Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития познавательных универсальных
учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 8
1.1. Сущность познавательных универсальных учебных действий в контексте ФГОС НОО 8
1.2. Технология реализации экологических проектов с младшими школьниками 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 40
2.1. Выявление уровня развития познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 41
2.2. Реализация экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение 56
Список литературы и информационных источников 58
Приложения 64
Глава I. Теоретические основы развития познавательных универсальных
учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 8
1.1. Сущность познавательных универсальных учебных действий в контексте ФГОС НОО 8
1.2. Технология реализации экологических проектов с младшими школьниками 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов 40
2.1. Выявление уровня развития познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 41
2.2. Реализация экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение 56
Список литературы и информационных источников 58
Приложения 64
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержит требования, обязательные при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование системы универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов, а также при реализации проектов, что в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса и условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Развитие познавательных универсальных учебных действий (далее УУД) у обучающихся может быть организовано в рамках проектной деятельности. Как отмечают М.Ю. Демидова, И.А. Колесникова, Г.А. Цукерман и др., обучение в проектной деятельности выступает способом формирования проектного способа взаимодействия с миром, развития познавательных универсальных учебных действий.
Теория и практика организации проектной деятельности обучающихся представлены в трудах Н.В. Матяш, И.С. Сергеевой, А.В. Бычкова и др.
Особенности реализации экологических проектов рассматриваются в работах Л.И. Буровой, Ф.И. Гиренка, А.А. Горелова, В.А. Игнатовой, Н.Н. Моисеева, Л.П. Симоновой, И.В. Цветковой др.
В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на реализацию экологических проектов с младшими школьниками.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики;
- включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности;
- включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование;
- организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта;
- включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию, рефлексию проектной деятельности и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий.
2. Описать технологию реализации экологических проектов с младшими школьниками.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов.
4. Выявить уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Разработать и реализовать экологические проекты, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития познавательных УУД младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс экологических проектов, предусматривающий развитие познавательных универсальных действий младших школьников, может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Реализация с младшими школьниками экологического проекта «Что можно сделать из мусора?». Призер конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы,заключение, список литературы и информационных источников и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов» раскрыта сущность познавательных универсальных учебных действий в контексте ФГОС НОО, представлена технология реализации экологических проектов с младшими школьниками, охарактеризованы педагогические условия развития познавательных УУД младших школьников при реализации экологических проектов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 54 наименования.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование системы универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов, а также при реализации проектов, что в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса и условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Развитие познавательных универсальных учебных действий (далее УУД) у обучающихся может быть организовано в рамках проектной деятельности. Как отмечают М.Ю. Демидова, И.А. Колесникова, Г.А. Цукерман и др., обучение в проектной деятельности выступает способом формирования проектного способа взаимодействия с миром, развития познавательных универсальных учебных действий.
Теория и практика организации проектной деятельности обучающихся представлены в трудах Н.В. Матяш, И.С. Сергеевой, А.В. Бычкова и др.
Особенности реализации экологических проектов рассматриваются в работах Л.И. Буровой, Ф.И. Гиренка, А.А. Горелова, В.А. Игнатовой, Н.Н. Моисеева, Л.П. Симоновой, И.В. Цветковой др.
В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на реализацию экологических проектов с младшими школьниками.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики;
- включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности;
- включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование;
- организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта;
- включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию, рефлексию проектной деятельности и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий.
2. Описать технологию реализации экологических проектов с младшими школьниками.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов.
4. Выявить уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Разработать и реализовать экологические проекты, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития познавательных УУД младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс экологических проектов, предусматривающий развитие познавательных универсальных действий младших школьников, может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Реализация с младшими школьниками экологического проекта «Что можно сделать из мусора?». Призер конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы,заключение, список литературы и информационных источников и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов» раскрыта сущность познавательных универсальных учебных действий в контексте ФГОС НОО, представлена технология реализации экологических проектов с младшими школьниками, охарактеризованы педагогические условия развития познавательных УУД младших школьников при реализации экологических проектов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 54 наименования.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Под познавательными универсальными учебными действиями понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.
Развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников способствует проектная деятельность, в том числе и экологического содержания. Посредством проектной деятельности у младших школьников развиваются операции мышления: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и обобщения объектов. Экологический проект направлен на сохранение или улучшение качества окружающей среды, либо сопровождения (разработки компонентов) проектов деятельности, которая должна соответствовать определенным экологическим требованиям.
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики; включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности; включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование; организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта; включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию,рефлексию проектной деятельности и пр.
В МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством реализации экологических проектов.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития познавательных УУД обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание очень низкого и низкого уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно- экспериментальной работы разработку и реализацию экологических проектов, направленных на развитие познавательных учебных действий учащихся 3 «Г» класса (опытной группы) с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанных нами экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованные экологические проекты являются эффективными в процессе развития познавательных УУД младших школьников в рамках изучения предмета «Окружающий мир».
Развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников способствует проектная деятельность, в том числе и экологического содержания. Посредством проектной деятельности у младших школьников развиваются операции мышления: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и обобщения объектов. Экологический проект направлен на сохранение или улучшение качества окружающей среды, либо сопровождения (разработки компонентов) проектов деятельности, которая должна соответствовать определенным экологическим требованиям.
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики; включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности; включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование; организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта; включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию,рефлексию проектной деятельности и пр.
В МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством реализации экологических проектов.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития познавательных УУД обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание очень низкого и низкого уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно- экспериментальной работы разработку и реализацию экологических проектов, направленных на развитие познавательных учебных действий учащихся 3 «Г» класса (опытной группы) с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанных нами экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованные экологические проекты являются эффективными в процессе развития познавательных УУД младших школьников в рамках изучения предмета «Окружающий мир».
Подобные работы
- Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



