вовлечённости в контексте её связи с привлекательностью работодателя и лояльностью персонала;
3. На основе анализа академической литературы разработать исследовательскую модель влияния привлекательности компании как работодателя на лояльность персонала;
4. Провести анкетный опрос ИТ-специалистов российских ИТ-компаний по оценке их восприятия привлекательности текущего работодателя, лояльности к организации и вовлечённости;
5. Построить и протестировать ряд регрессионных моделей для оценки влияния привлекательности работодателя на лояльность персонала;
6. На основе полученных результатов сформулировать рекомендации для УЧР-специалистов российских ИТ-компаний по повышению лояльности ИТ-специалистов.
Объектом исследования являются ИТ-специалисты российских ИТ-компаний. Стоит отметить, что компании, в которых работают опрашиваемые специалисты, представляют ИТ-сектор, так как проблема текучести ИТ-специалистов и, как следствие, необходимость в формировании сильного бренда работодателя, наиболее остро выражена именно в компаниях этой индустрии. Предметом исследования является взаимосвязь между воспринимаемой привлекательностью работодателя и лояльностью ИТ-специалистов российских ИТ-компаний.
В рамках данной дипломной работы используются количественные методы исследования. Анкетный опрос среди ИТ-специалистов российских ИТ-компаний выступает методом сбора данных, корреляционный, регрессионный анализ методом анализа данных с целью дальнейшей оценки взаимосвязей в исследовательской модели, выявление статистических различий между оценками характеристик работодателя в разных условиях методом анализа данных с целью определения более и менее значимых характеристик работодателя в ИТ-индустрии.
В качестве этапов исследования можно выделить следующие:
1. Изучение академической литературы по соответствующим темам;
2. Анализ академических исследований по тематике «Влияние привлекательности компании как работодателя на лояльность персонала», «Влияние привлекательности компании как работодателя на вовлечённость персонала», «Влияние вовлечённости на лояльность персонала» с количественной методологией;
3. Формулировка исследовательской и управленческой проблем, цели, задач, объекта и предмета исследования, постановка исследовательских вопросов и гипотез;
4. Разработка исследовательской модели;
5. Проведение количественного исследования с использованием методов анкетного опроса и регрессионного анализа, формулировка выводов;
6. Формулировка рекомендаций для УЧР-специалистов российских ИТ-компаний.
Структура работы представлена введением; главой, содержащей теоретические основы привлекательности работодателя, лояльности и вовлечённости; главой, содержащей методологические основы исследования, обоснование выбора исследовательских методов, описание выборки; главой, содержащей выводы анализа и рекомендации для УЧР-специалистов российских ИТ-компаний; заключением; списком использованных источников; приложениями.
Исследование в рамках данной выпускной квалификационной работы проводилось с целью выявления влияния привлекательности компании как работодателя на лояльность персонала. В ходе работы рассматривался один из наиболее перспективных и популярных с точки зрения развития карьеры рынков рынок информационных технологий, где объектом исследования стали ИТ-специалисты крупных российских ИТ-компаний. Актуальность вопроса повышения привлекательности компании как работодателя на данном рынке труда подтверждается особо конкурентной средой и разнообразием брендов компаний, предлагающих техническим специалистам лучшие условия труда.
Теоретический обзор привлекательности работодателя и связанной с ней концепции брендинга работодателя выявил, главным образом, необходимость исследования привлекательности работодателя не только в контексте привлечения, но и в контексте удержания сотрудников. В этой необходимости отразилась исследовательская проблема, состоящая в том, что в академической литературе ранее в большей степени изучался вопрос привлекательности работодателя для соискателей, нежели для сотрудников в контексте управления их лояльностью к бренду и организации. Анализ понятия лояльности как одного из основных результатов успешного брендинга работодателя привёл к выводам о том, что управление данной результативной характеристикой работников важно как в вопросе поддержания привлекательности работодателя среди сотрудников, так и в вопросе достижения важных для организации показателей (приверженность к организации, производительность труда и продуктивность, трансляция ценностей бренда на внешний рынок). Наряду с лояльностью была рассмотрена также концепция вовлечённости процессуальной характеристики работников, тесно связанной с лояльностью и являющейся одним из инструментов повышения её уровня. В ходе формирования исследовательской модели выдвигалось предположение о том, что вовлечённость может выступать в роли медиатора в процессе влияния привлекательности работодателя на лояльность персонала.
