Введение 3
1 Теоретические аспекты осуществления бюджетного процесса в
муниципалитете 7
1.1 Социально-экономическая сущность и принципы реализации бюджетного
процесса 7
1.2 Основные этапы бюджетного процесса в муниципалитете 13
2 Практические аспекты осуществления управления бюджетным процессом в
муниципалитете на примере Кузнецкого района 25
2.1 Основы составления проекта бюджета Кузнецкого района 25
2.2 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета Кузнецкого района 34
2.3 Исполнение и контроль за исполнением проекта бюджета Кузнецкого
района 39
3 Пути совершенствования управления бюджетным процессом в
муниципалитете на примере Кузнецкого района 46
3.1 Проблемы, связанные с осуществлением управления бюджетным процессом
в Кузнецком районе 46
3.2 Пути совершенствования бюджетного процесса в Кузнецком районе 52
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 69
Реализация бюджетных процессов в современных условиях,
характеризуется расширением и усложнением экономических функций местных органов власти. Местные органы власти наделены определенными полномочиями в отношении финансовых ресурсов, обусловленными необходимостью обеспечения жизнедеятельности их территориальных образований.
Они обеспечивают удовлетворение основных
жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению местных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.
От данного специфического уровня власти зависит успех всех экономических реформ в стране, стабильность в обществе, будущее государства.
На современном этапе развития экономики России, в условиях нарастания социально-экономической дифференциации территорий, остро проявляются противоречия в системе отношений между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями.
Достижение финансовой устойчивости муниципальных образований требует разработки и внедрения стимулирующих механизмов бюджетного выравнивания, побуждающих современные территории прилагать усилия к сокращению ресурсной зависимости от вышестоящего уровня, расширению собственной доходной базы.
Важным блоком проблем является целевое и эффективное расходование бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. По данным счетной палаты в 2017 году около 1 трлн. рублей было потрачено неэффективно с нарушением целевого назначения. В этой связи необходимо усовершенствование законодательства и нормативной базы по бюджетам всех уровней, а также найти более эффективные формы контроля за бюджетными процессами - при непосредственном участии депутатского и общественного контроля.
Действенное и эффективное протекание бюджетного процесса напрямую зависит от эффективности использования муниципального бюджета, как ключевого инструмента муниципального управления. В подобной ситуации бюджет представляет собой документ, проходящий четыре этапа его осуществления, связанные с составлением проекта бюджета на основе прогнозов, рассмотрение и утверждение Представительным органом муниципального образования, исполнение, осуществляемое Финансовым управление муниципалитета, контроль за исполнением, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Актуальность изучения проблемы управления бюджетным процессом в муниципалитете обусловлена тем, что в настоящее время существует острая проблема низкого уровня развития муниципальных образований во всех аспектах общественной деятельности, что негативно отражается на стабильности, финансовой устойчивости, эффективности экономической системы страны в целом.
Научная новизна обусловлена тем, что в работе представлена разработка новой концепции межбюджетных отношений, в которой основное внимание должно быть уделено мерам по укреплению собственной доходной базы региональных и местных бюджетов. Данная концепция выступает в качестве ключевого фактора повышения эффективности и рациональности управления бюджетным процессом в муниципальном образовании. На основе данной концепции был разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальном образовании Кузнецкий район.
Они включают в себя: снижение муниципального долга за счет реструктуризации бюджетных кредитов; оптимизацию расходов бюджета за
счет совершенствования системы закупок для муниципальных нужд, повышение эффективности организации бюджетного процесса за счет осуществления ежемесячного оперативного мониторинга принятых обязательств для того, чтобы исключить необоснованный рост и возникновение просроченной кредиторской задолженности, связанной с выплатой заработной платы и социальных выплат населению.....
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы:
1) в соответствии с нормами действующего законодательства,
бюджетный процесс представляет собой регламентированную
законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса, связанную с составлением, рассмотрением проектов бюджетов, с утверждением и исполнением бюджетов, с контролем за их исполнением, с проведением бюджетного учета, составлением, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности;
2) основные этапы бюджетного процесса включают в себя: составление проекта бюджета на основе прогнозов развития муниципалитета, рассмотрение и утверждение Представительным органом местного самоуправления, исполнение Финансовым управление, контроль за исполнением, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления;
3) фундаментальными основами составления Бюджета Кузнецкого
района Пензенской области являются: Основные Положения,
зафиксированные в послании Президента Федеральному Собранию РФ; главные приоритеты осуществляемых налоговой и бюджетной политики, прогноз социально-экономического развития Кузнецкого района Пензенской области; муниципальные программы, направленные на повышение качества образования, жилищных условий, культуры и спорта, на повышение эффективности управления муниципального образования.
