Введение 5
Глава 1. Корпоративная социальная ответственность и вовлеченность персонала 9
1.1 Корпоративная социальная ответственность: определение, цели и значение 9
1.2 Вовлеченность персонала в компании: определение, выгода для компании, способы оценивания 19
1.3 Связь корпоративной социальной ответственности и вовлеченности персонала 29
Выводы 32
Глава 2. Методология исследования социально-ответственных компаний 36
2.1 Методы и выборка исследования 36
2.2 Описание исследуемых компаний 37
Выводы 46
Глава 3. Исследование вовлеченности персонала в социально-ответственных компаниях и его результаты 48
3.1 Результаты исследования социально-ответственных компаний 48
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования социально-ответственных компаний 53
3.3 Рекомендации компаниям 63
Выводы 68
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложение 1. Вопросы для глубинного интервью 83
Приложение 2. Интервью с представителем компании DelawareBelgiumLuxemburg 83
Приложение 3. Интервью с представителем компании Уралхим 91
Приложение 4. Интервью с представителем Газпром Интернэшнл 97
Приложение 5. Интервью с представителем компании MelonFashionGroup 106
Приложение 6. Интервью с представителем компании Сбербанк 114
Приложение 7. Сводная таблица по ответам респондентов на остальные главные вопросы 124
Приложение 8. Прочие таблицы 126
Современный мир преподносит бизнесу множество задач, при этом открывая путь к новым путям их решения. Последние несколько лет выдались для всего мира в значительной степени сложными, начиная от глобальной пандемии COVID-19, заканчивая геополитическим кризисом на глобальной арене. Вместе с тем компании по всему земному шару продолжают не только выживать, но развиваться и расширяться, используя для этого всевозможные методы, при этом не боясь следовать трендам и чувствовать настроения в обществе. Среди таких набирающих популярность трендов, которые, тем не менее, нельзя назвать совершенно новыми, находится использование и внедрение компаниями корпоративной социальной ответственности (КСО) – ответственности компании перед обществом. Это направление в развитии бизнеса имеет большой ряд выдающихся преимуществ для улучшения позиций компаний на рынке и повышения их конкурентоспособности в глазах всех заинтересованных сторон.
Вместе с ростом интереса к устойчивому бизнесу и социальной ответственности, можно также говорить и о растущем спросе на HR-менеджмент (управление человеческими ресурсами), так как поголовное количество компаний осознают, что главный актив любой человеческой деятельности – это сами люди. Роль HR-менеджеров и департаментов по развитию и обучению персонала стремительно выросла за последние годы, по праву отражая ценность заботы о сотрудниках в преуспевающих компаниях. Более того, современным организациям стало понятно, что жизненно необходимо стимулировать работу своих сотрудников таким образом, чтобы они выдавали максимальный результат и могли продуктивно вкладываться в благо компании. Также компании стали рассматривать своих работников как настоящий живой капитал, в который нужно вкладывать силы и средства, чтобы получить лучший результат для повышения показателей бизнеса. Вовлеченность персонала, его интерес к труду, понимание целей компании и пособничество в достижении их – все это необходимо для того, чтобы бизнес мог переживать любые кризисы и развиваться невзирая на окружающие кризисы.
Несмотря на то, что все стейкхолдеры так или иначе выигрывают от внедрения корпоративной социальной ответственности в бизнесе, в современном научном обществе и в корпоративной практике незаслуженно мало внимания уделяется изучению вопроса связи корпоративной социальной ответственности и управления человеческими ресурсами. Если информации отдельно по вовлеченности персонала и отдельно по корпоративной социальной ответственности можно найти достаточно много, то вот данных о связи первого со вторым недостаточно для точно подтвержденных данных. Более того, подобные исследования не проводились на территории Российской Федерации и не оценивали то, как компании на российском рынке используют или не используют КСО как инструмент по повышению вовлеченности персонала. Также стоит отметить, что существует исследовательская проблема, которая заключается в следующем – на данный момент малоизучена связь между КСО и вовлеченностью персонала, а термины, относящиеся к данной сфере, практически не систематизированы. Более того, исследования, которые существуют по схожим темам, не структурированы и в них не рассматриваются те выводы, к которым пришли другие авторы. Данная работа стремится заполнить данный пробел и предоставить исследование, которое сможет предоставить данные и выводы, позволяющие воплотить их в практику.
