Актуальность темы бакалаврской работы определяется, прежде всего, тем, что развитие системы здравоохранения в Российской Федерации на данный момент заняло одно из приоритетных действующих направлений Правительства нашей страны, и это не случайно. Здоровье людей является основой социального благополучия и хорошего финансового функционирования государства. Обеспечение населения легкодоступной медицинской помощью представляет самую главную задачу для любой державы независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы.
Здравоохранение в Российской Федерации до нынешнего дня финансировалось по остаточному принципу. На этом уровне экономического развития одним из основных направлений работы государства является усовершенствование механизма расширения ресурсов, направляемых на финансирование здравоохранения и увеличение производительности их использования.
В данный момент сформировалась многоканальная система финансирования здравоохранения, которая базируется на использовании средств государственного бюджета, системы обязательного медицинского страхования, домохозяйств и ещё средств добровольного медицинского страхования. Размер, структура этих ресурсов и механизм их предоставления на цели финансирования здравоохранения, как показывают исследования, не соответствует в определённой мере потребностям и условиям оказания медицинских услуг.
Недостаточность ресурсов и несбалансированность программ государственных гарантий остаются одной из основных трудностей отечественного здравоохранения и сформировывают необходимость в развитии экономических отношений, привлечения дополнительных источников финансирования в отрасль здравоохранения, а также возможностей разумного применения уже имеющихся экономических ресурсов.
Широкое разнообразие возникающих трудностей финансирования здравоохранения в России, неоднозначность их практического решения, дискуссионность теоретических аспектов требуют наиболее основательного их изучения, а также выработки практических советов, что делает тему данной работы актуальной.
Государственное управление, по сути, предполагает собой процедуру непрерывной и постоянной реализации функций страны. Данный процесс реализуется в реальную жизнь в виде ежедневной исполнительно - распорядительной деятельности государственных органов. Указанную деятельность осуществляют органы и должностные лица, относящиеся в наше время к одной из трех ветвей государственной власти, а именно, к власти исполнительной. Именно поэтому органы исполнительной власти с полным правом именуются одновременно и органами государственного управления.
Взаимосвязанная целостность указанных органов, исполняющих исполнительно-распорядительную деятельность в основном в рамках правовых отношений, складывающихся по поводу охраны здоровья населения, представляет собой систему государственного управления в сфере здравоохранения.
Неотъемлемым условием поступательного развития общества является надлежащая охрана здоровья его членов. Государство несет особую ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан, так как в отсутствии соответствующей государственной заботы как о здоровье людей в целом, так и о здоровье каждого человека невозможно нормальное развитие российского общества.
Научная новизна и практическая значимость выпускной квалификационной работы связана с тем, что в ней проанализированы основные теоретические аспекты здравоохранения, дан анализ деятельности Министерства здравоохранения по Пензенской области и выявлены основные проблемы в системе здравоохранения, а также даны практические рекомендации по совершенствованию системы управления здравоохранения....
В ходе написания данной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы.
Уровень и качество здоровья жителей в значительной мере определяют степень цивилизованности страны, воздействуя на её социально-финансовые возможности. Выступая в качестве интегральной характеристики развития здравоохранения, уровень и качество здоровья людей показывают меру социальной ответственности государства перед своими гражданами.
А в настоящее время перед системой управления здравоохранения стоит ряд проблем, основными из которых являются:
• социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых ресурсов;
• неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы в области здравоохранения;
• систематическое неисполнение норм здравоохранительного законодательства;
• дефицит и неоптимальная структура медицинских кадров;
• неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи.
Следовательно, для здравоохранения в настоящее время особенно важной является проблема повышения уровня предоставления медицинской помощи населению. В связи с этим необходимо выявить решения таких задач, как обеспечение отрасли ресурсами и разумное использование уже имеющихся ресурсов, развитие альтернативных источников финансирования, создание условий для внедрения современных высокотехнологичных медицинских технологий и т.д.
Потребность в решении данных непростых задач, в свою очередь, требует новых форм, методов и моделей управления всеми частями системы здравоохранения и находящимися в ней экономическими процессами, в том числе создание моделей управления на базе комплексного системного подхода на уровне лечебно-профилактического учреждения, отрасли, территории.
Стратегия охраны здоровья населения и реализующая ее политика обязаны базироваться на принципах справедливости и солидарности, поддерживаться соответствующими политическими, экономическими, социальными и технологическими механизмами реализации. Должен иметь место консенсус между всеми, имеющими влияние на состояние здоровья населения, сторонами в отношении концепции и действий в сфере региональной стратегии охраны здоровья населения. Границы ее обязаны включать общие и частные ситуации в регионе, связанные с состоянием и охраной здоровья, учитывать разнообразие политических, экономических, культурных и социальных ситуаций, которые могут возникать, а также накапливать новые концепции и идеи в области защиты здоровья населения и тем самым стать базой для дальнейшего развития и своевременного изменения политики охраны здоровья в регионе. Крайне важно поощрять население региона участвовать в процессе охраны здоровья, начиная с определения потребностей в здоровье, медицинской и социальной помощи, выбора приоритетов и заканчивая оцениванием деятельности по укреплению общественного и индивидуального здоровья. В стратегии охраны здоровья этот аспект часто используется органами государственной власти региона управления не в должном объеме. Поэтому стратегия охраны здоровья населения должна быть направлена как на то, чтобы здравоохранение превратилось из «слабого партнера» в «сильного партнера» в области политики социально-экономического развития региона, так и на то, чтобы организовать эффективную поддержку здравоохранения другими отраслями, действующими в регионе, которые имеют отношение к процессу формирования общественного здоровья и оказывают на него прямое или косвенное влияние.....
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 02.03.2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
3. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» -2015.
4. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ (в ред. от 30.06.2006 г. № 91-ФЗ) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» -2015.
5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред. от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» -2015.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (в ред. 10.05.2007 г. № 69-ФЗ) «Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из
Справочной правовой системы «Гарант»-2015.
7. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» -2015.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 (в ред. от 15.06.2007. № 100-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» -2015.
9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в ред. от 13.03.2006 г. № 16-ФЗ) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации^ и «Об общих принципах организации местного самоуправления а Российской Федерации^ [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» -2015.
10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"[Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» -2015.
11. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. от 02.08.2005 г. № 484) «О фонде социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант»-2015.
12. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 (с изменениями от 10 марта 2007 г. № 149) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Гарант»-2015.
13. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 03.06.2015) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» -2015.
14. Постановление правительства Пензенской области от 19 августа 2013 года №591-пП "О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП" [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» -2015.
15. Азовкин И.А. Местные Советы в системе органов власти. М.: Юристъ, 2000. - 51 с....41