Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения сферы межличностных отношений интернет-зависимых подростков 7
1.1. Интернет-зависимость как психологический феномен 7
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом
возрасте 14
1.3. Обзор современных психологических исследований изучения
межличностных отношений 21
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения сферы межличностных отношений интернет-зависимых подростков 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 67
В современном мире, одной из самых острых проблем является интернет-зависимость. В прошлом, компьютерные технологии использовались для работы, развлечений, но с появлением высокоскоростного интернета ситуация в корне изменилась, что особенно повлияло на подрастающее поколение. То, что мы говорим о таком небольшом промежутке времени, лишь подтверждает насколько распространилась данная проблема.
На сегодняшний день, интернет заменяет традиционное общение, общество перестает общаться вживую, все большее распространение получают социальные сети. Такое общение на сегодняшний день одна из распространенных проблем детского, подросткового воспитания, интернет- зависимость, поражает детей от 9 до 18 лет.
Мы живем в эпоху информационных технологий, и нам необходимо задумываться о том, как информатизация отражается на нашем здоровье и психике. Интернет и компьютер, являются важным инструментом творчества и источником получения информации. Но, так или иначе, информатизация имеет последствия. Взрослые считают угрозой интернет-зависимость для своих детей, так как дети больше проводят времени перед компьютером, в смартфонах и ноутбуках, все меньше общаются со своими друзьями вживую, становятся более агрессивными.
Интернет захватывает, увлекает и затягивает, ведь там, можно быть кем угодно и говорить как угодно, тем самым постепенно происходит уход от реальности, что приводит к отсутствию настоящей жизни. На родителей накладывается еще одна функция воспитания, это формирование адекватного отношения к компьютерным технологиям и миру социальных сетей.
Мы можем предположить, что интернет становится катализатором компьютерной зависимости, и, в настоящее время, понятия компьютерная и интернет-зависимость являются родственными понятиями.
В связи с масштабом проблемы, растет и число научных исследований, посвященных интернет-зависимости, в которых дается описание точек зрения различных психологических школ. Так, американский психолог Кимберли Янг выделил основные предпосылки и стадии развития данного вида зависимости. Он установил, что у четверти пользователей интернетом, зависимость формируется уже после полугода пользования. И в центре этого стоит трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению интернета.
Россия не отстает от зарубежных коллег, за последние десять лет, было проведено множественно исследований на проблему интернет-зависимости. Были разработаны критерии зависимости А. Войскунским. В.Д. Менделевия выделил типы интернет-зависимых личностей. Е.А. Петрова, И.В. Чудова, Н.А. Кузнецова исследование особенности личности интернет-зависимых людей. Но, тем не менее, непосредственно работ, в которых четко бы изучалась сфера межличностных отношений интернет-зависимых подростков недостаточно.
Целью работы является: изучение межличностных отношений интернет-зависимых подростков, для использования диагностических данных в работе педагога-психолога.
Объект исследования - коммуникативная сфера подростков.
Предмет исследования - сфера межличностных отношений интернет- зависимых подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в межличностных отношениях интернет-зависимых и интернет-независимых подростков, а именно: подростки, имеющие высокий социометрический статус менее интернет-зависимы, в отличии от детей, имеющих низкий социометрический статус....
Сегодня развитие страны невозможно без интернета. Компьютерные технологии активно используются для работы, обучения, развлечений, и активным потребителем сети интернет, являются подростки. Современное общество приобретает другую тенденцию к общению и взаимодействию с людьми, через социальные сети. Такое общение на сегодняшний день одна из самых распространенных проблем детского, подросткового воспитания, поскольку интернет-зависимость, порождает детей от 9 до 18 лет.
Интернет и компьютер является важным инструментом развития и источником информации, которое в свою очередь имеет определенные последствия. Взрослое население считает, что подрастающее поколение слишком много находится в интернете, в смартфонах или компьютерах, дети все меньше начинают взаимодействовать в живую. Совместные группы, чаты, онлайн-игры, и многие другие источники общения, становятся важнейшей областью для подростков. Там они стремятся себя реализовать, забывая о том, что существует реальный мир, реальное общение.
