Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников при решении текстовых задач 8
1.2. Изучение текстовых задач на уроках математики начальной школы. 13
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения текстовых задач 31
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 31
2.2. Серия уроков математики по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 46
Приложение 52
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников при решении текстовых задач 8
1.2. Изучение текстовых задач на уроках математики начальной школы. 13
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения текстовых задач 31
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 31
2.2. Серия уроков математики по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 46
Приложение 52
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны универсальные учебные действия, в том числе и коммуникативные, которыми обучающийся должен полноценно овладеть, а также результаты освоения работы с текстовыми задачами.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), находит свое отражение в планируемых результатах программ учебных предметов, изучаемых в начальной школе. Качество освоения программы начального общего образования зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Текстовые задачи в силу своей специфики - благоприятная почва для формирования коммуникативных УУД.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. под руководство А.Г. Асмолова.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматривались в трудах А.А.Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Я.А. Яноушека и др.
Теоретические и практические основы формирования умений решать текстовые задачи рассматривались в трудах П.У. Байрамуковой, А.В. Белошистой, М.И. Моро, Л.П. Стойловой и др.
Вместе с тем существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных УУД при решении текстовых задач и недостаточной разработанностью вопроса в методике преподавания математике. Это и обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы «Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач» и постановку проблемы - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс начального математического образования.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
Гипотеза: формирование коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) систематичность и целенаправленность работы по формированию коммуникативных УУД при решении текстовых задач;
2) организация сотрудничества в процессе работы над текстовыми задачами (диалог, групповые формы, работа в парах);
3) знакомство с правилами комментирования задачи;
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) теоретически обосновать формирование коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач;
2) определить педагогические условия формирования коммуникативных
УУД младших школьников при решении текстовых задач;
3) выявить уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач;
4) разработать серию уроков по решению текстовых задач с учетом формирования коммуникативных УУД и доказать их эффективность. Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2) анализ продуктов детской деятельности (рабочих тетрадей);
3) наблюдение, беседы;
4) опытная работа, ее качественный и количественный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем при формировании коммуникативных УУД учителями школ, а так же студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам, фрагменты разработанных уроков могут быть внедрены в процесс образования младших школьников.
Апробация исследования: основные результаты исследования отражены в сборнике научных трудов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся: «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья «Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач».
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, в котором определены актуальность, цель и задачи исследования, объект, предмет, методы, сформированные в гипотезе и т.д.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативных УУД, методическая работа по изучению текстовых задач в курсе математики в начальной школе, выявлены и охарактеризованы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД, проводимая в рамках данного исследования. В ней выявляется уровень сформированности, описана серия уроков, а в дальнейшем был произведен анализ работы.
В заключении подведены итоги исследовательской работы, т.е. сделан вывод по теоретической и практической главам. Список использованной литературы и информационных источников включает 50 наименований, в приложение входят таблицы проведенной работы.
База исследования: МБОУ Смоленская «СОШ №1». Всего на различных этапах исследования участвовало 20 человек.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), находит свое отражение в планируемых результатах программ учебных предметов, изучаемых в начальной школе. Качество освоения программы начального общего образования зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Текстовые задачи в силу своей специфики - благоприятная почва для формирования коммуникативных УУД.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. под руководство А.Г. Асмолова.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматривались в трудах А.А.Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Я.А. Яноушека и др.
Теоретические и практические основы формирования умений решать текстовые задачи рассматривались в трудах П.У. Байрамуковой, А.В. Белошистой, М.И. Моро, Л.П. Стойловой и др.
Вместе с тем существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных УУД при решении текстовых задач и недостаточной разработанностью вопроса в методике преподавания математике. Это и обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы «Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач» и постановку проблемы - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс начального математического образования.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
Гипотеза: формирование коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) систематичность и целенаправленность работы по формированию коммуникативных УУД при решении текстовых задач;
2) организация сотрудничества в процессе работы над текстовыми задачами (диалог, групповые формы, работа в парах);
3) знакомство с правилами комментирования задачи;
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) теоретически обосновать формирование коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач;
2) определить педагогические условия формирования коммуникативных
УУД младших школьников при решении текстовых задач;
3) выявить уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников при решении текстовых задач;
4) разработать серию уроков по решению текстовых задач с учетом формирования коммуникативных УУД и доказать их эффективность. Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2) анализ продуктов детской деятельности (рабочих тетрадей);
3) наблюдение, беседы;
4) опытная работа, ее качественный и количественный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем при формировании коммуникативных УУД учителями школ, а так же студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам, фрагменты разработанных уроков могут быть внедрены в процесс образования младших школьников.
Апробация исследования: основные результаты исследования отражены в сборнике научных трудов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся: «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья «Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач».
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, в котором определены актуальность, цель и задачи исследования, объект, предмет, методы, сформированные в гипотезе и т.д.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативных УУД, методическая работа по изучению текстовых задач в курсе математики в начальной школе, выявлены и охарактеризованы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД, проводимая в рамках данного исследования. В ней выявляется уровень сформированности, описана серия уроков, а в дальнейшем был произведен анализ работы.
В заключении подведены итоги исследовательской работы, т.е. сделан вывод по теоретической и практической главам. Список использованной литературы и информационных источников включает 50 наименований, в приложение входят таблицы проведенной работы.
База исследования: МБОУ Смоленская «СОШ №1». Всего на различных этапах исследования участвовало 20 человек.
В данное время главной задачей начального обучения становится формирование у учащихся универсальных учебных действий. Коммуникативная направленность процесса обучения одно из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, толерантность, умение вести диалог, умение работать в группах - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику.
В процессе обучения математике, в том числе и при решении текстовых задач, у учащихся начальной школы закладываются основные умения и навыки коммуникативной деятельности, которые в дальнейшем имеют большое значение для воспитания и развития детей.
С целью проверки эффективности сформулированных педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач была проведена опытная работа, состоящая из трех этапов.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы доказано, что необходима специальная целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены серии уроков, направленные на формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
На контрольном этапе данного исследования проведена диагностика и представлены сравнительные результаты опытно-экспериментальных групп, которые доказывают, что систематичная и целенаправленная работа дает больший результат, чем естественный ход педагогического процесса.
В программе «Перспективная начальная школа» представлены задачи, при решении которых формируются коммуникативные УУД практически на каждом уроке математики в начальной школе.
В процессе обучения математике, в том числе и при решении текстовых задач, у учащихся начальной школы закладываются основные умения и навыки коммуникативной деятельности, которые в дальнейшем имеют большое значение для воспитания и развития детей.
С целью проверки эффективности сформулированных педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач была проведена опытная работа, состоящая из трех этапов.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы доказано, что необходима специальная целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены серии уроков, направленные на формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
На контрольном этапе данного исследования проведена диагностика и представлены сравнительные результаты опытно-экспериментальных групп, которые доказывают, что систематичная и целенаправленная работа дает больший результат, чем естественный ход педагогического процесса.
В программе «Перспективная начальная школа» представлены задачи, при решении которых формируются коммуникативные УУД практически на каждом уроке математики в начальной школе.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логических универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников решению задач (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Контрольные работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2021 - НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020