Количественная методология (анкетный опрос, корреляционный и регрессионный анализ, непараметрический тест Уилкоксона для связанных выборок) позволила протестировать необходимые гипотезы и регрессионные модели. В ходе анализа данных, полученных от респондентов ИТ-специалистов крупных российских ИТ-компаний были отклонены гипотезы, выдвинутые ранее в исследовании. Однако, в ходе тестирования модели множественной регрессии с включением вовлечённости как независимой переменной наряду с привлекательностью работодателя было выявлено, что направления привлекательности «Социальная ценность» и «Практическая ценность» имеют значимое влияние на лояльность персонала, однако больший вклад в увеличение лояльности вносит вовлечённость. Таким образом, можно сказать, что цель исследования была достигнута: значимое влияние привлекательности работодателя на лояльность подтверждено на выборке ИТ-специалистов крупных российских ИТ-компаний, однако данное влияние проявляется в совокупности с влиянием вовлечённости на исследуемую зависимую переменную.
На основе полученных результатов были сформулированы рекомендации для УЧР-специалистов, работающих в крупных российских ИТ-компаниях: акцент в данных рекомендациях был сделан на соединении практик по повышению вовлечённости с практиками, соответствующими направлениям ценности, наиболее значимым для работников исследуемых организаций. Непараметрический тест Уилкоксона позволил выявить конкретные характеристики работодателя, в которых наблюдались значимые различия оценок важности данных характеристик для опрашиваемых и наличия этих характеристик в организациях, где респонденты трудоустроены. Данную методику и результаты анализа можно использовать регулярно с целью отслеживания соответствия желаемых условий труда реальным в компаниях ИТ-рынка.
В целом результаты исследования подчеркнули необходимость более детально изучать вопрос привлекательности в контексте текущих сотрудников организаций: шкала Пьера Бертона для измерения данного показателя, первоначально разработанная для соискателей, может быть использована и с целью изучения влияния привлекательности на лояльность, однако, стоит учитывать возможную необходимость разделять факторы, оказывающие влияние на разные группы сотрудников.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 14-е изд. / М. Армстронг, С. Тейлор. Санкт-Петербург: Питер, 2018. Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru:2374/bookshelf/24894/reading (дата обращения: 02.05.2023).
2. Васильев Д. К., Кучеров Д. Г., Цыбова В. С. Роль имиджа российских органов государственной власти как работодателя в привлечении молодых специалистов [Электронный ресурс] / Д. К. Васильев, Д. Г. Кучеров и В. С. Цыбова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. №. 3. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2021/09/24/1472650292/PAI_3-2021(8).pdf (дата обращения: 23.04.2023).
3. В РФ начали разрабатывать меры для возвращения IT-специалистов в Россию [Электронный ресурс] // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/1452954/2023-01-11/v-rf-nachali-razrabatyvat-mery-dlia-vozvrashcheniia-it-spetcialistov-v-rossiiu (дата обращения: 02.05.2023).
4. Женщины в ИТ: анализируем российский рынок труда [Электронный ресурс] // GlobalCareer. — Режим доступа: https://globalcareer.ru/ehkspertiza-globalcareer-gender-v-it/ (дата обращения: 20.05.2023).
5. Замулин А.Л., Кучеров Д.Г., Старов С.А. Бренд работодателя как инструмент привлечения молодых специалистов в сектор IT // Менеджмент сегодня. — 2015. — №4. — C. 248–258.
6. Изменение структуры IT рынка по итогам 2022 года: льготы, развитие, импортозамещение, рынок IT-специалистов[Электронный ресурс] // Delovoyprofil. — Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/izmenenie-struktury-it-rynka-po-itogam-2022-goda-lgoty-razvitie-importozameshchenie-rynok-it-spetsia/ (дата обращения: 02.05.2023).
7. Исследование НАФИ и ВШЭ: треть российских компаний страдают от текучести кадров [Электронный ресурс] // НАФИ. — Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/issledovanie-nafi-i-vshe-tret-rossiyskikh-kompaniy-stradayut-ot-tekuchesti-kadrov-/ (дата обращения: 12.12.2022).
8. Исследование по текучести персонала [Электронный ресурс] // Инклиент. — Режим доступа: https://inclient.ru/outflow-ИТ-specialists/#glavnaa-statistika-ottoka-ИТ-specialistov-iz-rossii (дата обращения: 04.04.2023).
