Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия
пищевой промышленности 5
1.1Сущность и содержание маркетинговой стратегии предприятия пищевой промышленности 5
1.2 Этапы производства молочной продукции как товара 15
1.3 Особенности документального подтверждения качества молочной
продукции 23
2 Анализ современного состояния рынка молочной продукции и
конкурентной среды 31
2.1 Анализ современного состояния рынка молочной продукции 31
2.2 Конкурентный анализ предприятий рынка молочной продукции 41
2.3 Особенности маркетинговых стратегий отечественных предприятий-
производителей молочной отрасли 48
3Маркетинговая стратегия предприятия в условиях изменения требований к качеству молочной продукции 66
3.1 Алгоритм выбора маркетинговой стратегии предприятием молочной
отрасли 66
3.2 Основные направления повышения качества молочной продукции 72
3.3 Анализ эффективности мероприятий, направленных на повышение
качества молочной продукции 82
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения 100
Актуальность темы исследования. Совершенствование рыночных отношений на современном этапе развития экономики России характеризуется рядом ключевых тенденций, особенно важных в контексте настоящего исследования. Во-первых, на рынке молочной продукции наблюдается обострение конкуренции между отечественными производителями после ухода крупных иностранных компаний. Во-вторых, постоянный рост требований потребителей к качеству продукции и ее новизне в наибольшей степени удовлетворяется по большей части крупными корпорациями отрасли, которые имеют многолетний опыт и компетенции в этой области. В-третьих, интенсивные процессы интеграции и концентрации производства в России акцентируют внимание руководства российских компаний на реализации краткосрочных финансовых целей в ущерб долгосрочному развитию на основе наращивания маркетингового и инновационного потенциалов. Сформировавшиеся тенденции усложняют рыночную конъюнктуру и приводят к необходимости дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественных производителей за счет усиления маркетинговой деятельности, проявляющейся в создании новых продуктов для рынка, отвечающих последним требованиям к качеству, что подтверждает актуальность данного исследования.
Состояние изученности проблемы. В качестве теоретической основы для изучения, развития и систематизации существующего научного материала были использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента и маркетинга: Г. Азоева, А. Акимовой, Е. Александровой, О. Баталовой, Е. Голубкова, Е. Горбашко, М. Дубининой, П. Дойля, П. Друкера, И. Зиминой, А. Карасева, Г. Клейнера, И. Котлярова, Н. Лопатина, С. Малахова, А. Нечитайлова,Л. Новичковой, А.Поршнева, И. Семенова, Б. Соловьева, А. Челенкова и др. В работах представленных авторов описываются стратегические модели и методы развития организации, раскрывается стратегическое значение маркетинга, определяютсяразличные подходы к формированию конкурентоспособных маркетинговых стратегий в условиях изменения требований к качеству молочной продукции.
Анализ научных трудов зарубежных и отечественных авторов показал, что тема исследования изучена недостаточно. В некоторых научных материалах не раскрыта взаимосвязь качества молочной продукции и его влияние на эффективность маркетинговой деятельности предприятия.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических подходов к повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия молочной отрасли в условиях изменения требований к качеству молочной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить сущность и содержание маркетинговой стратегии предприятия пищевой промышленности.
• Определить этапы производства молочной продукции как товара.
• Раскрыть особенности документального подтверждения качества молочной продукции.
• Провести анализ современного состояния рынка молочной продукции.
• Провести конкурентный анализ предприятий рынка молочной продукции.
• Выявить особенности маркетинговых стратегий отечественных предприятий-производителей молочной отрасли.
• Представить алгоритм выбора маркетинговой стратегии предприятием молочной отрасли.
• Определить основные направления повышения качества молочной продукции.
• Провести анализ эффективности мероприятий, направленных на повышение качества молочной продукции....
Итак, проведенное исследованиевлияния маркетинговой стратегии на повышение экономической эффективности производства молочной продукции на основе изменений требований к качеству молочным продуктам на примере отечественных предприятий молочной отрасли, позволяет сделать несколько выводов.
Маркетинг как концепция современного бизнеса представляет собой способ мышления, исходящий из того, что любая производственно-рыночная деятельность фирмы начинается со спроса и заканчивается им, вновь и вновь повторяя этот цикл. Сущность концепции маркетинга заключается в том, что маркетинг считается «философией управления», которая способствует получению товаропроизводителям и прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей путем сосредоточения внимания на долгосрочном определении и мониторинге сферыделовой активности, рынка, целевых групп потребителей, главных стратегических целей хозяйствующего субъекта.
