Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Географические аспекты налогово-бюджетного неравенства муниципальных образований Санкт-Петербурга

Работа №147930

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения пространственного аспекта налогово-бюджетного неравенства 6
1.1. Понятие пространственного неравенства 6
1.2. Опыт исследования налогово-бюджетного неравенства 11
1.3. Место внутригородских муниципальных образований в налогово-бюджетной системе России 16
1.4. Методика исследования географических аспектов налогово-бюджетного неравенства в Санкт-Петербурге 24
Глава 2. Налогово-бюджетная структура Санкт-Петербурга 27
2.1. Доходы бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга 27
2.2. Сбор налогов в разрезе муниципальных округов Санкт-Петербурга 36
2.3. Соотношение доходов местных бюджетов и собранных на территории налогов 62
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 66
Приложения 71


Актуальность работы обусловлена тем, что понимание о территориальной структуре сбора налогов и доходов бюджетов является ключевой информацией при принятии управленческих решений на муниципальном и городском уровне. В Санкт-Петербурге и внутригородских муниципальных образованиях ежегодно принимаются бюджеты, имеющие статус закона, во много определяющие деятельность муниципальных образований и их межбюджетные отношения с городскими властями на последующие 3 года.
Объект исследования — налогово-бюджетное неравенство внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Предмет исследования — пространственный аспект налогово-бюджетного неравенства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Цель исследования — выявить пространственное неравенство налогово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
1. сформировать теоретико-методологическую базу исследования;
2. проанализировать отечественный и зарубежный опыт исследования налогово-бюджетного неравенства;
3. разработать методику изучения пространственного аспекта налогово-бюджетного неравенства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга;
4. определить территориальные различия показателей, характеризующих налогово-бюджетное неравенство внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
В работе используются следующие методы: сравнительно-географический, картографический и статистический (пространственная автокорреляция).
Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных исследователей: экономико-географов А. А. Анохина, Н. В. Зубаревич, А. И. Трейвиша, Т. Г. Нефедовой; экономистов А. Г. Гранберга, Т. В. Сумской, П. Кругмана, М. Фуджиты.
Информационной базой исследования стали данные по формам статистической отчетности Федеральной налоговой службы о сборе налогов в разрезе муниципальных образований, статистические данные о населении Федеральной службы государственной статистики.
Полученные результаты, а также методы исследования, использованные в данной работе, могут быть полезны при принятии управленческих решений, разработке документов стратегического планирования городского и муниципального уровней.
Структуру работы образуют введение, 2 главы, состоящие из 6 параграфов, заключение, список литературы и приложение. В первой главе рассмотрены основные подходы к пониманию пространственного неравенства среди зарубежных и отечественных исследователей и их эволюция с течением времени. Также проанализирован опыт изучения налогово-бюджетного неравенства. С учетом вышеизложенного разработана методика исследования. Во второй главе произведен анализ распределения по территории показателей, характеризующих территориальные различия по доходам местных бюджетов и собранных на территориях муниципалитетов налогов.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, можно сказать, что в целом цель была достигнута —выявлены территориальные различия в доходах местных бюджетов и сборе налогов в Санкт-Петербурге.
Проведенный анализ опыта отечественных и зарубежных исследований по тематике изучения налогово-бюджетного неравенства, что не существует определения налогово-бюджетного неравенства. При этом его исследования все равно проводятся. В исследованиях российских авторов упор делается на изучение различий в доходных и расходных статьях бюджетов различных территориальных единиц. В то же время в зарубежных исследованиях главной темой является изучение явления налоговой конкуренции между муниципалитетами, которая не встречается в российских работах.
Проведенное исследование показало пространственные различия как в сборе налогов, так и в доходах бюджетах, как налоговых, так и безвозмездных поступлениях. Выявлена центр-периферийная модель сбора налогов – в центральных районах города собирается больше всего налогов в то время, как в периферийных их практически нет. Основной вклад в количество собранных налогов вносит налог на доходы физических лиц (более 50 %). Также значительный вес имеет налог на прибыль организаций (более 25 %). Остальные же налоги играют незначительную роль. Кроме того, этими двумя налогами и объясняется общий паттерн сбора налогов, так как деловая активность происходит в центральных районах города и в примыкающих к нему районах так называемого «серого пояса».
