Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 120 продавцов-кассиров в возрасте от 22 до 55 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПРОДАВЦОВ-КАССИРОВ 6
1.1. Понятие и типология профессиональной деформации личности 6
1.2. Психологические факторы, способствующие профессиональной деформации у продавцов-кассиров 22
1.3. Методы профилактики профессиональной деформации: обзор современных подходов 43
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У ПРОДАВЦОВ-КАССИРОВ 47
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Описание выборки и базы исследования 48
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 50
2.4 Исследование по методике Бойко и Келлермана 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы исследования психологических факторов профилактики профессиональной деформации личности на примере продавца-кассира обусловлена растущим интересом к проблемам, связанным с профессиональным выгоранием и деформацией личности в условиях интенсивного труда. Продавец-кассир – это профессия, требующая высокой эмоциональной устойчивости, умения справляться со стрессом и коммуникативных навыков. Постоянное взаимодействие с клиентами, необходимость быстро реагировать на возникающие проблемы и высокие требования со стороны работодателей создают условия, способствующие возникновению профессиональных деформаций.
Проблема, которую обучающийся должен решить в данной работе, заключается в исследовании психологических факторов, влияющих на возникновение профессиональной деформации у продавцов-кассиров, и в разработке эффективных методов профилактики этих деформаций. В основе проблемы лежит противоречие между необходимостью поддержания высокого уровня профессиональной компетенции и эмоционального состояния сотрудников и недостатком знаний о специфике воздействия профессиональных факторов на личность продавца-кассира.
Целью данной работы является выявление и анализ психологических факторов, способствующих профилактике профессиональной деформации личности у продавцов-кассиров. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) провести анализ теоретических аспектов профессиональной деформации и выгорания; 2) изучить специфику работы продавца-кассира и факторы, способствующие профессиональной деформации в данной профессии; 3) разработать и апробировать методы профилактики профессиональной деформации личности; 4) оценить эффективность предложенных методов на практике.
Объектом исследования являются продавцы-кассиры, работающие в розничной торговле. Предметом исследования выступают психологические факторы, влияющие на профилактику профессиональной деформации личности в данной профессиональной группе. Методы исследования включают анализ научной литературы, анкетирование, интервьюирование, психодиагностические методики, эксперимент и статистическую обработку данных.
В ходе литературного обзора использованы работы ведущих специалистов в области психологии труда и профессиональной деформации. Водопьянова и Старченкова (2008) в своей книге "Синдром выгорания: диагностика и профилактика" подробно описывают причины и симптомы профессионального выгорания, а также предлагают методы диагностики и профилактики этого состояния. Зеер (2003) в своей работе "Психология профессий" анализирует психологические особенности различных профессиональных групп, в том числе и продавцов-кассиров, и указывает на значимость психологической подготовки и поддержки для предотвращения профессиональных деформаций. Маркова (1996) в книге "Психология профессионализма" исследует процессы формирования профессионализма и влияние профессиональных стрессов на личность, что является важным для понимания механизмов возникновения профессиональных деформаций. Панова (2010) рассматривает профессиональные деформации и пути их коррекции в контексте личностно-профессионального развития, предлагая методы психологической поддержки и развития устойчивости к стрессам. Рогов (2003) в книге "Выбор профессии: становление профессионала" акцентирует внимание на этапах профессионального становления и значении правильного выбора профессии для предотвращения профессиональных деформаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для работодателей и психологов по профилактике профессиональной деформации у продавцов-кассиров, что может способствовать повышению их профессиональной эффективности и удовлетворенности работой. Гипотеза исследования состоит в том, что внедрение разработанных методов профилактики профессиональной деформации позволит снизить уровень эмоционального выгорания и повысить профессиональную устойчивость продавцов-кассиров.
Таким образом, данное исследование направлено на решение актуальной проблемы профилактики профессиональной деформации личности, что имеет важное значение для улучшения условий труда и повышения качества жизни работников розничной торговли.
Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию психологических факторов профилактики профессиональной деформации личности на примере продавцов-кассиров. В процессе исследования были достигнуты цели и решены задачи, поставленные во введении.
В ходе теоретического анализа были рассмотрены понятие и типология профессиональной деформации личности, выявлены психологические факторы, способствующие развитию профессиональной деформации у продавцов-кассиров, а также проанализированы современные методы профилактики данного явления. На основе работ таких авторов, как В.В. Бойко, С.П. Безносов и Г.А. Макарова, были выявлены ключевые аспекты эмоционального выгорания, стресса и недостатка социальной поддержки как основных факторов профессиональной деформации.
Эмпирическое исследование, проведенное на базе сети розничных магазинов в городе Москва и Московской области, подтвердило значимость выявленных факторов. Анкетирование, интервьюирование и психодиагностические методики показали, что высокий уровень эмоционального истощения, частые стрессовые ситуации и недостаточная поддержка со стороны руководства и коллег способствуют развитию профессиональной деформации у продавцов-кассиров. Результаты корреляционного и регрессионного анализа подтвердили тесную взаимосвязь между этими факторами.
На основании полученных данных были разработаны и предложены конкретные рекомендации по профилактике профессиональной деформации, включающие психологические тренинги, супервизию, организационные изменения, программы улучшения здоровья и благополучия, развитие социальной поддержки, обучение и повышение квалификации, терапевтические интервенции, анализ и улучшение рабочего процесса, развитие эмоционального интеллекта и создание благоприятной корпоративной культуры. Эти меры направлены на снижение уровня стресса, улучшение условий труда и поддержание психологического благополучия продавцов-кассиров.
