Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №14799

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы120стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1620
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8
1.1. Понятие допризывной подготовки в научно-методической литературе ..8
1.2. Изучение основ военной службы старшеклассниками в рамках курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» 16
1.3. Формы и методы допризывной подготовки в рамках курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» 22
1.4. Проблемы современности, возникающие на допризывном этапе
подготовки молодежи к военной службе 26
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты исследования по изучению отношения старшеклассников к
службе в армии 38
2.3. Организация системы занятий в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по улучшению отношения старшеклассников к службе в
армии 46
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
2.5. Рекомендации, направленные на закрепление положительного
отношения старшеклассников к службе в армии 65
Выводы по 2 главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность исследования. Радикальное преобразование всех сфер российского общества, переход к новым экономическим базам, преобразования Вооруженных сил, осуществляемых в трудных социально-экономических условиях, вызывает значительное увеличение роста ряда
проблем, связанных с реформой общества и армии. Военная служба - наиболее активная форма реализации долга и обязанностей каждого гражданина по защите Отечества.
Главной задачей военно-патриотического воспитания молодежи является подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных сил, повышение престижа воинской службы, воспитание любви к Отечеству. Специальная роль в решении этой проблемы отводится общеобразовательной школе.
Однако как показывает практика, уровень подготовленности определенной части выпускников школы не отвечает современным требованиям армии и военно-морского флота, которые предъявляются к молодым людям. Результаты ежегодного исследования, которые проводятся в войсках и военных учебных заведениях, показывают потребность увеличения уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе.
С переходом Вооруженных Сил к однолетнему сроку службы в армии встала необходимость более всестороннего изучения военного дела именно в школе, особенно в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Концепция допризывной подготовки молодежи на период до 2020г. определяет ключевые направления в области подготовки молодежи к военной службе, а также систему мер, которые направлены на улучшение здоровья, морально-психологического и физического состояния молодого поколения, подлежащего призыву на военную службу, реализация военно-патриотического воспитания, улучшение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Подготовка молодого поколения к военной службе, организация благоприятных условий для формирования у них необходимых моральных и психологических качеств в процессе обучения в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будет значительно способствовать решению этой проблемы и позволит молодым людям успешно преодолевать
трудности, которые связаны с военной службой.
Анализ проблемы допризывной подготовки старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволил выявить противоречие между необходимостью повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе и недостаточностью квалифицированных специалистов, программ, учебных пособий, методических рекомендаций.
С учетом выявленных противоречий была определена тема исследования «Допризывная подготовка старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования - изучение отношения старшеклассников к службе в армии и организация допризывной подготовки старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования - отношение старшеклассников к службе в армии.
Предмет исследования - допризывная подготовка старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что организация допризывной подготовки старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будет способствовать положительному отношению старшеклассников к службе в армии.
Исходя из цели исследования целесообразно решение следующих
задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить отношение старшеклассников к службе в армии.
3. Составить и апробировать систему занятий в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по улучшению отношения старшеклассников к службе в армии.
4. Провести оценку эффективности работы.
В качестве методов исследования использовались:
1) Теоретические методы - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение.
2) Эмпирические методы - анкетирование (анкета Н.И. Евсюковой «Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах»), психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов).
Экспериментальная база: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Зональная СОШ». В ней участвовали 13 юношей. По времени исследовательская работа проводилась в течение 2017¬2018 учебного года.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью закрепления положительного отношения старшеклассников к службе в армии.
Апробация: результаты исследования докладывались на педсовете МКОУ «Зональная СОШ».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение включает актуальность темы дипломной работы, гипотезу, цель, объект и предмет исследования. В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании. Обосновывается практическое значение работы, указана апробация материалов, структура дипломной работы.
В первой главе раскрывается содержание понятия «допризывная подготовка», ее структура и значение. А также подробно рассматривается методика организации допризывной подготовки старшеклассников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Вторая глава отражает проведение экспериментального исследования, направленного на улучшение отношения старшеклассников к службе в армии в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы.
Библиографический список литературы включает 48 источников.
