ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1. Понятие и основные элементы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 6
1.2. Источники правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 12
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 19
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 26
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
Актуальность и значимость темы исследования обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в современной России, в условиях развития общественных отношений, возрастает роль страхования в жизни общества и, соответственно, развитие отечественного страхового рынка. Для успешного функционирования страхового рынка необходимо создание эффективной системы государственного регулирования страховой деятельности, а также совершенствование нормативно-правовой базы в области страхового дела. А сфера ОСАГО вызывает наиболее значительный общественный интерес, так как затрагивает большое количество населения страны, что подтверждает тот факт, что по состоянию на 2015 г. общее количество зарегистрированных транспортных средств превысило 56 млн. единиц.
Во-вторых, ускоренный рост количества автотранспорта и дорожно-транспортных происшествий актуализирует исследование правовых основ ОСАГО, поскольку именно страховые компании способны качественно и оперативно помочь своим клиентам получить денежные средства на восстановление здоровья после аварии, либо на ремонт поврежденного автомобиля. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является самым распространенным видом страхования.
В-третьих, сложно назвать категорию споров, рассматриваемых судами РФ, которая так остро затрагивает интересы большого количества населения страны. Споры, связанные с применением законодательства об ОСАГО, можно отнести к категории наиболее социально значимых категорий споров.
Кроме того, в ближайшее время систему ОСАГО ждет новая реформа, в результате чего существенно изменятся действующие на сегодняшний момент механизмы данного института.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование правовых основ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- проанализировать источники правового регулирования правоотношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- провести анализ правоприменительной практики по теме ВКР;
- представить методическую разработку по теме ВКР.
Объектом исследования выступают гражданские правоотношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предметом исследования послужили правовые нормы, регулирующие указанные правоотношения, а также практика их применения.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов как В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко, В.И.Серебровский, И.А. Цинделиани, Л.В. Шапошникова.
Методологическая основа исследования включает такие методы как логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, нормативный.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Об организации страхового дела»....
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Подчеркнем, что принятие ФЗ «Об ОСАГО» стало значимым событием для страны в целом. Введение ОСАГО в России - логичное следствие и необходимый инструмент проводимых рыночных реформ, конечная цель которых в построении приближенных к общемировым стандартам цивилизованных отношений между обществом, государством и его гражданами. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - это цивилизованный способ защиты интересов участников дорожного движения во всем мире.
Договор ОСАГО является публичным договором, следовательно, отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности его заключить не допускается.
Итак, для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, в России применяется институт страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основанный на принципе разделения ответственности.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Существующая система законодательства имеет определенные пробелы, в большей степени в сфере оценки причиненного ущерба. Также, необходимо развитие Единой методики, следует сделать ее более приспособленной под текущие условия.
Введение обязательного досудебного порядка урегулирования сократило лишь в незначительной степени количество дел, разрешаемых судами по спорам из ОСАГО. Существующая система разрешения споров по данной категории нуждается в доработке, использовании института медиации, использовании третейских судов, финансовых уполномоченных.
В части совершенствования законодательства в сфере ОСАГО необходимы следующие изменения:
- в настоящее время из-за технических сбоев далеко не все автовладельцы могут оформить электронный полис ОСАГО, поэтому необходимо обеспечить переход на электронный документооборот всех участников ОСАГО, в т.ч. переход к использованию электронных страховых полисов;
- доработка и внедрение единого программно-методического комплекса оценки ущерба, причиненного в результате ДТП;
- совершенствование порядка расчета и применения через систему АИС РСА коэффициента бонус-малус; предусмотреть ответственность страховщика за невнесение соответствующих корректных данных. Это связано с тем, что в настоящее время существует проблема обнуления коэффициента бонус-малус для автовладельцев, когда страховые компании не вносят данные в АИС РСА. В связи с этим, пункт 10 статьи 15 закона об ОСАГО целесообразно изложить в следующей редакции:
«Сведения о количестве наступивших страховых случаев, количестве осуществленных страховых выплат и их размерах, о заявленных, рассматриваемых, но неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и их размерах, о количестве отказов в страховых выплатах и иные сведения, предусмотренные правилами профессиональной деятельности, установленными в соответствии с подпунктами «г» и «с» пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, вносятся страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, в течение 5 рабочих дней со дня получения страховщиком соответствующей информации или совершения им соответствующих действий»...
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // Российская газета. 1996. 6 февр.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 22.11.2016) // Российская газета. 2001. 31 дек.
4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 23.06.2016) // Российская газета. 2002. 7 мая.
5. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (в ред. от 23.06.2016) // Российская газета. 2012. 18 июн.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 04.07.2016) // Российская газета. 2011. 08 фев.
7. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2013) // Российская газета. 2011. 4 июл.
8. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» от 27 ноября 1992 № 4015-1 (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1993. 12 янв.
9. Постановление Правительства РФ № 567 от 14 сентября 2005 г. «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО» (в ред. от 02.06.2015) // Российская газета. 2005. 20 сент.
10. Распоряжение Правительства РФ № 337-р от 19 марта 2008 г. «О национальном бюро «Зеленая карта» // Российская газета. 2008. 27 мар.
11. Приказ Министерства внутренних дел РФ № 155 от 01 апреля 2011 г. «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» // Российская газета. 2011. 13 мая.
12. Приказ Министерства внутренних дел РФ № 154 от 01 апреля 2011 г. «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии» // Российская газета. 2011. 13 мая.
13. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. Банком России 19 сентября 2014 г. № 432-П (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2014 г. Регистрационный № 34245) // Вестник Банка России. 2014. 8 окт. № 93
14. Указание Банка России от 19.09.2014 № 3384-У (в ред. от 12.04.2015) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 № 34187 // Правовая система Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 15.11.2016).
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. № 2 г. Москва «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2015. 4 фев....(37)