9. Исследование ЭКОПСИ и Хабр: ИТ-бренд работодателя [Электронный ресурс] // ЭКОПСИ. — Режим доступа: https://www.ecopsy.ru/insights/issledovanie-ekopsi-i-khabr-ITbrend-rabotodatelya/#:~:text=Что%20такое%20ИТ-бренд%20работодателя,месте%20работы%20для%20ИТ-профессионалов. (дата обращения: 04.04.2023).
10. КачаемIT-брендв 2023 году [Электронный ресурс] // Хабр. Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/itbrand/articles/721016/(дата обращения: 27.05.2023).
11. Кучеров Д. Г., Завьялова Е. К. Бренд работодателя в системе управления человеческими ресурсами организации [Электронный ресурс]/ Д. Г. Кучеров и Е. К. Завьялова//Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2012. №. 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/brend-rabotodatelya-v-sisteme-upravleniya-chelovecheskimi-resursami-organizatsii-1 (дата обращения: 23.04.2023).
12. Почти четверть компаний в России отказались от планов найма сотрудников в 2023 году [Электронный ресурс] // Forbes. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/482731-23-kompanij-v-rossii-otkazalis-ot-planov-najma-sotrudnikov-v-2023-godu (дата обращения: 04.04.2023).
13. Ранкинг TAdviser100: Крупнейшие ИТ-компании в России 2022 [Электронный ресурс] // TAdviser. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ранкинг_TAdviser100:_Крупнейшие_ИТ-компании_в_России_2022 (дата обращения: 02.05.2023).
14. Рейтинг IT-брендов работодателей 2022: новый ландшафт рынка [Электронный ресурс] // Хабр. Режим доступа: https://habr.com/ru/specials/695398/ (дата обращения: 23.05.2023).
15. Рейтинг IT-брендов работодателей 2022: новый ландшафт рынка[Электронный ресурс] //ЭКОПСИ.Режим доступа: https://www.ecopsy.ru/insights/reyting-itbrendov-rabotodateley-2022-novyy-landshaft-rynka/ (дата обращения: 02.05.2023).
16. Редькина, В. В. Влияние индивидуального карьерного планирования на вовлечённость персонала российских компаний: курсовая работа по менеджменту / Редькина Валерия Владиславовна. — СПб., 2022. — 46 л.
17. Рынок труда в России (ИТ и телеком) [Электронный ресурс] // TAdviser. — Режим доступа: https://clck.ru/sZTYy (дата обращения: 20.03.2023).
18. Рынок труда в российском IT 2023: какие профессии востребованы и каков уровень зарплат[Электронный ресурс] // РИМАО. Режим доступа:https://riamo.ru/article/616509/rynok-truda-v-rossijskom-it-2023-kakie-professii-vostrebovany-i-kakov-uroven-zarplat#:~:text=По%20данным%20hh.ru%2C%20самыми,23%2C8%20тысячи%20вакансий)%20и (дата обращения: 02.05.2023)
19. Статистика оттока ИТ-специалистов из России в 2023 году [Электронный ресурс] // Инклиент. — Режим доступа: https://inclient.ru/outflow-ИТ-specialists/#glavnaa-statistika-ottoka-ИТ-specialistov-iz-rossii (дата обращения: 04.04.2023).
20. Allen N. J., Meyer J. P. The measurement and antecedents of affective, continuance and normative commitment to the organization [Электронный ресурс] / N. J.Allen and J. P.Meyer // Journal of occupational psychology. 1990. Vol. 63., №. 1. Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Nicholas-Mapletoft/post/Hello_professionals_need_your_help/attachment/6178069ef5675b211b0b9ab6/AS%3A1083156182638598%401635255966349/download/Allen+Meyer+paper.pdf (дата обращения: 02.05.2023).
21. Alshathry S., Clarke M., Goodman S. The role of employer brand equity in employee attraction and retention: a unified framework [Электронный ресурс] / S. Alshathry, M. Clarke and S. Goodman // International Journal of Organizational Analysis. 2017. Vol. 25, №. 3. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJOA-05-2016-1025/full/pdf?title=the-role-of-employer-brand-equity-in-employee-attraction-and-retention-a-unified-framework (дата обращения: 23.05.2023).