Приложения состоят из анкеты по выявлению отношения старшеклассников к службе в армии, системы занятий в рамках курса ОБЖ по улучшению отношения старшеклассников к службе в армии, результатов опытно-экспериментальной работы.
Работа содержит иллюстрационный материал (рисунки и таблицы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе теоретического анализа особенностей допризывной подготовки старшеклассников к службе в армии в рамках курса ОБЖ можно сделать следующие выводы:
Допризывная подготовка представляет собой военное обучение молодежи допризывного возраста с целью подготовки к службе в армии.
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к прохождению военной службы на период до 2020г. определяет цели, задачи и основные направления политики РФ в области подготовки граждан к военной службе. Важным компонентом в системе подготовки молодежи к военной службе отводится допризывной подготовке в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
B системе образования России, в средних общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования подготовка к военной службе происходит в рамках курса ОБЖ, отражающей государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формировании у учащихся сознательного отношения к существующим проблемам личной и общественной безопасности, и предоставляет специальные умения, знания, навыки, которые могут улучшить готовность призывника к военной службе.
В настоящее время сложившаяся ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется некоторыми негативными факторами, такими как, снижение показателей физического развития и состояния здоровья; отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе; отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, которая охватывала бы все категории граждан начиная с дошкольного возраста; недостаточные объемы физической нагрузки в образовательных учреждениях во время занятий по физическому воспитанию; отсутствие органа, который обеспечивал бы руководство деятельностью в системе подготовки граждан к военной службе.
Выявленные проблемы требуют совершенствования системы допризывной подготовки молодого поколения, создания условий для подготовки физически и морально-психологически адаптированных призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, получивших подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям.
Положительных результатов подготовки молодежи к военной службе можно достичь при условии, если данный этап будет осуществляться в рамках общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе, которая позволит не только повысить качество образовательного процесса, но и добиться эффективного использования финансовых средств.
Мы экспериментально изучили отношение старшеклассников к службе в армии и выявили основные причины негативного отношения к воинской службе.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Зональная СОШ», в котором, приняли участие юноши 10-х классов в количестве 13 человек.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный с последующим анализом полученных данных.
На первом констатирующем этапе изучалось отношение старшеклассников к службе в армии и били определены основные причины негативного отношения к воинской службе. На формирующем этапе была составлена и апробирована система занятий в рамках курса ОБЖ по улучшению отношения старшеклассников к службе в армии. В рамках контрольного этапа сравнивались результаты диагностирования на констатирующем и контрольном этапах, то есть выявлялась динамика позитивного изменения отношения старшеклассников к службе в армии.
Анализ общей картины отношения старшеклассников к службе в армии и основных причин негативного отношения к воинской службе, показал, что все опрошенные ребята уверены, что армия нужна России. Однако, проанализировав результаты анкеты, было выявлено, что не все ребята считают, что служба в армии - это долг гражданина, отрицательное отношение присуще трети опрошенных юношей. Отвечая на вопрос «Кто должен служить в армии?», большинство ребят ответили «Каждый гражданин». Однако отвечая на вопрос «Хотели бы сами служить?» меньше половины дали утвердительный ответ. Многие юноши уверены, что защищать Родину должна наемная армия. Данный факт можно объяснить тем, что юноши боятся оказаться в горячих точках, защищая Родину; недостаточностью патриотического воспитания и готовности личности к выполнению своего гражданского долга.
Нельзя не отметить достаточно терпимое отношение к лицам, которые хотят уклониться от воинской службы и не вызывают у респондентов крайне отрицательных эмоций. B целом можно констатировать, что уклонение от армии стало социально одобряемым поведением.
В качестве основных причин негативного отношения к воинской службе можно выделить следующие: неуставные отношения, дедовщина; страх перед жесткой воинской дисциплиной, опасения попасть в горячие точки, непристижность службы в армии.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования была отмечена необходимость проведения комплекса занятий в рамках курса ОБЖ по улучшению отношения старшеклассников к службе в армии. Составленная система занятий была внедрена в воспитательно-образовательный процесс юношей 10-х классов. Общее время для реализации 10 недель, при частоте 1 занятия в неделю, всего 10 занятий, при этом длительность занятия 45 минут. Основная часть занятий строилась как в традиционной урочной форме, так и в форме ответов на вопросы (беседа),
или в режиме активных методов обучения (дискуссия, работа с выбранной ситуацией).
