Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов

Работа №14790

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
991
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития познавательных универсальных
учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 8
1.1. Сущность познавательных универсальных учебных действий в контексте ФГОС НОО 8
1.2. Технология реализации экологических проектов с младшими школьниками 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 40
2.1. Выявление уровня развития познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 41
2.2. Реализация экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение 56
Список литературы и информационных источников 58
Приложения 64


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержит требования, обязательные при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование системы универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов, а также при реализации проектов, что в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса и условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Развитие познавательных универсальных учебных действий (далее УУД) у обучающихся может быть организовано в рамках проектной деятельности. Как отмечают М.Ю. Демидова, И.А. Колесникова, Г.А. Цукерман и др., обучение в проектной деятельности выступает способом формирования проектного способа взаимодействия с миром, развития познавательных универсальных учебных действий.
Теория и практика организации проектной деятельности обучающихся представлены в трудах Н.В. Матяш, И.С. Сергеевой, А.В. Бычкова и др.
Особенности реализации экологических проектов рассматриваются в работах Л.И. Буровой, Ф.И. Гиренка, А.А. Горелова, В.А. Игнатовой, Н.Н. Моисеева, Л.П. Симоновой, И.В. Цветковой др.
В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на реализацию экологических проектов с младшими школьниками.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики;
- включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности;
- включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование;
- организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта;
- включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию, рефлексию проектной деятельности и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий.
2. Описать технологию реализации экологических проектов с младшими школьниками.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов.
4. Выявить уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Разработать и реализовать экологические проекты, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития познавательных УУД младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс экологических проектов, предусматривающий развитие познавательных универсальных действий младших школьников, может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Реализация с младшими школьниками экологического проекта «Что можно сделать из мусора?». Призер конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы,заключение, список литературы и информационных источников и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов» раскрыта сущность познавательных универсальных учебных действий в контексте ФГОС НОО, представлена технология реализации экологических проектов с младшими школьниками, охарактеризованы педагогические условия развития познавательных УУД младших школьников при реализации экологических проектов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 54 наименования.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под познавательными универсальными учебными действиями понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.
Развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников способствует проектная деятельность, в том числе и экологического содержания. Посредством проектной деятельности у младших школьников развиваются операции мышления: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и обобщения объектов. Экологический проект направлен на сохранение или улучшение качества окружающей среды, либо сопровождения (разработки компонентов) проектов деятельности, которая должна соответствовать определенным экологическим требованиям.
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики; включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности; включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование; организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта; включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию,рефлексию проектной деятельности и пр.
В МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством реализации экологических проектов.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития познавательных УУД обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание очень низкого и низкого уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно- экспериментальной работы разработку и реализацию экологических проектов, направленных на развитие познавательных учебных действий учащихся 3 «Г» класса (опытной группы) с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанных нами экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованные экологические проекты являются эффективными в процессе развития познавательных УУД младших школьников в рамках изучения предмета «Окружающий мир».