В данной работе поднимаются важные для современных компаний вопросы, ответы на которые пока что в академических и профессиональных кругах не даны:
• Может ли внешняя КСО влиять на вовлеченность персонала?
• Используется ли в компаниях КСО как инструмент повышения вовлеченности персонала?
Ответы на данные вопросы помогут компаниям по всему миру четче представлять значение КСО и вовлеченности персонала, а также умело пользоваться результатами данного исследования для повышения продуктивности и результативности в бизнесе.
Для проведения качественного анализа на данную тему были использованы как вторичные данные в виде академических статей, различных исследований, кейсов и новостей, так и первичные в виде глубинных интервью с представителями российских и иностранных компаний, а также в виде дополнительной информации, полученной напрямую от специалистов.
При этом объектом исследования являются компании, использующие КСО (или ESG), а предметом является сама КСО и вовлеченность персонала.
Целью данной работы является выявление связи между корпоративной социальной ответственностью и вовлеченностью сотрудников в социально-ответственных организациях.
Задачи данной дипломной работой заключаются в следующем:
• проанализировать и систематизировать терминологию КСО и вовлеченности персонала.
• изучить как в российских компаниях используется КСО и на что она влияет.
• определить какая именно КСО (внешняя или внутренняя) больше влияет на вовлеченность персонала.
• определить какие именно инициативы КСО являются наиболее популярными в современных компаниях.
• сформулировать рекомендации компаниям для повышения их эффективности.
В первой главе данной работы, которая носит теоретический характер, будут рассмотрены различные академические источники, примеры из практики компаний и кейсы, которые будут подкреплять теоретические идеи, предложенные различными авторами из надежных источников. В данной главе будут даны определения основных терминов этой работы, а именно: корпоративная социальная ответственность (КСО) и вовлеченность персонала. Также будут предложены к ознакомлению и изучению различные точки зрения на связь КСО и вовлеченности персонала в организациях. На основе данной информации будут предложены основные выводы по первому блоку данной работы, которые заложат теоретическую основу для дальнейших практических исследований.
Вторая глава включает в себя методологию исследования, в том числе описание исследуемых компаний и отраслей их присутствия, а также выборку исследования. В финальной главе данной работы представлены результаты данного исследования, выводы, соотношение с имеющимися данными, а также сформулированы рекомендации компаниям, которые можно применить на практике. Глубинные интервью, проведенные с представителями различных российских и зарубежных компаний, а также более краткие ответы, полученные напрямую от специалистов, служат основой в формулировке выводов по данному труду.
Таким образом, данная дипломная работа ответит на ряд важных вопросов в сфере вовлеченности персонала и КСО, которые ставят перед собой современные иностранные и отечественные компании. Результат, полученный и обработанный в ходе написания данной работы, будет служить полезным источником прикладных знаний для широкого спектра заинтересованных лиц.
В данной работе были даны ответы на все поставленные перед ней вопросы, описанные во введении. Далее стоит структурировать ответы на данные вопросы для того, чтобы точнее понимать все полноту и глубину данных выводов.
Первый вопрос данной работы звучал так: “Может ли внешняя КСО влиять на вовлеченность персонала?”. Да, внешняя КСО, без сомнения, влияет на вовлеченность персонала. Основываясь на теоретических данных и на информации, полученной от специалистов в ходе анализа кратких ответов и глубинных интервью, получается, что несмотря на то, что внутренние инициативы КСО находят больший отклик у сотрудников, внешние инициативы также очень важны для формирования крепкого и лояльного компании коллектива.
Далее был следующий вопрос: “Используется ли в компаниях КСО как инструмент повышения вовлеченности персонала?”. Получается, что многие компании используют КСО для достижения различных целей, но, тем не менее, мало кто обращает пристальное внимание на КСО как на инструмент для повышения вовлеченности персонала. Дело в том, что вовлеченность довольно сложно измерить и оценить, хотя, как отмечают все опрощенные респонденты, КСО прекрасно влияет на повышение вовлеченности сотрудников. Тем не менее, внутренняя КСО и является тем самым инструментом, который повышает вовлеченность персонала. Что касается внешней КСО, то тут можно отметить отличный вклад, который приносит реализация устойчивой стратегии и инициатив в данной области компаниям.
