Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к изучению иностранного языка в средней общеобразовательной 6
1.1. Формирование мотивации как проблема психолого-педагогических
исследований 6
1.2. Роль мотивации в изучении иностранного языка 11
Глава 2. Практические основы формирования мотивации к изучению английского языка в средней общеобразовательной школе 21
2.1. Интерактивные игры как способ повышения мотивации при изучении
английского языка в средней общеобразовательной школе 21
2.2. Методические разработки по использованию интерактивных игр как
средства повышения мотивации 22
Заключение 46
Список литературы 48
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из важнейших проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования
социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Иностранный язык - сложный предмет для изучения, и поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету, так как именно интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.
Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию мотивации учения и активности учащихся.
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционным компонентами (знания, умения, навыки) включают и мотивационные, т.е. мотив, интерес и отношение. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, то есть во внеклассной работе могут быть как положительными, так и отрицательными.
Внеклассная работа способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению иностранного языка. Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе.
Предметом данного исследования является проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Объектом данной работы является использование наиболее эффективных путей, методов и средства повышения познавательной мотивации в изучении иностранного языка на среднем этапе изучения.
Целью выпускной квалификационной работы является использование методов стимулирующих мотивацию обучения английскому языку школьников.
В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи: 1. Исследование проблемы учебной мотивации в психолого
педагогической литературе.
2. Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
3. Анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка.
Практическая значимость заключается в разработке интерактивных игр и уроков направленных на изучении грамматических основ языка.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе дается общая характеристика мотивации, ее актуальность и формирование. Выявляются особенности развития мотивации у школьников средней общеобразовательной школы.
Вторая глава посвящена практической части, т.е. были проведены уроки с лексическими и грамматическими упражнениями, а также были проведены интерактивные игры и внеклассные занятия.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Последние годы видно о значительном повышении интереса к иностранному (английскому) языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению иностранного языка. Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов в педагогике. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является "включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание.)".
Мотивация определяет значимость того, что познается и осваивается учащимися, их отношение к учебной деятельности и к её результатам.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиции страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма. Активизации учебного процесса и познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий. Следует отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление связано с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний.
Проблемы мотивации к изучению иностранного языка представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.С. Полат, В.М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используется многочисленные учебные пособия и методические разработки.
На дополнительных занятиях или же в самостоятельной работе дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом , давать для него материал. Внеклассная работа по иностранному языку является неотъемлемой частью педагогического процесса.
Во второй главе мы разработали лексические и грамматические упражнения с применением интерактивной технологии, в частности компьютера. Также были взяты интерактивные игры на основе которых дети учатся договариваться и быть общительными.
Нами также были рассмотрены основные виды заданий для тематического раздела «Healthy lifestyle», которые направлены на формирование и закрепление лексических и грамматических навыков на разных этапах урока. Наш раздел состоит из 3 уроков, каждый из которых включает лексический и грамматический материал.
Упражнения к этим урокам были разработаны с помощью сайтов LearningApps.org., learnenglishkids. britishcouncil. org, funengl ishgames. com,
lumosity.com. Также был использован Интернет для поиска видео, аудиоматериалов, изображений и т.д. Мы создали различные по типологии задания на отработку лексико-грамматического материала английского языка.
Каждый из этих 3-х уроков состоит из 2 разделов: лексического и грамматического. Для каждого раздела мы подобрали 6-7 типов заданий для усвоения лексики и грамматике согласно тематике раздела «Healthy lifestyle». На каждом этапе урока, нам активно помогают упражнения с использованием, аудио- и видеоматериалов, текстов, которые не только делают уроки увлекательными, но также активизируют мыслительный процесс ученика.
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1993.
2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. - с.131
3. Долгова А.П. What is a lifestyle? / А.П. Долгова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learningapps.org/891338. - Дата доступа: 25.01.2015.
4. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка //
Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/155541/Грамматика. - Дата
доступа: 25.01.2017.
5. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. - с. 23
6. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980.
7. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск: 1979. - с. 97
8. Лапицкая Л.М. Английский язык 9 класс. - Москва: Высшая школа, 2011. - 294 с.
9. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучению
иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.
10. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 520 с.
11. Методы обучения // Википедия - свободная энциклопедия
[Электрон. ресурс]. - 2014. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения. - Дата доступа: 27.05.2015.
12. Онлайн-словарь ABBYY Ешдуо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingvo.abbyyonline.com/ru - Дата доступа: 21.01.2017.
13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению - Москва: Просвещение, 1991. - 241 с.
14. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. - М.: Просвещение, 1993.
15. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие - М.; ООО «Издательство АСТ», 2005. - с.78....31