Музыкальное измерение культурной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (Санкт-Петербургский политехнический университет)
|
Работа сделана на примере Туркменистана.
Введение 6
Глава 1. Культурная дипломатия европейских стран и России в государствах Центральной Азии 12
1.1. Центральная Азия как значимый регион международной политики 12
1.2. История становления и развития отношений европейских стран с государствами Центральной Азии в сфере культурной дипломатии 24
1.3. Выстраивание отношений России с государствами Центральной Азии в области культуры 36
Глава 2. Культурная/музыкальная дипломатия как механизм усиления взаимодействия между зарубежными странами и государствами Центральной Азии 47
2.1. «Дипломатия нот» государств Центральной Азии: внедрение культурной/музыкальной дипломатии в межкультурные отношения 47
2.2. Использование «дипломатии нот» европейскими странами и Россией в Казахстане и Туркменистане 57
2.3. Роль культурной/музыкальной дипломатии как инструмента «мягкой силы» европейских стран и России в Казахстане и Туркменистане 70
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Введение 6
Глава 1. Культурная дипломатия европейских стран и России в государствах Центральной Азии 12
1.1. Центральная Азия как значимый регион международной политики 12
1.2. История становления и развития отношений европейских стран с государствами Центральной Азии в сфере культурной дипломатии 24
1.3. Выстраивание отношений России с государствами Центральной Азии в области культуры 36
Глава 2. Культурная/музыкальная дипломатия как механизм усиления взаимодействия между зарубежными странами и государствами Центральной Азии 47
2.1. «Дипломатия нот» государств Центральной Азии: внедрение культурной/музыкальной дипломатии в межкультурные отношения 47
2.2. Использование «дипломатии нот» европейскими странами и Россией в Казахстане и Туркменистане 57
2.3. Роль культурной/музыкальной дипломатии как инструмента «мягкой силы» европейских стран и России в Казахстане и Туркменистане 70
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Актуальность. Как известно культура народа выражается через язык, который называют душой народа, духовным носителем истории, памяти, самобытной сущности. Между тем, неоспоримо, что универсальным языком для всего человечества (Генри Лонгфелло) является музыка, это язык понятный представителю любого этноса, гражданину любой страны, разве что за исключением тех, кто живет погруженный в тишину.
Музыка не нуждается в переводе, лишь в понимании и интерпретации. Но музыка может быть весьма специфической, в частности, этническая музыка, которая среди прочего, в том числе – и выразитель менталитета, как, собственно, и язык, но в отличие от языка не нуждается в словах чтобы поведать о культуре и истории своего народа, частью которой она является, возможно самой сокровенной и неотделимой, а в то же время самой динамичной и развивающейся, всегда уходящей за горизонты, не зная ни границ, ни ограничений в бесконечном разнообразии сочетаний семи нот и множества инструментов. Вовсе не удивителен тот факт, что музыка становится языком культурной дипломатии. Скорее удивляться стоило бы если бы потенциал «дипломатии нот» не был бы замечен и оценен. Именно музыка способна дать людям, вне зависимости от их менталитета, этнической принадлежности, политической и социальной идентичности, опыт трансцендентального переживания, погружения в красоту и величие мира. Возможно, именно музыке предстоит стать мостом между странами и континентами, или же, говоря в русле политического дискурса, одним из весьма значимых средств «мягкой силы».
Применяя данный инструмент во внешнеполитической деятельности, США официально запустили инициативу «Глобальная музыкальная дипломатия», что знаменовало новый шаг в реализации дипломатических усилий через музыку. Следует отметить, что традиция музыкальной дипломатии была заложена в середине 1950-х годов, когда американские «послы джаза» ездили в Африку, Европу, на Ближний Восток, в Южную Америку и Южную Азию, где их услышали и увидели тысячи зрителей. А их музыка стала голосом демократических идеалов, проникающим через границы и барьеры, который был понятен всем . И вместе с тем «США развивают музыку через государственно-частное партнерство с американскими компаниями и некоммерческими организациями, чтобы использовать ее для превознесения американского лидерства во всем мире» . Несомненно, культурная дипломатия имеет многолетнюю историю и не является чем-то исключительно новым и неисследованным, однако, говоря о музыкальном ее измерении, в полной мере осознавая тот факт, что музыка является не только механизмом самовыражения и социальной активности, но также и инструментом публичной дипломатии, следует обратить пристальное внимание на возможности использования музыки как способа реализации политики, выстраивания дипломатических отношений, формирования позитивного пространства для диалога и взаимодействия.