Для получения качественного анализа на данную тему были использованы как вторичные данные в виде академических статей, различных исследований, кейсов и новостей, так и первичные в виде глубинных интервью с представителями иностранной и российских компаний, а также в виде дополнительной информации, полученной напрямую от специалистов.
Благодаря полученным данным можно говорить о том, что использование инициатив в области КСО влияет на повышение вовлеченности сотрудников, так как, с одной стороны, внутренние инициативы КСО влияют на то, чтобы работники чувствовали себя социально защищенными, трудились в дружественном коллективе, получали положительные эмоции от процесса работы, а, с другой стороны, внешние инициативы влияют на то, что сотрудники начинают больше ценить организацию, в которой они работают, а также чувствуют единение с целями и миссиями своей компании. Соответственно, собранная и проанализированная информация говорит о том, что КСО, помимо всех плюсов, которые можно получить при ее внедрении в компанию, также влияет и на вовлеченность персонала, что, в свою очередь, помогает повышать производительность и результативность организации.
Таким образом, цель данной работы, которая заключается в выявление связи между корпоративной социальной ответственностью и вовлеченностью сотрудников в социально-ответственных организациях, была достигнута.
Наравне с этим были достигнуты и задачи данной дипломной работой, которые заключались в следующем:
1) была проанализирована и систематизирована терминология КСО и вовлеченности персонала, а также сформулированы наиболее релевантные определения по данным темам.
В данной работе были сформулированы, проанализированы и систематизированы основные термины в области КСО и вовлеченности персонала. Были определены наиболее релевантные для данного исследования термины и их интерпретации. Более того, были предложены и рассмотрены близкие к теме КСО дефиниции, которые в современных компаниях используются очень активно.
2) было изучено как в российских компаниях используется КСО и на что она влияет.
Проанализировав и изучив 6 компаний из России, было выяснено, что во многом компании крайне похожи на западных конкурентов в области КСО. Однако, был замечен один момент, который говорит о том, что коммуникации между сотрудниками и руководством в области КСО могут быть нарушены, так как только одна российская компания утверждала, что сотрудники активно обсуждают устойчивые инициативы компании – при этом стоит учитывать, что здесь наверняка во многом сказалась численность сотрудников организации.
Более того, было выяснено, что КСО влияет на вовлеченность персонала различными способами. Но, в основном, можно говорить о том, что в области вовлеченности сотрудников в социально-ответственных компаниях проявляются следующие плюсы:
• происходит рост сплоченности команды,
• повышается качество работы команды,
• улучшаются коммуникации внутри команды,
• повышается мотивация,
• повышается обучаемость,
• улучшается организационная структура,
• повышается ощущение счастья у сотрудников,
• снижается текучесть сотрудников.
3) было определено какая именно КСО (внешняя или внутренняя) больше влияет на вовлеченность персонала.
Было выяснено, что несмотря на тот факт, что внешняя КСО крайне важна для организаций, внутренняя КСО, направленная непосредственно на сам персонал, намного сильнее и явственнее влияет на вовлеченность персонала в компании. Это связано с тем, что люди больше ценят вещи, которые направлены на улучшение их собственной жизни и труда. Тем не менее, некоторые респонденты отмечали, что важно сохранять баланс и использовать внешнюю КСО активно и для того, чтобы повысить вовлеченность персонала.
4) было определено какие именно инициативы КСО являются наиболее популярными в современных компаниях.
В данной работе было определено, что наиболее популярными и часто встречающимися инициативами в области внешней КСО в современных компаниях являются благотворительность и экологические инициативы. Дополнительными, чуть менее часто встречающимися, но тоже популярными инициативами являются работа с местным сообществом и корпоративное волонтерство. Что касается внутренней КСО, то у компаний наиболее популярным инструментов является обучение и развитие персонала. Также можно отметить две другие, чуть менее популярные инициативы – это ДМС и социальный пакет, а также проведение праздничных и спортивных мероприятий для сотрудников и их детей.