Наблюдения за юношами во время занятий показали, что они усвоили начальные знания в области обороны. Упор был сделан на формирование таких качеств как морально-психологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважение к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации; пропаганда и популяризация службы в армии. При этом произошло сплочение коллектива, раскрылись на практике такие понятия как дружба, товарищество, взаимовыручка.
На контрольном этапе выявлялась эффективность проведения системы занятий способствующего положительному отношению старшеклассников к службе в армии. Для этого вновь проводилось анкетирование юношей.
B результате контрольного этапа исследования была выявлена динамика произошедших изменений в отношении старшеклассников к службе в армии. Оказалось, что у юношей, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, повысился уровень осознания необходимости и важности формирования готовности к службе в Вооруженных силах.
Таким образом, выдвинутая гипотеза, о том, что организация допризывной подготовки старшеклассников в рамках курса ОБЖ будет способствовать положительному отношению старшеклассников к службе в армии - подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Юрист, 2015. - 50 с.
2. О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ: офиц. текст: по состоянию на 15 дек. 2015 г. - М. : Эксмо, 2016. - 156 с.
3. Об обороне: ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ : офиц. текст: по состоянию на 01 дек. 2015 г. - М. : Эксмо, 2015. - 156 с.
4. Об образовании: ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ: офиц. текст: по состоянию на 01 дек. 2015 г. - М. : Юрист, 2016. - 46 с.
5. Об альтернативной гражданской службе: ФЗ от 25 июля 2002 N 113-ФЗ: офиц. текст: по состоянию на 15 дек. 2015 г. - М. : Эксмо, 2016. - 156 с.
6. Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1609: офиц. текст: по состоянию на 01 дек. 2015 г. - М. : Эксмо, 2016. - 53 с.
7. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года : Распор. Правительства РФ от 3 фев. 2010 г. N 134-р // РГ - № 5109 от 12 фев. 2010г.
8. АвДеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ [Текст]: Молодой ученый, Н.В. Авдеева.- 2014.№12(71). С.245-248.
9. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе: сборник сценариев внеурочных мероприятий [Текст] / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 224 с.
10. Баранов, А.В. Организация военно-патриотического воспитания учащихся средних школ во внеурочной деятельности в условиях крупного города [Текст]: Монография / А.В. Баранов. - М.: Центр координационного обеспечения целевых проектов, 2008. - 216 с.
11. Бачевский, В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе [Текст]: дис. канд. педагог. наук : 13.00.01 : Н. Новгород, 2015. - 211 c.
12. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст] / Н. К. Беспятова. - М.: Феникс, 2009. - 192 с.
13. Бурдейный, М.А. Все о призывниках и военной службе [Текст] / М. А. Бурдейный. - М. : Вече, 2009. - 208 с.
14. Васнев, В. А. Основы подготовки к военной службе: метод, материалы и документы [Текст] / В. А. Васнев, С. А. Чиненный; под ред. В. А. Васнева. - М. : Просвещение, 2003. - 214 с.
15. Валеев, Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России [Текст] // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2014.
16. Воронова, Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры [Текст] / Е. А. Воронова. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2011. - 288 с.
17. Гаврилов, В. П. Допризывная подготовка [Текст]: учебное пособие / В. П. Гаврилов, В. В. Капский. - М. : Амалфея, 2016. - 204 с.
18. Глазунов, А. М. Российская армия как институт общества в современных условиях. Будущее России: стратегии развития [Текст] / А. М. Глазунов. - М. : КНОРУС, 2015. - 407 с.
19. Гражданская защита. Энциклопедический словарь под редакцией С.К.Шойгу [Текст] / МЧС РФ, 2009. - 568 с.
20. Гришина, Е. А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности [Текст] / Е. А. Гришина. - М. : Социум, 2016. - 198 с.