Актуальность данной работы обусловлена также необходимостью переосмысления взаимоотношений европейских стран и России с государствами Центральной Азии, особенно в условиях усложнившейся геополитической ситуации и тотальной турбулентности в области международных отношений. Рассматривать эти взаимодействия можно с использованием различных инструментов, но представляется, что роль музыкальной дипломатии в том, что она способна усилить потенциал по обеспечению устойчивого политического, культурного и социально-экономического развития.
Так, в качестве объекта исследования были выбраны международные культурно-дипломатические отношения европейских стран и России с государствами Центральной Азии.
Предмет исследования – форматы взаимодействия и реализация культурной/музыкальной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (на примере Туркменистана).
Цель – выявить особенности реализации культурной/музыкальной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (на примере Туркменистана).
Задачи:
охарактеризовать центрально-азиатский регион в контексте международной политики;
описать историю становления и развития отношений европейских стран с государствами Центральной Азии в сфере культурной дипломатии;
рассмотреть развитие отношений России с государствами Центральной Азии в области культуры;
определить место и значимость музыкальной дипломатии в межкультурных отношениях государств Центральной Азии с Россией и странами Европы;
сравнить использование «дипломатии нот» европейскими странами и Россией в Казахстане и Туркменистане;
обозначить роль музыкальной дипломатии как инструмента «мягкой силы» европейских стран и России в Казахстане и Туркменистане.
Гипотеза – музыкальная дипломатия способна позитивно влиять на выстраивание межгосударственных и межрегиональных взаимоотношений и усиливать потенциал по обеспечению устойчивого политического, культурного и социально-экономического развития.
Теоретико-методологической основой при написании данной магистерской диссертации послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, а именно Рахимова М. , Чариева Р.А. , Савинкова В.И. и др.
Дж. Гиноу-Хехт даёт обзор историографии музыкальной дипломатии, формулирует актуальные вопросы исследований по музыке в международных отношениях.
Степень изученности вопроса.
Несмотря на то, что круг вопросов, связанный с культурной дипломатией в целом и теми возможностями, которые имеются у нее в наличии, неоднократно рассматривался в социально-политическом дискурсе, что может свидетельствовать об определенной степени научной разработанности исследуемой проблемы, следует подчеркнуть два важных момента. Во-первых, музыкальное измерение не нашло должного отражения в рамках научных изысканий, здесь можно отметить пару работ. В частности, книгу «Popular Music and Public Diplomacy Transnational and Transdisciplinary Perspectives» , в которой освещается взаимосвязь популярной музыки и общественной дипломатии и закладываются основы изучения музыкальной дипломатии в контексте исследования роли искусства в пропаганде. А в сборнике «Music and International History in the Twentieth Century» собраны исследования, посвящённые роли музыки в международных отношениях. Так как эмпирическая и теоретическая разработка музыки в международных отношениях отставала от языковых и визуальных средств культурной коммуникации, данная работа в той или иной мере заполняет эту лакуну и обращает на себя внимание благодаря сравнительной новизне предлагаемого теоретического инструментария. Во-вторых, нет комплексных исследований, посвящённых анализу использования культурной/музыкальной дипломатии в регионе Центральной Азии и свою лепту в восполнение этого пробела может внести данная магистерская диссертация.
В качестве методов исследования в данной работы наряду с общенаучными и общелогическими методами были применены: метод системного анализа, который позволил рассмотреть центрально-азиатский регион и сложившуюся в нем ситуацию как часть международной политики и глобальных процессов, где изменение одного элемента может воздействовать на всю систему в целом; метод периодизации, который использовался для определения основных этапов развития отношений европейских стран и РФ с государствами Центральной Азии в сфере культурной дипломатии; ретроспективный анализ – для того, чтобы проследить роль культурной/музыкальной дипломатии как механизма усиления взаимодействия между зарубежными странами и государствами Центральной Азии; сравнительный анализ – для выявления общих черт и различий в использовании «дипломатии нот» европейскими странами и Россией в Казахстане и Туркменистане.