5) были даны рекомендации компаниям, основываясь на изученном материале
В работе были сформулированы основные рекомендации компаниям для того, чтобы повысить их эффективность и прибыльность. Было указано, что компаниям необходимо заниматься мониторингом вовлеченности персонала, внедрять принципы корпоративно-социальной ответственности и четко разграничивать термины, близкие по смыслу с корпоративно-социальной ответственностью.
Подводя финальный итог данной работы, можно заключить, что КСО и есть тем самым фактором повышения вовлеченности, которым можно и нужно пользоваться. При этом имеется в виду в первую очередь внутренняя КСО, то есть все, что направлено на улучшение жизни и труда работников организации – в таком случае у сотрудников будет мотивация к тому, чтобы показывать свой лучший результат на работе. Также в данной работе было выяснено, что внешняя КСО очень важна для компаний в качестве влияния как на общее состояние бизнеса, так и на персонал, а именно на его вовлеченность в организацию – так как имиджевая составляющая, известность и хорошее, позитивное отношение социума к работодателю является отличным стимулом для сотрудников для продолжения работы в данной компании.
1. A. Armstrong, Ethics and ESG / A. Armstrong // Business and Finance Journal, 2020. — vol. 14(3), p. 6-17.
2. B. Khediri, J. Souad. New Insights on Corporate Social Responsibility and Country-level Institutions in Western Europe. // Bankers, Markets & Investors. - 2015. - pp. 20-40.
3. Baker, M. Definitions of corporate social responsibility - What is CSR? [Электронный ресурс] / M. Baker // The Mallen Baker Blog. — 2004. — Режим доступа: / https://mallenbaker.net/article/clear-reflection/definitions-of-corporate-social-responsibility-what-is-csr (дата обращения: 15.02.2023).
4. Baumruk, R. The Role of Employee Engagement in Business Success. / Baumruk, Ray. // Workspan; Scottsdale, 2004. — vol. 47, Iss. 11.— p 48-52.
5. Bowen, P. et al. Social Responsibilities of the Businessman / Bowen, P. // University of Iowa Press, 2013.
6. C. Serhan, P. Abboud, R. Shahoud Corporate Social Responsibility Practices in the Aviation Industry // International Journal of Research in Business Studies and Management. - 2018. - Volume 5, Issue 9, 2018. - pp. 1-14.
7. Calhoun N. Corporate Social Responsibility in the Information Technology Industry // diss. Master of Science Management Master's Projects and Capstones. - San Francisco , 2022. - 73 p.
8. Carroll, Archie & Sullivan, Santina, Understanding the Impact of Corporate Social Responsibility (CSR) in the Marketplace: A Reputation and Social Performance Assessment Study/ Proceedings of the International Association for Business and Society, 1995 – 13 p.
9. Claxton J., Cervai, S., Kekäle T. Employee engagement/ Claxton J., Cervai, S., Kekäle T. — 7th ed. — Emerald Publishing Limited, 2014. — 280 p.
10. Dahlsrud A. How corporate social responsibility is defined: an analysis of 37 definitions. / Dahlsrud A. // Corporate social responsibility and environmental management, 2008 — 15(1):1-13. — 13 p.
11. Daniel Stein et al. How Companies Can Improve Employee Engagement Right Now. / Daniel Stein et al. // Harvard Business Review. — 2021.
12. Deepa S., Chitramani P. Csr in retailing industry - a case of three retail stores // Indian Journal of Business and Administration . - 2015. - №3. - p. 128-135.
13. Delaware: профиль компании [Электронный ресурс] // delaware.pro — Режим доступа: https://www.delaware.pro/en-be (дата обращения: 04.04.2023).
14. Driving Performance and Retention Through Employee Engagement: Corporate Leadership Council -Executive Summary [Электронный ресурс] // Corporate Leadership Council. — Режим доступа: https://www.stcloudstate.edu/humanresources/_files/documents/supv-brown-bag/employee-engagement.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
15. Employee Engagement Benchmark Study// Temkin Group annual report, 2016. — 2016.
16. Employee Engagement: A Literature Review / Kular S. et al // Kingston Business School. — 2008. — №19.
17. Fletcher, L., Robinson D. Measuring and Understanding Engagement. / Fletcher, L., Robinson D. // Routledge: Employee Engagement in Theory and Practice, 2014. — Ch.15.