21. Денисов, Р.А., Михайлова С.В.Подготовка молодежи к военной службе: учебно-методическое пособие / АГПИ им. А.П. Гайдара. - Саров: СГТ, 2010. - 161 с.
22. Дерюгин, Ю. Н. Армия России: взгляд в XXI век [Текст] / Ю. Н. Дерюгин // Социс. - 2015. - № 6. - С. 82-87.
23. Дмитриев, А. Ю. Патриотическое воспитание старшеклассников при организации военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ [Текст] / А.Ю.Дмитриев // Молодой ученый. - 2015. - №6.4. - С. 17-19.
24. Евсюкова, Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах [Текст]: монография. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 192 с.
25. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: метод. пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-Пресс, 2015. - 164 с.
26. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание подростков [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Сфера, 2011. - 224 с.
27. Кузьмин, С.А. Пути совершенствования системы мероприятий по подготовке молодежи к военной службе [Текст] / С.А. Кузьмин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 16, №5(2), 2014
28. Кудашкин А.В., Военно-юридический энциклопедический словарь [Текст] / А.В. Кудашкин. - М.: За права военнослужащих, 2007. - 379 с.
29. Левинсон, А. Г. Армия как институт социализации [Текст] / А.Г. Левинсон // Общественные науки и современность. - 2014. - № 4. - С. 63-70.
30. Лоскутов, В. Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ: дис. докт. психол. наук [Текст] / В. Н. Лоскутов. - М., 2015. - 54 с.
31. Мазыкина, Н.В. Равнение на победу: метод. рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков [Текст] / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. - М. : Просвещение, 2010. - 192 с.
32. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание школьников [Текст]: методические рекомендации / М. Д. Маханева. - 2-е изд. доп. - М. : АРКТИ, 2014. - 172 с.
33. Основы подготовки к военной службе [Текст]: Методические материалы и документы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 216 с.
34. Самыгин, С. И. Школа выживания [Текст] / С. И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 640 с.
35. Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы [Текст]: учеб. пособие/ А. Волокитин [и др.]. - М. : Дрофа, 2009. - 203 с.
36. Пашкович, А. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях [Текст] / А. Пашкович, Е. Шитов. - М. : Глобус, 2016. - 165 с.
37. Смирнов, А. Т. Основы военной службы [Текст]: учеб. пособие/ А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. - 2-е изд. - М. : Феникс, 2009. - 240 с.
38. Сорокин, Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника [Текст] / Ю. К. Сорокин. - 3-е изд. доп. - М.: Феникс, 2009. - 164 с.
39. Сосницкий, В. Н. Физическая подготовка допризывной молодежи с учетом типологии двигательных способностей [Текст]: дис. канд. педагог. наук : 13.00.04 / Сосницкий Виктор Николаевич. - Волгоград, 2008. - 172 с.
40. Тупикин, Е. Основы военной службы [Текст] / Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов. - М. : Академия, 2010. - 309 с.
41. Шевцов, В. В. Отношение школьников и студентов к военной службе [Текст] / В. В. Шевцов // Социс. - 2014. - № 6. - С. 11-113.
42. Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. N 136-ПП «О Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020 года и Плане мероприятий по совершенствованию допризывной подготовки молодежи в городе Москве на 2010-2011 годы» ГАРАНТ. РУ [Режим доступа]: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/
43. Большая медицинская энциклопедия. Допризывная подготовка [Режим доступа]: http://medwiki.org.ua/article/Допризывная Подготовка
44. Военный энциклопедический словарь. Допризывная подготовка [Режим доступа]: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm
45. Допризывная подготовка. Вести ДОСААФ [Режим доступа]:
http://vestidosaaf.ru/2018/01/25/4927/
46. Методика преподавания раздела «Основы военной службы» предмета ОБЖ [Режим доступа]: http://www.ug.ru/method_article/785
47. Методические рекомендации по проведению 5-ти дневных учебных сборов [Режим доступа]: http://centrcav.ru/metodicheskiye- rekomendatsii-po-provedeniyu-5-ti-dnevnykh-uchebnykh-sborov
48. Юнциклопедия. Допризывная подготовка [Режим доступа]: https://yunc.org/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