ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие связной речи 5
1.2. Формирование связной речи у детей с нормальным психофизическим
развитием 7
1.3. Формирование связной речи у детей с ОНР 10
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
2.1. Цель, задачи и организация исследования 16
2.2. Методика исследования состояния связной монологической речи детей с
ОНР 26
2.3. Анализ результатов исследования 31
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
3.1. Методические рекомендации организации логопедической работы .. .36
3.2. Содержание логопедической работы 39
3.3. Контрольный эксперимент 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Глава I. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие связной речи 5
1.2. Формирование связной речи у детей с нормальным психофизическим
развитием 7
1.3. Формирование связной речи у детей с ОНР 10
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
2.1. Цель, задачи и организация исследования 16
2.2. Методика исследования состояния связной монологической речи детей с
ОНР 26
2.3. Анализ результатов исследования 31
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
3.1. Методические рекомендации организации логопедической работы .. .36
3.2. Содержание логопедической работы 39
3.3. Контрольный эксперимент 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребенка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Построение монологического высказывания требует от говорящего (пишущего) умения продумать содержание, правильность его словесного оформления. Необходимо специально развивать такие качества монологической речи, как развернутость, произвольность, осознанность, взаимосвязь отдельных частей повествования. Именно эти качества предполагают умение избирательно пользоваться языковыми средствами, наиболее точно выражающими замысел говорящего и уместными для данного высказывания.
В связной устной монологической речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольность выстраивания высказывания поможет ребенку осознавать логику выражения смыслового содержания, последовательность мыслей, контролирование связности и целостности речевого оформления излагаемого содержания. Являясь организованным видом речи, монологическая речь требует специального воспитания.
При обучении построению развернутого высказывания (текста) необходимым элементом обучения является формирование элементарных знаний об общей структуре текста (начало, середина, конец), о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Включение формирования таких знаний в процесс обучения связной повествовательной речи должно повысить её уровень как в структурном, так и в содержательном отношении.
Цель исследования: обучение дошкольников с ОНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Объект исследования: состояние связной монологической речи у детей с ОНР.
Предмет исследования: особенности обучения детей с ОНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с ОНР имеются
значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи, что обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексико-грамматического).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием (составление рассказа по серии сюжетных картин).
2. Изучить особенности формирования связной монологической речи у детей с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по обучению
дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Построение монологического высказывания требует от говорящего (пишущего) умения продумать содержание, правильность его словесного оформления. Необходимо специально развивать такие качества монологической речи, как развернутость, произвольность, осознанность, взаимосвязь отдельных частей повествования. Именно эти качества предполагают умение избирательно пользоваться языковыми средствами, наиболее точно выражающими замысел говорящего и уместными для данного высказывания.
В связной устной монологической речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольность выстраивания высказывания поможет ребенку осознавать логику выражения смыслового содержания, последовательность мыслей, контролирование связности и целостности речевого оформления излагаемого содержания. Являясь организованным видом речи, монологическая речь требует специального воспитания.
При обучении построению развернутого высказывания (текста) необходимым элементом обучения является формирование элементарных знаний об общей структуре текста (начало, середина, конец), о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Включение формирования таких знаний в процесс обучения связной повествовательной речи должно повысить её уровень как в структурном, так и в содержательном отношении.
Цель исследования: обучение дошкольников с ОНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Объект исследования: состояние связной монологической речи у детей с ОНР.
Предмет исследования: особенности обучения детей с ОНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с ОНР имеются
значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи, что обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексико-грамматического).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием (составление рассказа по серии сюжетных картин).
2. Изучить особенности формирования связной монологической речи у детей с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по обучению
дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Как показывает проведенное исследование, проблема обучения рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР является весьма актуальной.
У детей с ОНР имеются значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи. Затруднения возникают, как мы убедились, при составлении рассказов по серии сюжетных картин.
Дошкольникам были предложены экспериментальные задания, направленные на выявление продуктивных речевых возможностей:
• умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
-умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.
В первом задании детям предлагалось самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.
Второе задание ориентировало детей на составление рассказа по найденной программе.
При составлении детьми с ОНР рассказов по серии сюжетных картинок были выявлены следующие особенности:
• сложности в определении логической последовательности изложения, обусловленные неумением некоторых детей расположить картинки в нужном порядке;
• сведение рассказов детей со II уровнем речевого развития к перечислению предметов и действий, изображенных на картинках;
• недостаточная развернутость и красочность рассказов детей III уровня;
• нарушение структуры текста, смысловые пропуски, ошибки;
-ограниченное употребление связующих элементов (а иногда и их отсутствие);
• ограниченность словарного запаса и стилистических возможностей, что привело к длительным многочисленным паузам и повторам;
• отсутствие самостоятельности.
В процессе обучения детей рассказыванию можно выделить следующие основные задачи:
• закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
• формирование навыков построения связных монологических высказываний;
• развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
• целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов, тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
При обучении детей составлению рассказа необходимо учитывать основные методические приёмы.
Коррекционно-логопедическая работа в процессе формирования связной монологической речи детей на занятиях по картинному материалу проводится по следующим основным направлениям:
-работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда словоформ);
-развитие фразовой речи детей (при этом предусматривается практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций);
- обогащение словаря, прежде всего за счет глагольной лексики, слов- определений, некоторых устойчивых словосочетаний.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи на основе использования серии сюжетных картин для дошкольников необходима. Это способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует использование разнообразных средств связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.
У детей с ОНР имеются значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи. Затруднения возникают, как мы убедились, при составлении рассказов по серии сюжетных картин.
Дошкольникам были предложены экспериментальные задания, направленные на выявление продуктивных речевых возможностей:
• умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
-умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.
В первом задании детям предлагалось самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.
Второе задание ориентировало детей на составление рассказа по найденной программе.
При составлении детьми с ОНР рассказов по серии сюжетных картинок были выявлены следующие особенности:
• сложности в определении логической последовательности изложения, обусловленные неумением некоторых детей расположить картинки в нужном порядке;
• сведение рассказов детей со II уровнем речевого развития к перечислению предметов и действий, изображенных на картинках;
• недостаточная развернутость и красочность рассказов детей III уровня;
• нарушение структуры текста, смысловые пропуски, ошибки;
-ограниченное употребление связующих элементов (а иногда и их отсутствие);
• ограниченность словарного запаса и стилистических возможностей, что привело к длительным многочисленным паузам и повторам;
• отсутствие самостоятельности.
В процессе обучения детей рассказыванию можно выделить следующие основные задачи:
• закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
• формирование навыков построения связных монологических высказываний;
• развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
• целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов, тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
При обучении детей составлению рассказа необходимо учитывать основные методические приёмы.
Коррекционно-логопедическая работа в процессе формирования связной монологической речи детей на занятиях по картинному материалу проводится по следующим основным направлениям:
-работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда словоформ);
-развитие фразовой речи детей (при этом предусматривается практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций);
- обогащение словаря, прежде всего за счет глагольной лексики, слов- определений, некоторых устойчивых словосочетаний.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи на основе использования серии сюжетных картин для дошкольников необходима. Это способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует использование разнообразных средств связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