18. Friedman, M. A Friedman doctrine - The Social Responsibility Of Business Is to Increase Its Profits / Milton Friedman// The New York Times — 1970, Section SM, — 17 p.
19. Gjølberg, M. Measuring the immeasurable? Constructing an index of CSR practices and CSR performance in 20 countries. /Gjølberg Maria // Scandinavian Journal of Management, 2009. — vol. 25, Issue 1. — p. 10-22.
20. Gloria M. et al. Corporate social responsibility and internal stakeholders’ health and well-being in Europe: a systematic descriptive review / Gloria M. et al. // Health Promotion International, 2021. — vol. 36, Issue 3. — p. 866–883.
21. Green Paper - Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility / Commission of the European Communities, COM (2001) 366 final, Brussels, 2001.
22. Hameed et al. How Do Internal and External CSR Affect Employees' Organizational Identification? A Perspective from the Group Engagement Model / Hameed et al. // Organizational Psychology, 2016. — Volume 7.
23. Harter, J. Employee Engagement vs. Employee Satisfaction and Organizational Culture [Электронный ресурс] / Jim Harter // Gallup. — 2017. — Режим доступа: https://www.gallup.com/workplace/236366/right-culture-not-employee-satisfaction.aspx / (дата обращения: 28.02.2023).
24. Hawn O., Ioannou I. Mind the gap: The interplay between external and internal actions in the case of corporate social responsibility / Hawn O., Ioannou I. // Strategic Management Journa, 2015. — vol. 37, Issue 13.
25. Heald M. The Social Responsibilities Of Business: Company And Community 1900-1960/ M. Heald // Press of Case Western Reserve University, 1970. — 339 p.
26. Hewitt Associates LLC (2004), Research brief: employee engagement higher at double-digit growth companies, [Электронный ресурс] // Hewitt Associates LLC — Режим доступа: www.hewitt.com (дата обращения: 10.12.2022).
27. Hopkins M. A Planetary Bargain: Corporate Social Responsibility Comes of Age / Hopkins M. // Macmillan UK, 1998.
28. Hopkins, M. What is CSR all about? / Hopkins, M. // Aspirare, 2014. — №1.
29. Imandin, L., Bisschoff, C., Botha C. A model to measure employee engagement. / Imandin, L., Bisschoff, C., Botha C. // Problems and Perspectives in Management. 2014. — №12. — p.520-532.
30. J. Graafland, C. Mazereeuw, Van der D., Motives for Corporate Social Responsibility/ J. Graafland, C. Mazereeuw, Van der D. // The Economic Journal, 2012. — vol. 160, no. 4. — pp. 377-396.
31. Jia, Y. et al. How Does Internal and External CSR Affect Employees’ Work Engagement? Exploring Multiple Mediation Mechanisms and Boundary Conditions. / Jia, Y. et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019. — №16.
32. Jones, D. Does serving the community also serve the company? Using organizational identification and social exchange theories to understand employee responses to a volunteerism program. / Jones, D. // Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2010. — №83 — p. 857–878.
33. Kahn, W. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work. / Kahn, W. // The Academy of Management Journal, 33(4), 1990. — p. 692–724.
34. Luthans, F., Positive organizational behavior: developing and managing psychological strengths. / Luthans, F. // Academy of Management Executive, 2002. — Vol. 16 No. 1 — pp. 57‐72.
35. M. J. Barone, A. D. Miyazaki, and K. A. Taylor, The Influence of Cause-Related Marketing on Consumer Choice: Does One Good Turn Deserve Another? / M. J. Barone, A. D. Miyazaki, and K. A. Taylor // Journal of the Academy of Marketing Science, 2000. — vol. 28, no. 2. — pp. 248-262.
36. Macassa, G. et al. Corporate Social Responsibility and Population Health. / Macassa, G. et al // Health Science Journal, 2017.