22. Ambler T., Barrow S. The employer brand. [Электронный ресурс] / T. Ambler and S. Barrow // Journal of brand management. 1996. Vol. 4. Режим доступа: https://employerbrandingpratico.IT/wp-content/uploads/2022/02/The-employer-brand_Tim-Ambler-and-Simon-Barrow.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
23. Appelbaum E. et al. Manufacturing advantage: Why high-performance work systems pay off. Cornell University Press, 2000.
24. Backhaus, K.B. andTikoo, S. Conceptualizingandresearchingemployerbranding. [Электронный ресурс] / K.B.Backhausand S.Tikoo// Career Development International. 2004. Vol. 9. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/13620430410550754 (дата обращения: 12.12.2022).
25. Baron R. M., Kenny D. A. The moderator–mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerationsифк // Journal of personality and social psychology. 1986. Vol. 51, №. 6. P. 1173.
26. Benraïss-Noailles L., Viot C. Employer brand equity effects on employees’ well-being and loyalty. [Электронный ресурс] / L.Benraïss-Noailles and C. Viot// Journal of Business Research. 2021. Vol. 126. Режим доступа: https://hal.science/hal-02504655/file/EBE%20and%20Well-being%20at%20work-Benraiss-Noailles%20&%20Viot%202020.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
27. Bergstrom A., Blumenthal D., Crothers S. Why internal branding matters: The case of Saab / A.Bergstrom, D. Blumenthal and S. Crothers// Corporate reputation review. 2002. Vol. 5. P. 133-142.
28. Berthon P., Ewing M., Hah L. L. Captivating company: dimensions of attractiveness in employer branding [Электронный ресурс] / P. Berthon, M. Ewing andL. L. Hah// International journal of advertising. 2005. Vol. 24, Issue 2. Режим доступа: https://www.academia.edu/download/30728570/IJA24(2).pdf#page=9 (дата обращения: 02.03.2023).
29. Cable D. M., Turban D. B. The value of organizational reputation in the recruitment context: A brand‐equity perspective [Электронный ресурс] / D. M.Cable andD. B. Turban // Journal of Applied Social Psychology. 2003. Vol. 33, No. 11. Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/j.1559-1816.2003.tb01883.x (дата обращения: 23.04.2023).
30. Collins C. J., Stevens C. K. The relationship between early recruitment-related activities and the application decisions of new labor-market entrants: a brand equity approach to recruitment [Электронный ресурс] / C. J.Collins and C. K.Stevens // Journal of applied psychology. 2002. Vol. 87, No. 6. Режимдоступа:https://ecommons.cornell.edu/bИТstream/handle/1813/75078/Collins1_the_relationship_between_early_recruitment.pdf?sequence=1(дата обращения: 23.04.2023).
31. Crawford E. R. et al. The antecedents and drivers of employee engagement [Электронный ресурс] / E. R. Crawford et al. // Employee engagement in theory and practice. 2014. Vol. 44, №. 6. Режим доступа: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=dU7hAQAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA57&dq=Crawford+E.+R.+et+al.+The+antecedents+and+drivers+of+employee+engagement&ots=bK2mo37or3&sig=jbvBmMC-tyJxmhXlgppbsenmymw&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 18.05.2023).
32. De Vos A., Meganck A. What HR managers do versus what employees’ value: Exploring both parties' views on retention management from a psychological contract perspective [Электронный ресурс] / A. De Vos andA. Meganck// Personnel Review. 2008. Vol. 38, №. 1. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/00483480910920705/full/html?casa_token=dX4JN78aB8IAAAAA:ZMSb_lL6M0QyQAsVlWOnEIfJy1KDKuNpGWj_MPiZkk_WkxY-xFEbARa1_wi8NjeYz4Tct6i3lLZHvm3q3hITt23twkmX6vGhDE_9M9PtEAQSss5LUzE (дата обращения: 03.05.2023).
33. Dhir S., Dutta T., Ghosh P. Linking employee loyalty with job satisfaction using PLS–SEM modelling [Электронный ресурс] / S. Dhir, T. Dutta andP. Ghosh// Personnel Review. 2020. Vol. 49, №. 8. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/PR-03-2019-0107/full/html?casa_token=xQQhJ1QDlP8AAAAA:YLYFxsg38sPLzocBE9ddTLMaoJHlsINhfH0W56-oq_jB9rSPDnCA81hN6joYjIeyDYBas1Um5i6hGAuqZr8DvH21YkAQ9tTScl0XJwt0pw-E_ZLATo8 (дата обращения: 02.05.2023).