Перспективы дальнейшего изучения данной проблемы включают углубленное исследование влияния индивидуальных личностных характеристик на восприимчивость к профессиональной деформации, а также разработку и апробацию новых методик профилактики, адаптированных к специфике различных профессиональных групп. Важным направлением будущих исследований также является анализ долгосрочных эффектов внедрения рекомендованных профилактических программ и их влияние на профессиональную удовлетворенность и эффективность труда.
Значимость полученных результатов на практике заключается в возможности их применения для улучшения условий труда и повышения качества жизни продавцов-кассиров. Разработанные рекомендации могут быть использованы руководством розничных компаний и психологами для создания программ, направленных на профилактику профессиональной деформации и повышение психологического благополучия сотрудников. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению текучести кадров, повышению профессиональной эффективности и улучшению качества обслуживания клиентов.
Таким образом, проведенное исследование внесло значительный вклад в понимание механизмов профессиональной деформации личности и предложило эффективные пути её профилактики, что имеет важное практическое значение для сферы розничной торговли и психологии труда в целом.
1. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. Пособие для студ. Пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
2. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 156 с.
3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999. 99-105 с.
4. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - с 96-104.
5. Брокгауз Н.К., Ефрон И.П. Малый энциклопедический словарь. - М.: Азбуковник. - 1999. - 988с.
6. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник – М.: Издво МГУ, 2015. – 215 с.
7. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008.
8. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ
9. Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 1997. - 682 с.
10. Газикова О.В. Бедные люди, или административный восторг // Человек и труд. - 2006. - №4. - С.83-84.
11. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2015. – 198 с.
12. Голов Р.С. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. – М.: Дашков и К, 2013. – 165 с.
13. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1-2. – М.: ИНИИПУ, 2014. – 166 с.
14. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 580 с.
15. Диссертации России URL: http://www.dslib.net (дата обращения 31.01.19)
16. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с
18. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 155 с.
19. Константинов В.В. «К вопросу о профессиональной деформации личности». URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.02.19)
20. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва :Юрайт. 2012. – С. 241.
21. Кочунас А.А. Психологическое консультирование. - М.: "Дашков и Ко". - 2002. - 296 с.
22. Ладягин Ю.С. "Русский административный восторг" или почему у России нет шансов на выздоровление // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №3. - С.8-15.
23. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 156 с.
24. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21.
25. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996.
26. Менеджмент: учебник / С. И. Ашмарина и др.; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва. 2011. – 156 с.
27. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. В. Игнатьева и др.; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. – 215 с.
28. Менеджмент: Учебник / А.К. Семенов, Н.Н. Лисенков, Т.Ю. Букина, Л.Б. Панова. – М.: Дашков и К, 2016. – 289 с.
29. Ладягин Ю.С. "Русский административный восторг" или почему у России нет шансов на выздоровление // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №3. - С.8-15.
30. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 156 с.
31. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21.
32. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996.
33. Михайлюкова А.В. Личностные изменения из-за профессиональной деформации грозят специалисту потерей этого самого профессионализма. Деловой Петербург - 2005
34. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96– 100. URL: http://e-koncept.ru/2015/95063htm (дата обращения: 21.01.2017).
35. Назаров Юрий. О выгорании // Вокруг света. - 2005. - №1. - С.128
36. Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 1995. - С.43-57
37. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности «Менеджмент организации» / Э. М. Коротков и др.. – Москва: Дашков и К. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс. 2013. – 156 с.
38. Панова Н.В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессиональном развитии педагога. Вестник ЯГУ, 2010, том 7, №2, с. 113
39. Пси-фактор – Психология нашей жизни URL: https://psyfactor.org/ (Дата обращения 27.01.19)
40. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Н.А. Литвинцева. - М, 1996/1997. Приложение к журналу "Управление персоналом"
41. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.
42. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и Кº. 2011. – 215 с.
43. Сибак URL: https://sibac.info (Дата обращение 31.01.19)
44. Сорокин Π.Α. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с. - (Социологическое наследие)
45. Справочник 24 URL: https://spravochnick.ru/ (Дата обращения 25.01.19)
46. Смидт В.Л. Психология принятия управленческих решений. - М.: Аспект Пресс. - 2002. - 308 с.
47. Смирнова В.В. Профессиональные деформации менеджеров - социально-психологический аспект исследования. Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень: Нефтегазовый университет. - 2006. - С.39-43
48. Теперкина М. В Способы предупреждения синдрома "эмоционального выгорания" // Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6. - С. 35-55.
49. Третьякова, Е.П. Теория организации: Учебное пособие / Е.П. Третьякова. – М.: КноРус, 2012. – 156 с.
50. Трунов Д.Г. И снова о “профессиональной деформации”… // Психологическая газета. - 2004. - № 6. - С.32-34
51. Трунов Д. Г Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета. - 2003. - № 1. - С.12-16
52. Трунов Д.Г. Еще раз "о синдроме сгорания": экзистенциальный подход // Психологическая газета. - 2005. - № 8. С.41-50
53. Ходоривская Н.В. Ситуативные негативные повседневности и адаптивные ресурсы человека. СПб.: ГолденУок, 1994. - С.45-56.