Научная новизна данного исследования заключается в обзорном аналитическом осмыслении возможностей реализации культурной/музыкальной дипломатии в центрально-азиатском регионе, что становится особенно значимым в условиях трансформирующегося миропорядка.
Теоретико-практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы работы могут быть применены с целью более глубокого понимания специфики культурной/музыкальной дипломатии с целью применения ее возможностей во взаимодействиях с государствами Центральной Азии, которые являются значимым направлением деятельности РФ, особенно на этапе диверсификации внешней политики.
Апробация. По результатам исследования была опубликована статья в сборнике научных трудов «Международные отношения в глобальном измерении» .
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 93 наименования.
Музыка не нуждается в переводе, лишь в понимании и интерпретации. Но музыка может быть весьма специфической, в частности, этническая музыка, которая среди прочего, в том числе – и выразитель менталитета, как, собственно, и язык, но в отличие от языка не нуждается в словах чтобы поведать о культуре и истории своего народа, частью которой она является, возможно самой сокровенной и неотделимой, а в то же время самой динамичной и развивающейся, всегда уходящей за горизонты, не зная ни границ, ни ограничений в бесконечном разнообразии сочетаний семи нот и множества инструментов. Вовсе не удивителен тот факт, что музыка становится языком культурной дипломатии. Скорее удивляться стоило бы если бы потенциал «дипломатии нот» не был бы замечен и оценен. Именно музыка способна дать людям, вне зависимости от их менталитета, этнической принадлежности, политической и социальной идентичности, опыт трансцендентального переживания, погружения в красоту и величие мира. Возможно, именно музыке предстоит стать мостом между странами и континентами, или же, говоря в русле политического дискурса, одним из весьма значимых средств «мягкой силы».
Применяя данный инструмент во внешнеполитической деятельности, США официально запустили инициативу «Глобальная музыкальная дипломатия», что знаменовало новый шаг в реализации дипломатических усилий через музыку. Следует отметить, что традиция музыкальной дипломатии была заложена в середине 1950-х годов, когда американские «послы джаза» ездили в Африку, Европу, на Ближний Восток, в Южную Америку и Южную Азию, где их услышали и увидели тысячи зрителей. А их музыка стала голосом демократических идеалов, проникающим через границы и барьеры, который был понятен всем . И вместе с тем «США развивают музыку через государственно-частное партнерство с американскими компаниями и некоммерческими организациями, чтобы использовать ее для превознесения американского лидерства во всем мире» . Несомненно, культурная дипломатия имеет многолетнюю историю и не является чем-то исключительно новым и неисследованным, однако, говоря о музыкальном ее измерении, в полной мере осознавая тот факт, что музыка является не только механизмом самовыражения и социальной активности, но также и инструментом публичной дипломатии, следует обратить пристальное внимание на возможности использования музыки как способа реализации политики, выстраивания дипломатических отношений, формирования позитивного пространства для диалога и взаимодействия.
Актуальность данной работы обусловлена также необходимостью переосмысления взаимоотношений европейских стран и России с государствами Центральной Азии, особенно в условиях усложнившейся геополитической ситуации и тотальной турбулентности в области международных отношений. Рассматривать эти взаимодействия можно с использованием различных инструментов, но представляется, что роль музыкальной дипломатии в том, что она способна усилить потенциал по обеспечению устойчивого политического, культурного и социально-экономического развития.
Так, в качестве объекта исследования были выбраны международные культурно-дипломатические отношения европейских стран и России с государствами Центральной Азии.
Предмет исследования – форматы взаимодействия и реализация культурной/музыкальной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (на примере Туркменистана).
Цель – выявить особенности реализации культурной/музыкальной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (на примере Туркменистана).