37. McManus, J., &Mosca, J. Strategies To Build Trust And Improve Employee Engagement. / McManus, J., &Mosca, J. // International Journal of Management & Information Systems (IJMIS), 2015. — Luthans, 19(1), — 37–42.
38. Melon Fashion Group: профиль компании [Электронный ресурс] // melonfashion.ru — Режим доступа: https://www.melonfashion.ru/about/ / (дата обращения: 14.04.2023).
39. Mulhern F., Schultz D. Internal Marketing Best Practice Study [Электронный ресурс] / Frank Mulhern, Don Schultz// Northwestern University. — Режим доступа: https://www.enterpriseengagement.org/pdf/internal_marketing_best_practices_study.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
40. Orlando B. et al. Corporate social responsibility / Orlando B. et al // — IntechOpen, 2022. — 494 p.
41. Report IFAC (2012). Investor Demand for Environmental, Social, and Governance Disclosures: Implications for Professional Accountants in Business / New York, International Federation of Accountants. — 2012. — Режим доступа: https://www.ifac.org/knowledge-gateway/preparing-future-ready-professionals/publications/investor-demand-environmental-social-and-governance-disclosures / (дата обращения: 29.03.2023).
42. Spiliakos, A. What does sustainability mean in business [Электронный ресурс] / Spiliakos, A. // Harvard Business School Online — 2018. — Режим доступа: https://online.hbs.edu/blog/post/what-is-sustainability-in-business (дата обращения: 29.03.2023).
43. Stobierski, T. 15 eye-opening corporate social responsibility statistics [Электронный ресурс] / Tim Stobierski // Harvard Business School online. — 2021. — Режим доступа: https://online.hbs.edu/blog/post/corporate-social-responsibility-statistics (дата обращения: 16.02.2023).
44. The business case for purpose // A Harvard Business Review analytic report 2015 /Harvard Business School Publishing 2015.
45. Weber, M. The business case for corporate social responsibility: A company-level measurement approach for CSR/ Manuela Weber // European Management Journal, 2008. — vol. 26, Issue 4. — p. 247-261.
46. Weber, Wasieleski, D. Corporate social responsibility / Weber, D. M. Wasieleski // First edition, Emerald Publishing, 2018. – 457 p.
47. Wellins S.R. et al. Employee engagement: the key to realizing competitive advantage [Электронный ресурс] / Richard S. Wellins et al // Development Dimensions International, Inc., MMV — Режим доступа: http://theengagementeffect.com/wp-content/uploads/DDI-EmployeeEngagementMonograph.pdf (дата обращения: 22.02.23).
48. X5Group: профиль компании [Электронный ресурс] // x5.ru — Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/about/ (дата обращения: 04.04.2023).
49. Xu, J. and Cooper Thomas, H., How can leaders achieve high employee engagement? / Xu, J. and Cooper Thomas, H. // Leadership & Organization Development Journal, 2011. — Vol. 32 No. 4, — pp. 399-416.
50. Zachary S. Johnson et al. Good Guys Can Finish First: How Brand Reputation Affects Extension Evaluations/ Zachary S. Johnson et al. // Journal of Consumer Psychology — 2019.
51. Газпром Интернэшнл: профиль компании [Электронный ресурс] // gazprom.ru — Режим доступа: https://international.gazprom.ru/about/ (дата обращения: 04.04.2023).
52. Гвоздева С.М. Непараметрический статистический анализ вовлеченности персонала в организации [Электронный ресурс] / Гвоздева С.М. // Издательство Саратовского университета – Экономика, управление, право — 2014. — Т.14 № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neparametricheskiy-statisticheskiy-analiz-vovlechennosti-personala-v-organizatsii/viewer (дата обращения: 18.02.2023).
53. Гимади и др. Социальная ответственность нефтегазовых компаний // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - 2015. - №30
54. Голуб И.Н. Вовлеченность персонала как ключевой фактор успеха компании [Электронный ресурс] / Голуб И.Н. // Журнал “Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки” — 2020. — № 8. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-kak-klyuchevoy-faktor-uspeha-kompanii/viewer (дата обращения: 18.02.2023).
