Новые реалии социальной жизни, связанные с цифровизацией и глобализацией, выдвигают на первый план такие требования к представителям новых поколений, как самостоятельность, креативность, работоспособность, ответственность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, мобильность, способность принимать решения в динамично меняющейся среде. В этой связи признание, после длительного перерыва, роли студенческих отрядов как пространства для инициативности, самореализации молодых людей, их трудового и гражданского воспитания, развития их общественной активности, является, несомненно, важным для теории и практики вузовского образования.
Задача стимулирования социально значимой позиции молодежи посредством студенческих отрядов подробно рассматривалась в советской науке (педагогике, психологии, социологии), но весьма незначительно представлена в новейших исследованиях, хотя некоторые наработки по этой проблеме есть (М.А. Гнатюк, Н.А. Кетова, Д.В. Кротов, И.В. Павлов, С.И. Самыгин, А.Ю. Ховрин, К.А. Холодова и др.)
Более разработанными являются проблемы межличностных отношений в юношеском возрасте и социометрического статуса личности в группе.
Показано, что в юношеском возрасте во многом определяются особенности взаимоотношений личности с другими людьми, личность утверждает свое место в обществе, что существенно влияет на развитие ее индивидуальности (Е.Л. Григоренко, А.И. Донцов, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Я.Л. Коломинский, Н.Е. Колызаева, И.С. Кон, Т.В. Корнилова, Т.С. Кошманова, В.А. Лосенков, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.).
Взаимодействие человека и группы, межличностные отношения в образовательном пространстве имеют большое значение в студенческом возрасте. Студенческая группа как социально-психологический феномен является «проводником знаний» и личностно формирующей средой. На протяжении 4-5 лет молодые люди «приписаны» к этой малой группе, и взаимоотношения, которые между ними выстраиваются, имеют динамичную социометрическую структуру, которая во многом определяет как успешность в обучении, так и самочувствие членов этого сообщества. Изучению феномена социометрического статуса личности в разных малых группах в психологии уделено достаточное внимание (Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, Я.Л. Коломинский, А.В. Киричук, Т.Е. Конникова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Х.И. Лийметс, Ю.Г. Мещеряков, Дж.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, В.Е. Семенов, Л.И. Уманский, Ю.Г. Шпиренок и др.). В исследованиях названных ученых подробно рассматривались факторы, механизмы, динамика формирования социометрического статуса личности в группе членства, было показано, что свойства личности не являются определяющей детерминантой ее положения в группе, значение имеют также групповые нормы и требования, сложившиеся в конкретной группе. В большинстве работ указывается, что в процессе социометрического исследования, в соответствии с количеством полученных положительных и отрицательных выборов, обнаруживаются следующие категории людей с разным социометрическим статусом: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные».
Студенческие трудовые отряды, являясь временными коллективами, позволяют расширить пространство социального взаимодействия человека с окружающим миром. В них происходит реализация социальных и трудовых инициатив, приобретение навыков профессиональной и управленческой деятельности, содействие личностному развитию обучающихся.
Очевидно, что мотивы студентов, участвующих в деятельности студенческих отрядов различаются, однако в современных психолого-педагогических исследованиях ни сами эти мотивы, ни коррелирующие с ними социально-психологические характеристики личности (в частности, ее социометрическая позиция в разных группах членства) практически не изучаются, что и побудило нас предпринять данное исследование....
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» перед системой образования поставлена задача воспитания социально активных, трудолюбивых, творческих, конкурентоспособных, компетентных, ответственных за себя и за страну членов общества. Одним из важных направлений работы вуза в этом контексте является формирование социальной активности у будущих специалистов в процессе участия в студенческих отрядах.
Студенческие отряды в первую очередь решают задачу временного трудоустройства студентов, вовлекая их в профессионально-трудовую деятельность. Целями студенческих отрядов являются: приобщение студентов к общественно полезному труду; получение профессиональнотрудовых навыков; подготовка к выходу на рынок труда; улучшение материального благосостояния студентов. В основе рекрутирования молодых людей в студотряды лежит идея самореализации личности.
Социометрия как метод исследования дает скрытую от глаз информацию о жизни группы, эмоциональных отношениях и динамических процессах в ней, которые часто напрямую не проявляются, однако, определяя социометрический статус каждого члена группы, они во многом детерминируют эмоциональное состояние членов группы, их мотивацию, активность, удовлетворенность групповым членством, успешность выполняемой деятельности. В юношеском возрасте, в период студенчества, статусные, ролевые характеристики жизнедеятельности личности имеют особенное значение в силу возрастной специфики.
При этом взаимоотношения в учебной группе, социометрический статус студента являются важнейшими факторами успеха в обучении. Социально-психологический климат в учебной группе, отношение студентов друг к другу, распределение групповых ролей во многом влияют на учебную мотивацию и групповую динамику. Благоприятное положение студента в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности.
Проведенное исследование было направлено на изучение связи социометрической позиции с мотивацией членства в студенческих отрядах.
Полученные диагностические данные свидетельствуют о наличии некоторых корреляций:
• в выборке членов студенческого отряда связь обнаружена между социометрическим статусом «предпочитаемые» и мотивом членства в студотряде «возможность самореализации»;
• в группе студентов, не являющихся членами студотряда, обнаружена между: социометрическим статусом «предпочитаемые» и потенциальными мотивами членства в студотряде «возможность самореализации», «получение дополнительного заработка», «возможность сделать насыщенной свою студенческую жизнь», «желание интересно провести свободное время»; социометрическим статусом «пренебрегаемые» и потенциальными мотивами «получение дополнительного заработка», «возможность самореализации», «возможность сделать насыщенной свою студенческую жизнь»; социометрическим статусом «изолированные» и потенциальными мотивами членства в студотряде «желание интересно провести свободное время», «возможность сделать насыщенной свою студенческую жизнь».
Обнаружены достоверные различия по шкале «тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению)», по ней показатель в группе членов студотряда достоверно выше.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтверждена в большей ее части. Все исследовательские задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Аспект- Пресс, 2016. - 363 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Academia, 2018. - 320 с.
3. Багрецов С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. - СПб.: Лань, 1999. - 640 с.
4. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
5. Бухлина Л.Ю. Связь социальной позиции личности в группах членства с социометрическим статусом // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1161-1166.
6. Варчев А.Э. Социально-психологические характеристики особенностей современной учебной группы: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 207 с.
7. Веракса Н.Е. Социальная психология: Учебник. - М.: Академия, 2018. - 176 с.
8. Волков И.П. Социометрические методы в социальнопсихологических исследованиях. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 184 с.
9. Гаврилова И.А., Митин С.Н. Студенческий строительный отряд как социальная модель трудового коллектива // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 2. - С. 257-260.
10. Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - №4. - С. 73-77.
11. Гриншпун И.Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГПУ, 2002. - 21 с.
12. Гущина Т.Ю. Особенности становления самоотношения в студенческом возрасте // Вопросы психологии. - 2010. - № 9. - С. 34-43.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник. - М.: Норма, 2019. - 224 с.
14. Ермакова Е.Г. Студенческие отряды и их роль в студенческой жизни // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018.
• № 2. - С. 44-47.
15. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено // Методология и история психологии. - 2007. - № 2. - С. 107-121...65