34. Edwards M. R. An integrative review of employer branding and OB theory [Электронный ресурс] / M. R.Edwards // Personnel review. 2009. Vol. 39, No. 1. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/00483481011012809/full/pdf (дата обращения: 17.03.2023).
35. Hirschman A. O. Exit, voice, and loyalty: Responses to decline in firms, organizations, and states. Harvard university press, 1970. Vol. 25.
36. Holden P. The Excellent Manager's Companion. Gower Publishing, Ltd., 1998.
37. Homburg C., Stock R. M. Exploring the conditions under which salesperson work satisfaction can lead to customer satisfaction / C. Homburg and R. M.Stock //Psychology & Marketing. 2005. Vol. 22, №. 5. P. 393-420.
38. Ibrahim M., Al Falasi S. Employee loyalty and engagement in UAE public sector. [Электронный ресурс] / M. Ibrahim and S.Al Falasi // Employee Relations. 2014. Vol. 36, No. 5. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ER-07-2013-0098/full/html?skipTracking=true (дата обращения: 02.03.2023).
39. Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work [Электронный ресурс] / W. A. Kahn // Academy of management journal. 1990. Vol. 33, №. 4. Режим доступа: https://www.academia.edu/download/33787773/WILLIAM_A._KAHN.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
40. Katleen E. M. et al. The inside effects of a strong external employer brand: how external perceptions can influence organizational absenteeism rates. [Электронный ресурс] / E. M.Katleenet al.// The International Journal of Human Resource Management. 2018. Vol. 29, Issue 13. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/09585192.2016.1239120 (дата обращения: 02.03.2023).
41. Lievens F., Highhouse S. The relation of instrumental and symbolic attributes to a company's attractiveness as an employer [Электронный ресурс] / F. Lievens andS. Highhouse // Personnel psychology. 2003. Vol. 56, No. 1. Режим доступа:https://static1.squarespace.com/static/5dd4c2c45ccc387bd8ffb210/t/5de08a7836172f0b2f7aec69/1574996619177/banks.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
42. Maguire H. Psychological contracts: are they still relevant? [Электронный ресурс] / H. Maguire// Career Development International. 2002. Vol. 7, №. 3. Режим доступа: https://research.usq.edu.au/download/5efee8b5e1f1f8f4bb53ebf30146c851aa1361b345b1b778d99d651e06ae0d4c/168482/Maguire_Pyschological_contracts_Author%27s_version.pdf (дата обращения: 03.05.2023).
43. Maxwell R., Knox S. Motivating employees to "live the brand": a comparative case study of employer brand attractiveness within the firm [Электронный ресурс] / R. Maxwell and S. Knox // Journal of marketing management. 2009. Vol. 25, No. 9–10. Режим доступа: http://www.huttonhouserecruitment.com/downloadlibrary/RMaxwell%20SKnox%20-Live%20The%20Brand%20Oct%2009.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
44. Mone E. et al. Performance management at the wheel: Driving employee engagement in organizations [Электронный ресурс] /E. Mone et al. // Journal of Business and Psychology. 2011. Vol. 26. Режим доступа: https://web.p.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=0&sid=07c684af-145c-4238-a992-80d8709fb87d%40redis (дата обращения: 18.05.2023).
45. Nguyen H. M., Nguyen L. V. Employer attractiveness, employee engagement and employee performance. [Электронный ресурс] / H. M.Nguyen and L. V.Nguyen // International Journal of Productivity and Performance Management. 2022. №. ahead-of-print. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJPPM-04-2021-0232/full/html?casa_token=6QxQZbGA-_UAAAAA:HeumOA60Lr7e1rJd_uxTJYhMkkKypd0BaGKOFDFg4DcUVvTrRFK3T-zBLoDdcf3oNd6JCrKeHYD9vJoDrwVJDWkrqCy7KYnU1iKievZAP-LMwt2YET7h (дата обращения: 09.04.2023).
46. Piha L. P., Avlonitis G. J. Internal brand orientation: conceptualisation, scale development and validation. [Электронный ресурс] / L. P.Piha and G. J. Avlonitis // Journal of Marketing Management. 2018. Vol. 34, No. 3–4. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/0267257X.2018.1445658 (дата обращения: 17.03.2023).