Оценив долю доходов местных бюджетов к величине, собранных на территории муниципального образования доходов, мы приходим к выводу, что только одно муниципальное образование не может себя обеспечить даже при условии, что все налоги, собираемые на его территории, зачислялись бы в его бюджет. Кроме того, паттерн муниципальных образований по данному показателю указывает на географическое измерение механизма перераспределения, работающий в городе, так как почти полностью совпадает с картиной сбора налогов. Однако, если рассмотреть долю доходов местных бюджетов к величине собранных налогов уже без учета федеральных и региональных налогов, то себя не могут обеспечить уже 40 муниципальных округов.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., № 31. ст, 3823;
2. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» URL: https://docs.cntd.ru/document/1300063952?marker=8OQ0LP§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
3. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (ред. от 10.11.2022) URL: https://docs.cntd.ru/document/727119915?marker=8OI0LL§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
4. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ред. от 15.11.2021) URL: https://docs.cntd.ru/document/566422766?marker=8OU0LR§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
5. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ред. от 11.12.2020) URL: https://docs.cntd.ru/document/563882215?marker=8P00LT§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
6. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (ред. от 16.10.2019) URL: https://docs.cntd.ru/document/551796533?marker=8OI0LL§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
7. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ред. от 08.11.2018) URL: https://docs.cntd.ru/document/555858071?marker=8OQ0LQ§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
8. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (ред. от 30.05.2017) URL: https://docs.cntd.ru/document/456030664?marker=D7HEI§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
9. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (ред. от 17.06.2016) URL: https://docs.cntd.ru/document/537984317?marker=AJHEG§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
10. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 02.12.2015) URL: https://docs.cntd.ru/document/537965308?marker=1AFPG4I§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
11. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ред. от 26.05.2014) URL: https://docs.cntd.ru/document/537944376?marker=1JR326F§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
12. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (ред. от 24.05.2013) URL: https://docs.cntd.ru/document/537927476?marker=R61H7E§ion=text (дата обращения: 01.05.2023)
13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., № 31, ст. 3824;
14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г., № 32, ст. 3340.
Монографии и книги:
15. Christaller W. Die zentralen Orte in Süddeutschland. — Jena: Gustav Fischer, 1933.
16. Friedmann J. Regional Development Policy: A Case Study of Venezuela. — MIT Press, 1966. — 279 p
17. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999. — 367 p.
18. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, 1967. 334 p.
19. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — С. 86-87. — 495 с.
20. Зубаревич Н. В., Горина Е. А. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 63 с.
21. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1959
22. Проблемы межбюджетных отношений в России / [колл. авт.]. - М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. - 188 с.
23. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. Отв. ред. А.П. Горкин. – Смоленск: Ойкумена, 2013. – 328 с.
24. Староосвоенные районы в пространстве России: история и современность / ред. Т.Г. Нефедовой, А.В. Стариковой. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2021. 379 с.
25. Сумская Т. В. Местное самоуправление: эволюция бюджетной политики / под ред. С.А. Суспицына – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. – 212 с.
Статьивжурналах:
26. Delgado, F.J., Lago-Penas, S., Mayor, M., 2015. On the determinants of local tax rates: new evidence from Spain. Contemp. Econ. Policy 33 (2), 351–368. https://doi.org/10.1111/coep.12075.
27. Delgado, F.J., Mayor, M., 2011. Tax mimicking among local governments: some evidence from Spanish municipalities. Port. Econ. J. 10 (2), 149–164. https://doi.org/10.1007/s10258-010-0067-3.
28. Feld P. L., Frey C., Schaltegger A. C., Schmid A. L. «Fiscal federalism and income inequality: An empirical analysis for Switzerland» Journal of Economic Behavior and Organization 185 (2021) 463–494 DOI: https://doi.org/10.1016/j.jebo.2021.02.028
29. Hauptmeier, S., Mittermaier, F., Rincke, J., 2012. Fiscal competition over taxes and
public inputs: theory and evidence. Regional Science and Urban Economics 42 (3), 407–419
30. Janeba, E., Osterloh, S., 2013. Tax and the city a theory of local tax competition. J. Public Econ. 106, 89–100.
31. Krugman P. R. Increasing Returns and Economic Geography // The Journal of Political Economy. — The University of Chicago Press, 1991. — Vol. 99, № 3. — P. 483—499.
32. Launhardt W. Die Bestimmung des zweckmässigsten Standortes einer gewerblichen Anlage// Zeitschrift des Vereines deutscher Ingenieure. v.26 (Mar), 1882 pp. 106–115
33. Lyytik¨ainen, T., 2012. Tax competition among local governments: evidence from a
property tax reform in Finland. J. Public Econ. 96 (7–8), 584–595.https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2012.03.002.