Интернет стремительно уводит людей от реальности, что приводит к изоляции и прямого участия в настоящей жизни. Интернет является одним из факторов, формирующих компьютерную зависимость в современном мире.
Ученые проводят множество исследования на проблему интернет- зависимости, так А. Войскунским, В.Д. Менделевия выделили типы интернет- зависимости личности. Кузнецова Н.А, Чудова И.В., Е.А. Петрова исследовали особенности личности интернет-зависимых людей. Кимберли Янг выделил предпосылки и стадии развития интернет-зависимости.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что актуальность проблемы рассмотрения интернет-зависимости в межличностных отношениях подростков неоспорима.
Выдвинутая нами гипотеза, что существуют различия в межличностных отношениях интернет-зависимых и интернет-независимых подростков, а именно подростки, имеющие высокий социометрический статус менее интернет-зависимы, в отличии от детей, имеющих низкий социометрический статус, подтвердилась.
Статистически не подтвердилось соотношение фактора дружелюбия и доминирования с интернет зависимостью и интернет-независимостью подростков. Обнаружены достоверные различия по двум ориентациям личности. Так, по признаку «авторитарность» и «агрессивность» были выявлены статистические различия. По признакам дружелюбие, эгоистичность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие, альтруистичность, достоверных различий выявлено не было. Мы можем сделать вывод, о том, что, подростки, обладающие выраженными ориентациями личности по блоку «авторитарность» и «агрессивность», склонны к интернет-зависимости.
Рассматривали уровень самооценки подростков мы получили, что 80% испытуемых имеют низкую самооценку, лишь 20% среднюю самооценку. Рассматривая уровень самооценки и степень зависимости подростков, мы не обнаружили достоверных различий в показателе уровня самооценки у испытуемых двух групп, интернет-зависимость, не зависит от уровня самооценки.
Работа преподавателей и психологов в образовательной среде, должна предполагать создание систем психолого-педагогических условий, позволяющих студентам развиваться всесторонне, а не только в одном конкретном направлении. Основополагающим может являться принцип индивидуализации, учет возможностей студентов различных направлений и формирование навыков. Создание условий, обеспечение индивидуальной траектории развития, может помочь развивать все свойства личности подростков.
Перспективы дальнейших исследований в направлении изучения межличностных отношений и интернет-зависимости подростков, предполагают более глубокое изучения влияния интернета на базовое психическое состояние и развитие подростков, составления коррекционных программ для школьников, педагогов, психологов, учитывающих индивидуальный профиль личности подростков.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. Текст. /В. А. Аверин: учебное пособие -2-е изд., перераб.- СПб.: Из-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер М.: Наука, 1995. - 163 с.
3. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости. Текст. /А. Е. Айвазова. СПб.: Речь, 2003. - 330 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности. Учебник Текст. М.: Изд - во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Бабаева, Ю. Д. Интернет: Воздействие на личность Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете; под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39.
6. Баева, И.А. Проблемы общения со сверстниками: риск и перспективы риска Текст. / И.А. Баева // Наш проблемный подросток: понять идоговориться; под. ред. Л.А. Регуш. СПб.: 2001. - С. 127-147.
7. Баранова, Ю.М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет Текст. / Ю.М. Баранова // Социальная психология и общество. 2012. - №4. - С. 122-129.
8. Барцалкина, В.В. Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде Текст. / В.В. Барцалкина // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: 2010. - С. 116-195.
9. Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография Текст. / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е.А. Назаров. М.: МПА, 2001.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1997. - 352 с.
11. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации Текст. СПб.: Речь, 2006. -458 с.
12. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Текст. / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004.т. 25. №1. - с.90-120.
13. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка Текст. / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980.- С. 138-142.
14. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Текст. / А. В. Гоголева М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
15. Гурьева, В. А. Психопатология подросткового возраста. Теоретические, клинические и судебно-психиатрические аспекты Текст./ В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин, В. Я. Семке.- Томск: Изд-во Том. Ун-та., 1994. -310 с....75