На основе прогнозов, содержащих показатели социально-экономического развития, Финансовое управление осуществляет составление проекта бюджета на предстоящий год, глава администрации осуществляет внесение данного проекта на рассмотрение Собранию представителей Кузнецкого района, которое принимает решение о проекте бюджета, либо отклоняет его и отправляет на доработку. Процесс исполнения бюджета начинается по утверждения бюджета на предстоящий год и плановый период. Исполнение бюджета осуществляется финансовым управлением Кузнецкого района. Федерального казначейство по Пензенской области осуществляет кассовое обслуживание бюджета Кузнецкого района. Решение об исполнении бюджета утверждается Собранием Представителей и содержит основные показатели доходов и расходов, величину дефицита или профицита;
4) в соответствии с Решением об исполнении бюджета Кузнецкого района Пензенской области за 2017 год № 88-10/4 от 18 апреля 2018 года доходы составили 591 037,9 тыс. рублей, расходы - 589 289,5 тыс. рублей, профицит бюджета составил 1748,4 тыс. рублей. Наибольшая часть доходов бюджета сформирована за счет безвозмездных поступлений (дотаций, субвенций), незначительную часть составляют налоговые и неналоговые доходы. Наибольшая часть расходов бюджета направлена на образование и социальную политику.
5) Проблемы управления бюджетным процессом в Кузнецком районе включают в себя: объем ресурсов, которые необходимы муниципальному району для решения вопросов местного значения, существенно превышает объем имеющихся собственных ресурсов. Увеличение перечня расходных обязательств без соответствующего увеличения собственных источников дохода, преобладание доли финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня в доходах бюджета муниципального района (в 2017 году доля безвозмездных поступлений структуре доходов составляла 84,4%), данное обстоятельство свидетельствует о повышении зависимости бюджета муниципального образования от вышестоящих бюджетов; значительная доля делегированных полномочий в составе исполняемых местными органами власти полномочий, которые закреплены на федеральном и региональном уровне; низкая финансовая самостоятельность муниципального образования; низкий уровень системы мер, которая направлена на увеличение доходов и оптимизации расходов районного бюджета; высокий уровень муниципального долга;....
1. Бюджетный кодекс: федеральный закон РФ от 31 июля 1998. №145- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
2. Об общих принципах организации местного самоуправления:
федеральный закон РФ от 6 октября 2003. №131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации:
федеральный закон РФ от 28 июня 2014. №172-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018
4. О прогнозе социально-экономического развития Кузнецкого района Пензенской области на 2018 и плановый период 2019-2020 годов: постановление администрации Кузнецкого района Пензенской области от17 октября 2017. № 878 [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.10.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018
5. Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кузнецком районе Пензенской области: решение Собрания Представителей Кузнецкого района Пензенской области от 7 декабря 2017. № 36-4/4 [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018
6. О бюджете Кузнецкого района Пензенской области на 2018 и плановый 2019 и 2020 годов: решение Собрания Представителей Кузнецкого района Пензенской области от 28 декабря 2017. №48-5/4 [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018
7. Об исполнении бюджета Кузнецкого района Пензенской области за 2017 год: решение Собрания Представителей Кузнецкого района Пензенской области от 8 апреля 2018. №88-10/4 [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018
8. Абрамова А.Е. Бюджетное право. - М.: Деловой двор, 2016. - 296 с.
9. Азарова А. Е. Составляющие бюджетной политики муниципального района // Финансы и кредит. - 2017. - №8. - С.23-29.
10. Акперов И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. - М.: КноРус, 2017. - 49 с.
11. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - М.: Эксмо,
2016. - 736 с.
12. Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика. - М.: Юнити,
2016. - 600 с.
13. Афанасьев Мст. П. Бюджет и бюджетная система. - М.:
Юрайт, 2016. - 61 с.
14. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2016. - 688 с.
15. Бадокина Е.А., Швецова И.Н. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики // Региональная экономика. - 2015. - № 20. - С. 88-98...51