Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования связи индивидуальнопсихологических характеристик подростков с их достижениями в спорте
1.1. Влияние спорта на становление и развитие личности 7
1.2. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности...18
1.3. Основные свойства темперамента 20
1.4. Взаимодействие типологической предрасположенности человека и
его спортивной деятельности 28
1.5. Содержание исследуемых индивидуально-психологических
характеристик 31
Глава 2. Изучение связи индивидуально-психологических характеристик подростков с достижениями в индивидуальных и командных видах спорта
2.1. Описание процедуры и методов исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы 60
Заключение 62
Список используемых источников 63
Приложение 67
Некоторые виды деятельности человека предполагают наличие у него особых индивидуально-психологических характеристик как непременное условие успешности в этой деятельности. На сегодняшний день, профессиональная спортивная тренировка направлена на достижение высоких показателей, что требует от спортсмена большого, а порой предельного напряжения всех физиологических ресурсов организма, в том числе и психических возможностей. В таких условиях повышается зависимость эффективности деятельности человека от его индивидуальных психологических свойств.
В настоящее время немалую социальную силу и значительность приобрела физическая культура и спорт. Данная деятельность является результативным средством физического формирования человека, укрепления и охраны его здоровья, средой общения и проявления общественной активности людей, рациональной формой организации и проведения их досуга. Спорт, в частности соревновательная активность - личностно немаловажна, тяжела. Спорт - деятельность, где объединяются воедино субъект и объект деятельности.
Рядом психологических изучений выявлено, что в ходе усовершенствования личности в разнообразных видах спорта, образовываются и совершенствуются непосредственно сами психические процессы, на основании которых человек управляет своими движениями.
Порой, интенсивность уровня физических нагрузок, в совокупности с эмоциональным напряжением, приводит к перенапряжению
физиологических систем, их сдвигов и снижению функциональности организма в целом. На таком фоне выраженных физиологических проявлений перегрузки, зачастую скрытыми, но важными являются
изменения, поскольку участие спортсменов
соревнованиях разного уровня требует внутренней устойчивости человека.
Высокие нагрузки могут являться причиной определенных патологий, психологических и физиологических изменений у спортсмена, если эти изменения будут известны и зафиксированы на стадии возникновения, то ряд профилактических мер могут воздействовать на фактор риска. Для этого спортсмен и тренер должны понимать, что успех в спорте зависит от целого ряда условий подготовки, в том числе процесса обучения и воспитания. Эти процессы необходимо выстраивать и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности спортсмена, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту спортсмена [36].
На сегодняшний день недостаточно разобран вопрос связи индивидуально-психологических характеристик спортсменов с их достижениями в индивидуальных и командных видах спорта. В связи с тем, что количество детей занимающихся физкультурой и профессиональным спортом растет, необходимость исследования связи индивидуальнопсихологических характеристик подростков с достижениями в спорте актуальна.
Тип высшей нервной деятельности характеризуется, прежде всего, врожденными и индивидуальными психическими свойствами, то есть данный феномен является генетически заложенным свойством организма [4]. Но, наряду с этим, особенности и свойства того или иного данного от природы темперамента, могут претерпевать различные изменения в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность, в данном случае занятия спортом [33].
Цель работы - изучение связи индивидуально-психологических характеристик подростков с достижениями в индивидуальных и командных 4
видах спорта для использования диагностических данных педагогом- психологом и тренерами в работе со спортсменами подросткового возраста...
Развитие современного общества характеризуется усилением роли физкультуры и спорта в процессе развития, воспитания и жизненного становления подрастающего поколения. В связи с тем, что количество детей и подростков, занимающихся спортом, неуклонно растет, необходимость изучения связи индивидуально-психологических характеристик с достижениями в разных видах спорта очевидна. Между тем, на сегодняшний день насчитывается ограниченное количество работ, посвященных изучению такого рода связей, что явно свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. В силу этих обстоятельств исследования, посвященные выявлению детерминант успешности в разных видах спорта, представляются нам актуальной научной проблемой, имеющей прикладное значение.
На сегодняшний день, профессиональная спортивная тренировка направлена на достижение высоких показателей, что требует от спортсмена большого, а порой предельного напряжения всех физиологических ресурсов организма, в том числе и психических возможностей. В таких условиях повышается зависимость эффективности деятельности человека от его индивидуальных психологических свойств.
Проведенное нами исследование позволило установить связь таких индивидуально-психологических характеристик спортсменов, как уровень тревожности, уровень регуляции в стрессе, способы реагирования в ситуациях фрустрации с достижениями в индивидуальных и командных видах спорта.
Полученные диагностические данные могут быть использованы спортивными психологами и тренерами в работе со спортсменами подросткового возраста, занимающимися как индивидуальными, так и командными видами спорта.
1. Антропов В.В. Психосоматические расстройства у детей. - М.: 2011. - 320 с.
2. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебн. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 352 с.
3. Альфред А.О нервическом характере. / Под ред. Э.В.Соколова. - СПб: Университетская книга, 1997. - 388 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФКиС. 2011. - 222 с.
5. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: 1988. - 267 с.
6. Белая О.П. Влияние смены профессии на направленность личности: Автореферат. - Ставрополь: СГУ, 1996. - 19 с.
7. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 135 - 157.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - 283 с.
9. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФКиС, 1978. - 134 с.
10. Горбунов Г.Д. Психодиагностика спорта. - М.: ФКиС, 2011. - 208 с.
11. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М: Прометей, 2003. - 39 с.
12. Деребян В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. - Л.: Наука, 1980. - 200 с.
13. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: центр Академия, 2012. - 216 с.
14. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. - М.: Учебная литература, 1997. - 423 с.
15. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с....44