Задачи:
охарактеризовать центрально-азиатский регион в контексте международной политики;
описать историю становления и развития отношений европейских стран с государствами Центральной Азии в сфере культурной дипломатии;
рассмотреть развитие отношений России с государствами Центральной Азии в области культуры;
определить место и значимость музыкальной дипломатии в межкультурных отношениях государств Центральной Азии с Россией и странами Европы;
сравнить использование «дипломатии нот» европейскими странами и Россией в Казахстане и Туркменистане;
обозначить роль музыкальной дипломатии как инструмента «мягкой силы» европейских стран и России в Казахстане и Туркменистане.
Гипотеза – музыкальная дипломатия способна позитивно влиять на выстраивание межгосударственных и межрегиональных взаимоотношений и усиливать потенциал по обеспечению устойчивого политического, культурного и социально-экономического развития.
Теоретико-методологической основой при написании данной магистерской диссертации послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, а именно Рахимова М. , Чариева Р.А. , Савинкова В.И. и др.
Дж. Гиноу-Хехт даёт обзор историографии музыкальной дипломатии, формулирует актуальные вопросы исследований по музыке в международных отношениях.
Степень изученности вопроса.
Несмотря на то, что круг вопросов, связанный с культурной дипломатией в целом и теми возможностями, которые имеются у нее в наличии, неоднократно рассматривался в социально-политическом дискурсе, что может свидетельствовать об определенной степени научной разработанности исследуемой проблемы, следует подчеркнуть два важных момента. Во-первых, музыкальное измерение не нашло должного отражения в рамках научных изысканий, здесь можно отметить пару работ. В частности, книгу «Popular Music and Public Diplomacy Transnational and Transdisciplinary Perspectives» , в которой освещается взаимосвязь популярной музыки и общественной дипломатии и закладываются основы изучения музыкальной дипломатии в контексте исследования роли искусства в пропаганде. А в сборнике «Music and International History in the Twentieth Century» собраны исследования, посвящённые роли музыки в международных отношениях. Так как эмпирическая и теоретическая разработка музыки в международных отношениях отставала от языковых и визуальных средств культурной коммуникации, данная работа в той или иной мере заполняет эту лакуну и обращает на себя внимание благодаря сравнительной новизне предлагаемого теоретического инструментария. Во-вторых, нет комплексных исследований, посвящённых анализу использования культурной/музыкальной дипломатии в регионе Центральной Азии и свою лепту в восполнение этого пробела может внести данная магистерская диссертация.
В качестве методов исследования в данной работы наряду с общенаучными и общелогическими методами были применены: метод системного анализа, который позволил рассмотреть центрально-азиатский регион и сложившуюся в нем ситуацию как часть международной политики и глобальных процессов, где изменение одного элемента может воздействовать на всю систему в целом; метод периодизации, который использовался для определения основных этапов развития отношений европейских стран и РФ с государствами Центральной Азии в сфере культурной дипломатии; ретроспективный анализ – для того, чтобы проследить роль культурной/музыкальной дипломатии как механизма усиления взаимодействия между зарубежными странами и государствами Центральной Азии; сравнительный анализ – для выявления общих черт и различий в использовании «дипломатии нот» европейскими странами и Россией в Казахстане и Туркменистане.
Научная новизна данного исследования заключается в обзорном аналитическом осмыслении возможностей реализации культурной/музыкальной дипломатии в центрально-азиатском регионе, что становится особенно значимым в условиях трансформирующегося миропорядка.
Теоретико-практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы работы могут быть применены с целью более глубокого понимания специфики культурной/музыкальной дипломатии с целью применения ее возможностей во взаимодействиях с государствами Центральной Азии, которые являются значимым направлением деятельности РФ, особенно на этапе диверсификации внешней политики.
Апробация. По результатам исследования была опубликована статья в сборнике научных трудов «Международные отношения в глобальном измерении» .
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 93 наименования.
По результатам выполненного исследования в соответствии с поставленными целями и задачами можно сделать следующие выводы:
Во-первых, необходимо отметить, что Центральная Азия обладает уникальным сочетанием природно-географических, геополитических и культурно-исторических особенностей. Туркменистан, сохраняя свою нейтральную позицию в международной арене, стремится к расширению и укреплению взаимодействий в различных областях мировой экономики и политики. Страна ищет пути для диверсификации экспортных транспортных коридоров своих природных ресурсов, при этом поддерживая связи с традиционным партнёром, Россией, и в то же время привлекая инвестиции из Запада, Китая и других азиатских наций.