1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. - М.: Просвещение, 2010. - 150 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение,2008. - С. 70-103.
3. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л.А. Бойко // Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 13-18.
4. Борисова В.В.Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс] / В.В. Борисова. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-407466.html - Дата обращения 18.03.2018. 13.12.45.
5. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках окружающего мира [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2005. -№ 6. - С. 31-33.
6. Бритвина, Л.Ю. Метод экологических проектов в начальной школе [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 24-27.
7. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы [Текст]: Пособие для учителя / Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В. Сорокина.- Вологда: ВИРО, 2004. - 72 с.
8. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычкова. - М.: Просвещение, 2010. - 136 с.
9. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 143-150.
10. Гиренок, Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера [Текст] /Ф.И. Гиренок. - М.: 1990. - 391 с.
11. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Текст] / Э.В. Гирусов // Философия и общество. - 2009. - № 4. - С. 74-92.
12. Головко, О.С. Экологическая педагогика? Да! [Текст] /О.С. Головко // Учитель. - 2000. - № 2. - С. 15-18.
13. Горелова, А.А. Экология [Текст] / А.А. Горелова. - М.: Педагогика 2009. - 400 с.
14. Гузеев, В.В. Консультации: проектная деятельность [Текст] /
B. В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.
15. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 2011. - № 6. - С. 45-47.
16. ДемиДова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2009. - 187 с.
17. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс] / И.И. Джужук. - Ростов н/Д: Феникс 2004. - Режим доступа: https://new- disser.ru/_avtoreferats/01002739235.pdf - (Дата обращения 20.03.2018.17.28.46.)
18. ЕвДокимова, Е.С. Технология проектирования в начальной школе [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010. - 62 с.
19. Ермолаев, С.А. Проектная деятельность школьников социально-экологической направленности [Текст]: учебно-методическое пособие / C. А. Ермолаев. - Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2006. - 86 с.
20. Землянская, Е.Н. Учебные проекты по экологии младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 18-21.
21. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 21-24.
22. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст]: учебное пособие / В.А. Игнатова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. - 212 с.
23. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
24. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников [Текст] / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 18-23.
25. Крылов, А.С. Что такое экологический проект и как над ним работать [Текст] / А.С. Крылов // Учитель года. - 2002. - № 1. - С. 14-20.
26. Курнешова, Л.Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Е. Курнешова. - М.: Департамент образования города Москвы, 2003. - 34 с.
27. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 194 с.
28. Мишанова, О.Г. Диагностика универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О.Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 102-106.
29. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование [Электронный ресурс] / Н.Н. Моисеев. - 2010. - М.: Просвещение. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=812
(Дата обращения 12.02.2018.11.48.12.)
30. Новикова, Т.С. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т.С. Новикова // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 31-34.
31. Пархомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пархомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
32. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: Просвещение, 2005. - 213 с.
33. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 4. - С. 52-55.
34. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
35. Поливанова, К.И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
36. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко // Завуч. - 2003. - № 6. - С. 36-41.
37. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
39. Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. - М.: Академия, 2005. - 193 с.
40. Смыковская, Т.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / Т.Е. Смыковская. - М.: Просвещение, 2011. - 210 с.
41. Смыковская, Т.Е. Развития интеллектуальных умений в проектной деятельности [Текст] / Т.К. Смыковская, Н.П. Головина. - М.: Чистые пруды, 2009. - 149 с.
42. Ступницкая, М.А.Проектная деятельность в школе [Электронный ресурс] / М.А. Ступницкая. - 2009. - М.: Чистые пруды. (56303 bytes). -
Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/808483/ - (Дата обращения 30.01.2018.16.34.07.)
43. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе [Текст]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова. - Борисоглебск: БГПИ, 2002. - 146 с.
44. Торохова Е.И. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся [Текст] / Е.И. Торохова // Начальная школа. - 2004. - № 12. - С. 17-24.
45. Уткова П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников [Текст] / П.Ю. Уткова // Начальная школа. - 2002. - № 8. - С. 24-31.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 29 с.
47. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. - 2008. - № 11. - С. 46-49 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://blog.zabedu.ru/garmoniya - (Дата обращения 28.05.2018 21.36.12.)
48. Формирование у младших школьников познавательных УУД в проектной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru - (Дата обращения 05..04.2018 15.30.51.)
49. Халилуллина В.А. Встречи на экологической тропе [Текст] / В.А. Халилуллина // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 11-18.
50. Цветкова, И.В.Экология дня начальной школы: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / И.В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.
51. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман. - 2000. - Москва-Рига: Эксперимент. Режим доступа: http://spobpk.ru/wpcontent/uploads/2017/02/kak_mladshie_shkol niki_uchatsya.pdf - (Дата обращения 13.03. 2018. 19.43.57.)
52. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 5-12.
53. Чистякова Н.М. Экологическая, эстетико-валеологическая направленность школьной образовательной среды [Текст] / Н.М. Чистякова // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 8-14.
54. Шатилова, М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты [Текст] / М.Ю. Шатилова. - Волгоград, 2010. - 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