Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач

Работа №14793

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1002
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников при решении текстовых задач 8
1.2. Изучение текстовых задач на уроках математики начальной школы. 13
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения текстовых задач 31
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 31
2.2. Серия уроков математики по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 46
Приложение 52


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны универсальные учебные действия, в том числе и коммуникативные, которыми обучающийся должен полноценно овладеть, а также результаты освоения работы с текстовыми задачами.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), находит свое отражение в планируемых результатах программ учебных предметов, изучаемых в начальной школе. Качество освоения программы начального общего образования зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Текстовые задачи в силу своей специфики - благоприятная почва для формирования коммуникативных УУД.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. под руководство А.Г. Асмолова.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматривались в трудах А.А.Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Я.А. Яноушека и др.
Теоретические и практические основы формирования умений решать текстовые задачи рассматривались в трудах П.У. Байрамуковой, А.В. Белошистой, М.И. Моро, Л.П. Стойловой и др.
Вместе с тем существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных УУД при решении текстовых задач и недостаточной разработанностью вопроса в методике преподавания математике. Это и обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы «Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач» и постановку проблемы - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс начального математического образования.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
Гипотеза: формирование коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) систематичность и целенаправленность работы по формированию коммуникативных УУД при решении текстовых задач;
2) организация сотрудничества в процессе работы над текстовыми задачами (диалог, групповые формы, работа в парах);
3) знакомство с правилами комментирования задачи;
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) теоретически обосновать формирование коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач;
2) определить педагогические условия формирования коммуникативных
УУД младших школьников при решении текстовых задач;
3) выявить уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач;
4) разработать серию уроков по решению текстовых задач с учетом формирования коммуникативных УУД и доказать их эффективность. Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2) анализ продуктов детской деятельности (рабочих тетрадей);
3) наблюдение, беседы;
4) опытная работа, ее качественный и количественный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем при формировании коммуникативных УУД учителями школ, а так же студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам, фрагменты разработанных уроков могут быть внедрены в процесс образования младших школьников.
Апробация исследования: основные результаты исследования отражены в сборнике научных трудов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся: «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья «Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач».
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, в котором определены актуальность, цель и задачи исследования, объект, предмет, методы, сформированные в гипотезе и т.д.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативных УУД, методическая работа по изучению текстовых задач в курсе математики в начальной школе, выявлены и охарактеризованы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД, проводимая в рамках данного исследования. В ней выявляется уровень сформированности, описана серия уроков, а в дальнейшем был произведен анализ работы.
В заключении подведены итоги исследовательской работы, т.е. сделан вывод по теоретической и практической главам. Список использованной литературы и информационных источников включает 50 наименований, в приложение входят таблицы проведенной работы.
База исследования: МБОУ Смоленская «СОШ №1». Всего на различных этапах исследования участвовало 20 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данное время главной задачей начального обучения становится формирование у учащихся универсальных учебных действий. Коммуникативная направленность процесса обучения одно из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, толерантность, умение вести диалог, умение работать в группах - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику.
В процессе обучения математике, в том числе и при решении текстовых задач, у учащихся начальной школы закладываются основные умения и навыки коммуникативной деятельности, которые в дальнейшем имеют большое значение для воспитания и развития детей.
С целью проверки эффективности сформулированных педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач была проведена опытная работа, состоящая из трех этапов.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы доказано, что необходима специальная целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены серии уроков, направленные на формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
На контрольном этапе данного исследования проведена диагностика и представлены сравнительные результаты опытно-экспериментальных групп, которые доказывают, что систематичная и целенаправленная работа дает больший результат, чем естественный ход педагогического процесса.
В программе «Перспективная начальная школа» представлены задачи, при решении которых формируются коммуникативные УУД практически на каждом уроке математики в начальной школе.