Во-вторых, установление контактов и активное развитие отношений с государствами Центральной Азии вырисовывается как важная тенденция. Для международных партнеров ценно видеть эти страны как единый блок. Поэтому, текущая солидарность и единство в регионе приобретает повышенное значение. Центральная Азия обретет больше силы через объединение. Такая интеграция будет зависеть от уровня доверия, которое лидеры стран смогут устанавливать в регионе. Усилившееся взаимодействие и сотрудничество между главами государств внушает оптимизм относительно преодоления препятствий, что позволит странам Центральной Азии осуществлять реформы и получать социально-экономические преимущества.
В-третьих, в настоящее время Туркменистан активно наращивает и укрепляет свои позиции, становясь одним из ключевых центров для обширного и разностороннего обсуждения аспектов развития. Развитие дружественных и всесторонних отношений с соседними государствами играет определяющую роль во внешнеполитической стратегии этой нейтральной страны. Взаимодействие с народами региона, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, служит фундаментом для поддержания и укрепления стабильности и безопасности в Центральной Азии. Такой подход способствует динамическому экономическому и социальному прогрессу в регионе, укрепляет международные экономические связи и способствует активному участию в обмене культурными ценностями и культурном сотрудничестве.
В-четвертых, музыкальная дипломатия – составляющая культурной дипломатии, которая ставит перед собой цель добиться необходимого влияния с помощью музыкального творчества. Следовательно, музыкальная дипломатия или «дипломатия нот», выступающая как вербальная технология «музыкальной практики», является инструментом мягкой силы, определенным рычагом воздействия в сфере дипломатической коммуникации, с помощью которого можно добиться определенных целей, например, улучшить международные отношения.
В-пятых, в последние годы страны Центральной Азии заметно активизировали свои усилия в области культурной дипломатии. Богатое культурное наследие стран является обширным ресурсом для их маркетингового продвижения. При этом известная и древняя история, уникальная культура и архитектура Стран Центральной Азии, признанная международными организациями, определяют ключевые конкурентные преимущества в рамках стратегии использования «мягкой силы».
С начала получения независимости, Туркменистан сделал акцент на культурном взаимодействии как на ключевом пути достижения взаимопонимания и уважения между странами. В течение трех десятилетий, особо выделяясь в период председательства в СНГ, страна последовательно предлагала организацию событий, направленных на защиту и продвижение обширного культурно-исторического наследия не только туркменского народа, но и народов всех государств общества.
Одним из правовых документов, регламентирующих культурное взаимодействие на многостороннем уровне, является «Договор о взаимодействии в области культуры», подписанный 15 мая 1992 года в Ташкенте группой из 11 стран СНГ. Необъективность взгляда на некоторые его аспекты не мешает этому акту способствовать развитию национальных видов искусства и созданию центров национальной культуры.
В перспективе развития культурной дипломатии, важна выработка общей стратегии в рамках СНГ. Данная стратегия должна учитывать внешнеполитические концепции, концепции национальной безопасности, а также принимать во внимание уровень влияния кризисов на внешнюю политику, дипломатию, культуру, что будет способствовать использованию музыкальной дипломатии как инструмента «мягкой силы» европейских стран и России в Странах Центральной Азии.
Музыкальная дипломатия действительно обладает способностью и потенциалом позитивно влиять на выстраивание межгосударственных и межрегиональных взаимоотношений, что в свою очередь увеличивает возможности по обеспечению устойчивого политического, культурного и социально-экономического развития. Остается надеяться, что именно инструменты «мягкой силы» буду способствовать преодолению структурных ограничений и кратного увеличения финансирования, внедрения новых подходов в работе с целевыми аудиториями. Осталось лишь запустить этот процесс, требующий долгосрочных и кропотливых усилий.