47. Punjaisri K., Wilson A. Internal branding process: key mechanisms, outcomes and moderating factors [Электронный ресурс] / K. Punjaisri andA. Wilson// European journal of Marketing. 2011. Vol. 45, №. 9/10. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/03090561111151871/full/html?b42 (дата обращения: 02.05.2023).
48. Rampl L. V., Kenning P. Employer brand trust and affect: linking brand personality to employer brand attractiveness [Электронный ресурс] / L. V.Rampl and P. Kenning// European journal of marketing. 2014. Vol. 48, No. ½. Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Linn-Zaglauer-Geb-Rampl/publication/263245069_Employer_brand_trust_and_affect_Linking_brand_personality_to_employer_brand_attractiveness/links/54fad3970cf20b0d2cb825f3/Employer-brand-trust-and-affect-Linking-brand-personality-to-employer-brand-attractiveness.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
49. Reilly, P. and Brown, D. Employee engagement: future focus or fashionable fad for reward management? // World at Work Journal. 2008. Vol. 17, №. 4. P. 37–49.
50. Saini G. K., Lievens F., Srivastava M. Employer and internal branding research: a bibliometric analysis of 25 years [Электронный ресурс]/ G. K.Saini, F. Lievens andM. Srivastava// Journal of Product & Brand Management. 2022. No. ahead-of-print. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JPBM-06-2021-3526/full/pdf (дата обращения: 27.04.2023).
51. Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement. [Электронный ресурс] / A. Saks // Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 21, No. 7. Режим доступа:https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/02683940610690169/full/html (дата обращения: 02.03.2023).
52. Schlager T. et al. The influence of the employer brand on employee attitudes relevant for service branding: an empirical investigation [Электронный ресурс]/ T. Schlager et al.// Journal of Services Marketing. 2011. Vol. 25, №. 7. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/08876041111173624/full/pdf (дата обращения: 30.04.2023).
53. Shuck, B., Reio, T. and Rocco, T. Employee engagement: an examination of antecedent and outcome variables. [Электронный ресурс] / B. Shuck, T. Reio and T. Rocco// Human Resource Development International. 2011. Vol. 14, No. 4. Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13678868.2011.601587 (дата обращения: 02.03.2023).
54. Soane E. et al. Development and application of a new measure of employee engagement: the ISA Engagement Scale [Электронный ресурс] / E. Soane et. al. // Human resource development international. 2012. Vol. 15, №. 5. Режим доступа: https://eprints.lse.ac.uk/63486/1/ISA_engagement.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
55. Sullivan J. Eight elements of a successful employment brand / J. Sullivan// ER Daily. 2004. Vol. 23, No. 2. (дата обращения: 23.04.2023).
56. Tajfel H. Social psychology of intergroup relations [Электронный ресурс] / H. Tajfel// Annual review of psychology. 1982. Vol. 33, No. 1. Режим доступа: https://www.academia.edu/download/60201287/2nd-Reading-tajfel8620190804-85332-1o6tu6z.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
57. Theurer, C. P. et al. Employer branding: a brand equity‐based literature review and research agenda. [Электронный ресурс] / C. P.Theureret al.// International Journal of Management Reviews. 2018. Vol. 20, Issue 1. Режим доступа: https://ink.library.smu.edu.sg/lkcsb_research/5774 (дата обращения: 12.12.2022).
58. Turkyilmaz A. et al. Empirical study of public sector employee loyalty and satisfaction [Электронный ресурс] / A. Turkyilmaz et al. // Industrial Management & Data Systems. 2011. Vol. 111, №. 5. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/02635571111137250/full/html?casa_token=4HP9gML1Z6YAAAAA:bzsXofBT3E7lRDYkt0ssobPb2mhdz5NOCbbjaGeCJXJkAB0RSqkWcTnB2wivF0pnsUsEILwfaAwPlJQJLdRArBSIvc7pZdr7YtaFKAoCFOwGEtpv4ao (дата обращения: 02.05.2023).
59. Varma A. et al. What do we know about career and development? Insights from Career Development International at age 25 [Электронный ресурс] / A. Varma et al.// Career Development International. 2022. Vol. 27, №. 1. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CDI-08-2021-0210/full/html (дата обращения: 18.05.2023).