55. Масилова М.Г., Бурцева Ю.В. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры [Электронный ресурс] / Масилова М.Г., Бурцева Ю.В. // Вестник ВГУЭС — 2016. — № 3. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-kak-harakteristika-organizatsionnoy-kultury/viewer (дата обращения: 18.02.2023).
56. Материал сайта .qualtrics.com [Электронный ресурс] // How do we measure employee engagement effectively? — https://www.qualtrics.com/experience-management/employee/measure-employee-engagement/ / (дата обращения: 03.03.2023).
57. Материал сайта [Электронный ресурс] Eponline.com // The 7 Biggest Polluters by Industry in 2022, as Ranked in New Research // URL: https://eponline.com/articles/2022/10/14/the-7-biggest-polluters.aspx (дата обращения: 03.04.2023).
58. Материал сайта [Электронный ресурс] Корпоративная социальная ответственность в банках // banki.ruURL: https://www.banki.ru/wikibank/korporativnaya_sotsialnaya_otvetstvennost_v_bankah/ (дата обращения: 24.04.2023).
59. Материалсайтаbamboohr.com [Электронный ресурс] // EmployeeNetPromoterScore (eNPS) — https://www.bamboohr.com/resources/hr-glossary/employee-net-promoter-score-enps / (дата обращения: 05.03.2023).
60. Материал сайта blog.empuls.io [Электронный ресурс] // Employee Absenteeism in the Workplace: A Complete Guide — https://blog.empuls.io/employee-absenteeism/ / (дата обращения: 28.02.2023).
61. Материал сайта drive.google.com [Электронный ресурс] Годовой отчет Пулково // URL: https://drive.google.com/drive/folders/1FZ6ShT5LBW7js0PT4yJjoO7O-rxW1Jl8?usp=sharing (дата обращения: 13.03.2023).
62. Материал сайта forbes.com [Электронный ресурс] // 5 Powerful Steps To Improve Employee Engagement — https://www.forbes.com/sites/brentgleeson/2017/10/15/5-powerful-steps-to-improve-employee-engagement/?sh=245b2023341d / (дата обращения: 02.03.2023).
63. Материал сайта forbes.com [Электронный ресурс] // The Top 10 Trends in CSR for 2012 — https://www.forbes.com/sites/forbesleadershipforum/2012/01/18/the-top-10-trends-in-csr-for-2012/?sh=3464ad37701c (дата обращения: 06.03.2023).
64. Материал сайта gallup.com [Электронный ресурс] // Gallup's Employee Engagement Survey: Ask the Right Questions With the Q12 Survey — https://www.gallup.com/workplace/356063/gallup-q12-employee-engagement-survey.aspx / (дата обращения: 05.03.2023).
65. Материал сайта Governance and Accountability Institute INC. [Электронный ресурс] // Navigatingthe Way toSustainability. — Режим доступа: https://www.ga-institute.com/storage/press-releases/article/90-of-sp-500-index-companies-publish-sustainability-reports-in-2019-ga-announces-in-its-latest-a.html (дата обращения: 15.02.2023).
66. Материал сайта haiilo.com [Электронный ресурс] // What Is the True Cost of Poor Employee Communication? — https://haiilo.com/blog/what-is-the-true-cost-of-poor-employee-communication/ / (дата обращения: 28.02.2023).
67. Материал сайта involve.co.uk [Электронный ресурс] // Engagement vs. Involvement – What’sthe difference? — https://involve.co.uk/engagement-vs-involvement-whats-the-difference/ (дата обращения: 20.02.2023).
68. Материал сайта lsaglobal.com [Электронный ресурс] // 4 Proven Ways To Decrease Employee Engagement — https://lsaglobal.com/blog/3-proven-ways-decrease-employee-engagement/ / (дата обращения: 03.03.2023).
69. Материал сайта officevibe.com [Электронный ресурс] // 10 employee engagement metrics every manager should measure — https://officevibe.com/blog/10-pillars-employee-engagement-infographic / (дата обращения: 03.03.2023).
70. Материал сайта officevibe.com [Электронный ресурс] // What to do with employee survey results — https://officevibe.com/blog/employee-survey-results / (дата обращения: 03.03.2023). / (дата обращения: 06.03.2023).