Важнейшим средством маркетинга, позволяющим реализовать маркетинговые мероприятия предприятия пищевой промышленности, является маркетинговая стратегия,которая направлена на развитие ассортимента, создание новых товаров, исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, разработку брэнда и системы ценообразования.
В настоящее время предприятия агропромышленного комплекса нашей страны, в том числе пищевой промышленности и особенно молочной промышленности страдают от недостаточности и неэффективности управления маркетинговой стратегией и как следствие низкой экономической эффективностью производства. Основной круг связанных с этим проблем заключается внизкой загруженности производственных мощностей из-за объективной нехватки сырья, а главное из-за отсутствия взаимовыгодныхсвязей и сотрудничества между участникам и технологической цепи; выпускаемый предприятиям и молочной промышленности ассортимент является узким и не соответствует современным тенденциям потребления молочной продукции; неэффективный учет издержек производства не позволяет грамотно оценивать затраты производственных факторов и разрабатывать гибкую и привлекательную для потребителей систему ценообразования. Особое внимание также необходимо уделять качеству молочной продукции, т.к. на современном этапе происходят изменения в требованиях к нему.
Для обеспечения реализации эффективной маркетинговой стратегии отечественным производителям молочной продукции необходимо использовать организационные и административно-правовые мероприятия, позволяющие использовать механизм вертикальной агропромышленной интеграции и совершенствовать организационную структуру и структуру управления, а также обеспечить эффективное взаимодействие структурных подразделений на основе циркуляции специально разработанной внутрихозяйственной документации.
В целях обеспечения конкурентных позиций на рынке и снижения риска получения убытков от реализации однотипной продукции в настоящее время весьма целесообразным является дифференциация и совершенствование ассортимента молочной продукции, а также повышение ее качества.
Организацию производства на молочных предприятиях путем реализации маркетинговой стратегии следует осуществлять на основе анализа структуры издержек. При этом, отправной точкой планирования объемов производства продукции должен стать расчет порога рентабельности в стоимостном или натуральном выражении. А оценку эффективноститекущего функционирования маркетинговой стратегии предприятий молочной промышленности следует проводить с учетом определения мер по совершенствованию производства и повышения качества молочной продукции, как следствие, достижения экономической мощности производства.
Таким образом, совершенствование организации функционирования предприятий молочной промышленности регионального рынкапредлагает- сяосуществлять в зависимости от степени реализации предприятием маркетинговых мероприятий. Общей для всех предприятий основным алгоритмом должен стать предложенный в исследовании алгоритм выбора маркетинговой стратегии, основной должна стать продуктово-маркетинговая производственная программа, которая направлена на продвижение предприятия на рынке и улучшение качества производимой продукции.....
1 Аакер Д. А. Создание сильных брендов. - М.:Юрайт, 2019. - 268 с.
2 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: учебник для ВУЗов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2021. - 235с.
3 Акимов А. И. Подходы к разработке стратегии развития предприятий пищевой промышленности // Молодой ученый. - 2022. - № 29 (215). - С. 44-46.
4 Акимова К.В. Динамика развития молочной промышленности в Российской Федерации // АгроЭкономика. - 2017. -№5.- С. 102-129.
5 Александрова Е. Н. Формирование системы маркетингового управления в малом бизнесе // Теория и практика общественного развития. - 2021. - №
3. - С. 272-274.
6 Баталова О. С. Содержание понятия «маркетинговая стратегия». - Челябинск : Два комсомольца, 2021. - С. 103-106.
7 Беляев В. И. Особенности организации маркетинговой деятельности на предприятиях молочной промышленности // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2019. - №9. - С. 119-121.
8 Бесходарный А. А. Эффективность управления маркетингом: методика оценки // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2020. - № 1. - С. 44-47.
9 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.:Финпресс, 2020. - 416 с.
10 Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции : учеб.пособие. - СПб:СПбУЭФ, 2021. - 365 с.
11 Дубинина М. А. Формирование ценности бренда молочной продукции региона. - Ростов н/Д., 2020. - №5. - С. 130-147.
12 Ермакова Е. Е. Современное состояние и перспективы развития молочной промышленности РФ // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (66). - С. 338340.
13 Зимина И. П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом // Управленческие науки. - 2020. - № 1. - С. 48-51.
14 Карасев А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов. - М. :Юрайт, 2021. - 315 с.
15 Карпова С. В. Маркетинг: теория и практика : учебное пособие для бакалавров. - М. :Юрайт, 2019. - 408 с....53