1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 2004. - 335 с.
5. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/ - Дата обращения 2.04.2018
6. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 86-92.
7. Демитова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач [Текст] / Т.Е. Демидова. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
8. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: Книга по требованию, 2013. - 188с.
9. Доровских, И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений. [Текст] / И.С. Доровских. // Начальная школа. - 2016. - № 3. - С. 29-32.
10. Еремеева, О.А. Организация групповой работы в начальной школе // О.А. Еремеева. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ -
Дата обращения 26.04.2018
11. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
12. Истомина, Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи. Новые подходы в обучении [Текст] / Н.Б. Истомина, И.Б. Нефедова // Начальная школа. - 1998. - № 11-12. - С. 42-48.
13. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач [Текст] / Н.Б. Истомина // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 30-34.
14. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
15. Каратаева, Т.И. Роль текстовых задач в начальном обучении математике // Т.И. Каратаева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--i1ahbnckbmcl9fb.xn - Дата обращения 4.05.2018
16. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них [Текст] / С.А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 3-9.
17. Койкова, О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // О.А. Койкова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnih-uud-na-urokah-
matematiki-vo-klasse-1647949.html - Дата обращения 27.05.2018
18. Комарова, А.В. Формирование умений решать задачи в начальной школе: из опыта работы по учебнику Н.Б. Истоминой [Текст] / В.А. Комарова // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 66-68.
19. Копосова, Т.В. Коммуникативные УУД // Т.В. Копосова. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //multiurok.ru/blog/kommunikativnyie-uud.html - Дата обращения 27.05.2018
20. Корзникова, М.Н. Роль и место текстовых задач в обучении математике. / М.Н. Корзникова // Педагогические науки. - 2016. - № 44. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://novainfo.ru/article/5674 - Дата обращения 4.05.2018
21. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Л.В. Косикова // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 114-121.
22. Кошелева, Н.В. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников на современном этапе // Н.В. Кошелева. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
wiki.tgl.net.ru/images/6/64/Koscheleva.doc - Дата обращения 27.05.2018
23. Кривенцева, Т.А. Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://io.nios.ru - Дата обращения 24.04.2018
24. Крупкевич, Л.П. Рабочая учебная программа по математике разработана на основе авторской программы Моро М.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/ - Дата обращения 4.05.2018
25. Кульбякина, Л.Я.Методика преподавания математики [Текст] / Л.Я. Кульбякина, И.Н. Чичканова. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. - 133 с.
26. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина //
Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
27. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник [Текст] / М.: Владос- пресс, 2003. - Ч. 2. - 352 с.
28. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах [Текст] / И.В. Комарова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 6. - С. 1-3.
29. Овчинникова, Н.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах [Текст] / Н.В. Овчинникова. - К.: Пед. пресса, 2001. - 128 с.
30. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / - И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-12.
31. Панюшкин, В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся [Текст] / В.П. Панюшкин. - М. - 1978.
32. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. Вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - 3-е изд. - М.: Пед. Об-во России. - 2001. - 638 с.
33. Перспективная начальная школа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akademkniga.ru/ - Дата обращения 5.05.2018
34. Пичугин, С.С. О формировании и развитии универсальных учебных действий [Текст] / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 16-21.
35. Подбельных, Г.И. Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ - Дата обращения 5.05.2018
36. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
37. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие [Текст] / В.Ю. Разуваева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 22-23.
38. Савчук, А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / - А.А. Савчук // Мир современной науки. - 2014. - № 4. - С. 19-32.
39. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
40. Судас, А.В.Текстовая арифметическая задача: познавательный аспект [Текст] / А.В. Судас // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 36-38.
41. Трушкина, О.П. Формирование универсальных учебных действий при обучении решению задач по математике / О.П. Трушкина // Вестник педагога. - 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5220 - Дата обращения 27.05.2018
42. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / - С.А. Тюрикова // Науковедение. - 2014. - № 3. - С.1-9.
43 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn- -80abucjiibhv9a.xn/ - Дата обращения 24.04.2018
44. Царева, С.Е. Обучение решению задачи [Текст] / - С.Е. Царева // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С.102-108.
45. Чекин, А.Л. Математика. Учебник для 3 классов начальной школы [Текст] / А.Л. Чекин. - М.: Академкнига, 2014. - 160 с.
46. Чекин, А.Л. Рабочая учебная программа по математике 3 класс. [Электронный ресурс]: - Режим доступа. http://nsportal.ru/ - Дата обращения 4.04.2018
47. ЧивильДеева, Т.Ю. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/05/kommunikativnye-
uud - Дата обращения 27.05.2018
48. Шевчук, О.В. Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/ - Дата обращения 24.04.2018
49. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.
50. Шкуричева, Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления // Начальная школа. - 2014. - № 14. - С. 7-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