71. Материалсайта qualtrics.com [Электронный ресурс] // What is employee net promoter score (eNPS) and how can it be used to improve employee engagement? — https://www.qualtrics.com/blog/employee-net-promoter-score-enps-good-measure-engagement/ / (дата обращения: 05.03.2023).
72. Материал сайта recruitee.com [Электронный ресурс] // How to improve employee productivity — https://recruitee.com/articles/employee-productivity#:~:text=staff%20will%20become.-,What%20is%20employee%20productivity%3F,have%20predetermined%20standards%20and%20timeframes./ (дата обращения: 28.02.2023).
73. Материал сайта retail.ru [Электронный ресурс] “Пятерочка” масштабировала проект «Центры местного сообщества» на более чем 50 городов // URL: https://www.retail.ru/news/pyaterochka-masshtabirovala-proekt-tsentry-mestnogo-soobshchestva-na-bolee-chem--21-oktyabrya-2022-221616/ (дата обращения: 05.04.2023).
74. Материал сайта rspp.ru [Электронный ресурс] Социальный отчет химической промышленности о реализации международной программы устойчивого развития Responsible Care - “Ответственная Забота” в России // URL: https://rspp.ru/download/e10f93851d27a55bf1f269e44b2a3205/ (дата обращения: 03.04.2023).
75. Материалсайтаsocial-responsibility.at [Электронный ресурс] // DefinitionofCSR. — Режим доступа: https://www.social-responsibility.at/definitions/world-business-council-for-sustainable-development-2000/ (дата обращения: 15.02.2023).
76. Материал сайта tadviser.ru [Электронный ресурс] Мэлон Фэшн Груп // tadviser.ru URL: https://clck.ru/34ETFr (дата обращения: 14.04.2023).
77. Материалсайтаthecorporategovernanceinstitute.com [Электронный ресурс] // WhatisthedifferencebetweenCSRandESG? — Режим доступа: https://www.thecorporategovernanceinstitute.com/insights/lexicon/what-is-the-difference-between-csr-and-esg/#:~:text=CSR%20focuses%20on%20corporate%20volunteering,the%20valuation%20of%20the%20business / (дата обращения: 29.03.2023).
78. Материалсайтаturnkey.tech [Электронный ресурс] // How is CSR related to sustainability?— Режим доступа: https://turnkey.tech/insights/how-is-csr-related-to-sustainability/#:~:text=In%20summary%2C%20CSR%20and%20sustainability,are%20reported%20on%20in%20CSR./ (дата обращения: 29.03.2023).
79. Материал сайта whoiswho.dp.ru [Электронный ресурс] Воздушные Ворота Северной Столицы (ВВСС) // https://whoiswho.dp.ru/cart/company/2930299 (дата обращения: 24.04.2023).
80. Материал сайта x5vmeste.ru [Электронный ресурс] Центры местного сообщества // URL: https://x5vmeste.ru/initiatives/community-centers/ (дата обращения: 04.04.2023).
81. Мрост, А. Корпоративная социальная ответственность в российском контексте / Мрост, А. // Журнал Бизнес и Общество — 2019. — №68–69.
82. СберБанк: профиль компании [Электронный ресурс] // sberbank.com — Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/about (дата обращения: 14.04.2023).
83. Уралхим: профиль компании [Электронный ресурс] // uralchem.ru — Режим доступа: https://www.uralchem.ru/about/ (дата обращения: 16.03.2023).
84. Халитова Э.Р., Терелецкова Е.В. Пути снижения текучести персонала в организации [Электронный ресурс] / Халитова Э.Р., Терелецкова Е.В. // Международный научный журнал “Вестник науки” — 2023. — Т. 3 № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-snizheniya-tekuchesti-personala-v-organizatsii/viewer (дата обращения: 01.03.2023).
85. Чуланова, О. Л., Припасаева О.И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом [Электронный ресурс] / Чуланова, О. Л., Припасаева О.И. // Журнал “Науковедение” — 2016. — Т. 8 № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-organizatsii-osnovnye-podhody-bazovye-printsipy-praktika-ispolzovaniya-v-rabote-s-personalom/viewer (дата обращения: 18.02.2023).