Во-первых, необходимо отметить, что Центральная Азия обладает уникальным сочетанием природно-географических, геополитических и культурно-исторических особенностей. Туркменистан, сохраняя свою нейтральную позицию в международной арене, стремится к расширению и укреплению взаимодействий в различных областях мировой экономики и политики. Страна ищет пути для диверсификации экспортных транспортных коридоров своих природных ресурсов, при этом поддерживая связи с традиционным партнёром, Россией, и в то же время привлекая инвестиции из Запада, Китая и других азиатских наций.
Во-вторых, установление контактов и активное развитие отношений с государствами Центральной Азии вырисовывается как важная тенденция. Для международных партнеров ценно видеть эти страны как единый блок. Поэтому, текущая солидарность и единство в регионе приобретает повышенное значение. Центральная Азия обретет больше силы через объединение. Такая интеграция будет зависеть от уровня доверия, которое лидеры стран смогут устанавливать в регионе. Усилившееся взаимодействие и сотрудничество между главами государств внушает оптимизм относительно преодоления препятствий, что позволит странам Центральной Азии осуществлять реформы и получать социально-экономические преимущества.
В-третьих, в настоящее время Туркменистан активно наращивает и укрепляет свои позиции, становясь одним из ключевых центров для обширного и разностороннего обсуждения аспектов развития. Развитие дружественных и всесторонних отношений с соседними государствами играет определяющую роль во внешнеполитической стратегии этой нейтральной страны. Взаимодействие с народами региона, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, служит фундаментом для поддержания и укрепления стабильности и безопасности в Центральной Азии. Такой подход способствует динамическому экономическому и социальному прогрессу в регионе, укрепляет международные экономические связи и способствует активному участию в обмене культурными ценностями и культурном сотрудничестве.
В-четвертых, музыкальная дипломатия – составляющая культурной дипломатии, которая ставит перед собой цель добиться необходимого влияния с помощью музыкального творчества. Следовательно, музыкальная дипломатия или «дипломатия нот», выступающая как вербальная технология «музыкальной практики», является инструментом мягкой силы, определенным рычагом воздействия в сфере дипломатической коммуникации, с помощью которого можно добиться определенных целей, например, улучшить международные отношения.
В-пятых, в последние годы страны Центральной Азии заметно активизировали свои усилия в области культурной дипломатии. Богатое культурное наследие стран является обширным ресурсом для их маркетингового продвижения. При этом известная и древняя история, уникальная культура и архитектура Стран Центральной Азии, признанная международными организациями, определяют ключевые конкурентные преимущества в рамках стратегии использования «мягкой силы».
С начала получения независимости, Туркменистан сделал акцент на культурном взаимодействии как на ключевом пути достижения взаимопонимания и уважения между странами. В течение трех десятилетий, особо выделяясь в период председательства в СНГ, страна последовательно предлагала организацию событий, направленных на защиту и продвижение обширного культурно-исторического наследия не только туркменского народа, но и народов всех государств общества.
Одним из правовых документов, регламентирующих культурное взаимодействие на многостороннем уровне, является «Договор о взаимодействии в области культуры», подписанный 15 мая 1992 года в Ташкенте группой из 11 стран СНГ. Необъективность взгляда на некоторые его аспекты не мешает этому акту способствовать развитию национальных видов искусства и созданию центров национальной культуры.
В перспективе развития культурной дипломатии, важна выработка общей стратегии в рамках СНГ. Данная стратегия должна учитывать внешнеполитические концепции, концепции национальной безопасности, а также принимать во внимание уровень влияния кризисов на внешнюю политику, дипломатию, культуру, что будет способствовать использованию музыкальной дипломатии как инструмента «мягкой силы» европейских стран и России в Странах Центральной Азии.
Музыкальная дипломатия действительно обладает способностью и потенциалом позитивно влиять на выстраивание межгосударственных и межрегиональных взаимоотношений, что в свою очередь увеличивает возможности по обеспечению устойчивого политического, культурного и социально-экономического развития. Остается надеяться, что именно инструменты «мягкой силы» буду способствовать преодолению структурных ограничений и кратного увеличения финансирования, внедрения новых подходов в работе с целевыми аудиториями. Осталось лишь запустить этот процесс, требующий долгосрочных и кропотливых усилий.