34. Miyazaki T. «Regional Inequality in Fiscal Capacity and Allocation of Tax Sources: Do Local Allocation Taxes Correct the Inequality?» Policy Research Institute, Ministry of Finance, Japan, Public Policy Review, Vol.14, No.2, March 2018
35. Nefedova T.G., Treivish A.I. Russia’s early developed regions within shrinking social and economic space // Reg. Sci. Policy and Practice. 2020. V. 12. № 4. P. 641– 655.
36. Sacchi A., Salotti S. «How regional inequality affects fiscal decentralisation: accounting for the autonomy of subcentral governments» Environment and Planning C: Government and Policy 2014, vol. 32, pp. 144-162
37. Stanny, M., Strzelczyk, W., 2015. Zro´znicowanie ˙ przestrzenne sytuacji dochodowej gmina rozwoj ´ społeczno-gospodarczy obszarow ´ wiejskich w Polsce. Roczniki (Annals). Pol. Assoc. Agric. Econ. Agribus. 4, 301–307. https://doi.org/10.22004/ag.econ.233309.
38. Анохин А. А., Кузин В. Ю. Трансформация современной методологии трендов исследования поляризации // Известия Русского географического общества. 2021. Т. 153, № 5. с. 3-20.
39. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России // Экономика и управление. 2006. № 2 (23). С. 11-15.
40. Губанова Е.С., Клещ В.С. Преодоление социально-экономического неравенства как условие устойчивого сбалансированного пространственного развития региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 44–57. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.3
41. Зубаревич Н. В. Влияние пандемии на социально-экономическое развитие и бюджеты регионов // ВТЭ. 2021. № 1. С. 48-60.
42. Зубаревич Н. В. Межбюджетные отношения центра и регионов: экономические и институциональные аспекты // Журнал НЭА. 2014. № 5 (25). С. 158-161.
43. Зубаревич Н. В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. – 2014. – №4. -7-27 с.
44. Кузнецова О. В. Местное самоуправление и бюджеты муниципальных образований в Москве / О. В. Кузнецова // Геоурбанистика и градостроительство: теоретические и прикладные исследования: Сборник статей / Отв. редактор А.Г. Махрова. – Москва: Географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2021. – С. 240-253. – EDN EJLTZW
45. Кузнецова О. В. Региональные бюджеты и межбюджетные отношения в условиях кризиса// Региональные исследования № 2 (28), 2010, С. 32-41
46. Матвеев В. В., Мазур Л. В. Рентные платежи как источник управления налоговым потенциалом на муниципальном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 3 (32). С. 40–47.
47. Матвеев В. В., Мазур Л. В., Богачева В. В. Неравенство распределения налогового потенциала субъектов РФ // Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 4(27). С. 85-91.
48. Морошкина М.В. Пространственное неравенство российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – Т. 17, № 7. – С. 1349 – 1367.
49. Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И., Шелудков А. В. Полимасштабный подход к выявлению пространственного неравенства в России как стимула и тормоза развития / Известия РАН. Серия географическая. – 2022. – Т. 3. – c. 289-309.
50. Сумская Т. В. Проблемы формирования финансовых основ местного самоуправления в Российской Федерации // Регион: экономика и социология, 2019, № 1 (101), с. 225-249
51. Шкромада В. И. Бюджетно-налоговые отношения как фактор минимизации региональной дифференциации // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5810 (дата обращения: 01.05.2023).
52. Юшков А. О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 94—110.
Аналитические доклады:
53. Collier, P., Glaeser, E., Venables, A., Manwaring, P., and Blake, M. (2018) Land and property taxes for municipal finance – version 2. IGC Cities that Work Policy Paper
54. Małkowska A., Telega A., Głuszak M., Marona B. «Spatial diversification of property tax policy – Searching for yardstick competition in Polish metropolitan areas» Land Use Policy 109 (2021) 105613 DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105613
Ресурсы сети Интернет:
55. Rolling back Russia’s spatial disparities. Re-assembling the Soviet Jigsaw under a Market Economy. The World Bank, The World Bank Group, 2018. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/29866/126805-WP-Brollingback-PUBLIC.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 29.04.2023).
56. Федеральная налоговая служба.URL: https://www.nalog.gov.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 14.01.2023)
57. База данных показателей муниципальных образований.URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst40/DBInet.cgi (дата обращения: 17.03.2023)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