Реферат
Введение 5
1 Роль сувенирной продукции в продвижении территории 7
1.1 Изучение зарубежного и российского опыта продвижения территории с
использованием сувенирной продукции 7
1.2 Анализ ассортимента сувенирной продукции Пензенской области 21
1.3 Анализ покупательского спроса на рынке сувенирной продукции 33
2 Разработка мероприятий по продвижению Пензенской области
с использованием сувенирной продукции 41
2.1 Разработка вариантов мероприятий по продвижению Пензенской
области с использованием сувенирной продукции 41
2.2 Разработка путеводителя-справочника по продуктам территориальной
идентичности Пензенской области 51
2.3 Обоснование эффективности мероприятий по продвижению Пензенской
области с использованием сувенирной продукции 62
Заключение 67
Глоссарий 71
Список использованных источников 74
Приложения 78
Индустрия туризма на сегодняшний день - один из крупнейших секторов мировой экономики. Во многих странах мира туризм развивается как система, которая дает возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями этой страны и ее народа и обеспечивает доход. Помимо существенной статьи дохода, туризм также является фактором усиления престижа страны, повышая ее важность в глазах мирового сообщества и граждан.
В связи с пандемией Covid-19 в России среди туристов увеличился интерес к путешествиям внутри страны, так как долгое время люди были ограничены по въезду в иностранные государства. Однако возросший спрос на внутренний туризм неизбежно привел к появлению жесточайшей конкуренции территорий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с целью увеличения конкурентоспособности, а также спроса к дестинации, ее, равно как и любой иной продукт либо услугу, следует «продвигать». Сувенирная продукция является одним из важнейших инструментов продвижения территории. Помимо положительного имиджа территории, сувенир формирует мнение потребителей туристского продукта о регионе, информирует о существующих брендах и помогает наладить коммуникацию с туристами. Сувениры на длительное время сохраняют воспоминания о посещенных интересных местах и памятниках, о значимых событиях или важных датах, вызывают положительные эмоции и ассоциации. Кроме того, практически каждый турист, как правило, покупает сувенирную продукцию для своих родственников, друзей и коллег, посредством чего, они узнают об объектах природного и культурно-исторического наследия, туристских ресурсах и маршрутах той или иной территории.
Тем не менее, в настоящее время многие территории не обладают информацией о том, какие сувениры и как их использовать для эффективного продвижения. В частности, бренд Пензенской области недостаточно узнаваем на российском и мировом рынках. Активная политика по расширению ассортимента 5
сувениров за счет включения продуктов территориальной идентичности Пензенской области, информирование туристов и местных жителей касательно сложившихся брендов позволит увеличить популярность продуктов территориальной идентичности и повысить узнаваемость бренда Пензенской области.
Цель работы: разработать рекомендации по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
• изучить опыт продвижения территории с использованием сувенирной продукции в мире и в России;
• проанализировать ассортимент сувенирной продукции в Пензенской области;
• исследовать покупательский спрос на рынке сувенирной продукции;
• разработать варианты мероприятий по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции;
• разработать путеводитель-справочник по продуктам территориальной идентичности Пензенской области;
• обосновать эффективность разработки мероприятий по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции.
Объектом исследования выступает Пензенская область. Предметом исследования является возможность продвижения Пензенской области с использованием сувенирной продукции.
Методологическую основу проводимого исследования составили такие методы как: синтез, анализ, обобщение, индукция, классификация, дедукция, структурирование, сопоставление, систематизация и описание; анализ документов и научных теоретических работ, опрос.
В рамках выпускной квалификационной работы на тему «Продвижение Пензенской области с использованием сувенирной продукции» была поставлена цель - разработать рекомендации по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции. Путем выполнения следующих задач цель была достигнута:
• изучить особенности развития рынка сувенирной продукции в мире и в России;
• проанализировано состояние рынка сувенирной продукции в Пензенской области;
• исследован покупательский спрос на рынке сувенирной продукции;
• разработаны варианты мероприятий по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции
• разработан путеводитель-справочник по продуктам территориальной идентичности Пензенской области;
• обоснована эффективность разработки мероприятий по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции.
Результаты последовательных этапов исследования представлены в двух разделах данной выпускной квалификационной работы. Подводя итоги исследования, следует сделать выводы.
Первый раздел представленной работы помогает сделать вывод о том, что на сегодняшний день туризм в мире активно развивается, и сувениры - немаловажная часть бренда территории и самая доступная для туриста форма узнаваемости страны или города. Территории активно вкладываются в производство качественной сувенирной продукции; продумывают ее концепцию, основываясь на ассоциациях туристов; продвигают местных производителей. Следовательно, развитие и улучшение ассортимента сувенирной продукции - важная задача любого региона для повышения своей привлекательности среди других
территорий и развития туризма в целом. Было выявлено, что в Пензенской области есть большой потенциал для повышения узнаваемости бренда территории при помощи продуктов территориальной идентичности, но на данный момент это направление недостаточно развито. Проведенный анкетный опрос показал, что сувенирная продукция Пензенской области, представленная на рынке в большей степени не уникальна, и не идентифицирует Пензенскую область, так как в основном представлена товарами китайского производства и не удовлетворяет спрос потребителей. Потенциальные покупатели не осведомлены о том, что они могут увезти с собой в качестве сувенира, поскольку на данный момент регион продвигает лишь несколько брендов: абашевская игрушка, никольское стекло. Изделия народно-художественных промыслов слабо включены в рыночную ситуацию.
В втором разделе исследовательской работы, исходя из выявленных проблем, автором были разработаны варианты мероприятий по продвижению Пензенской области с использованием сувенирной продукции: включение сувенирной продукции в туристские маршруты по Пензенской области; создание официального сайта ассоциации «Ремесленная палата Пензенской области»; организация продажи продуктов территориальной идентичности Пензенской области на маркетплейсах; создание видео о продуктах территориальной идентичности; продвижение продуктов территориальной идентичности в социальных сетях. Основная цель - увеличение популярности продуктов территориальной идентичности Пензенской области и повышение уровня привлекательности региона для туристов.
Также был разработан путеводитель-справочник по продуктам территориальной идентичности Пензенской области. Основная цель - стимулирование и формирование спроса на продукты территориальной идентичности Пензенской области. Создание подобного путеводителя-справочника будет направлено не только на формирование спроса на сувенирную продукцию региона у потенциальных и реальных туристов, а также их информирование, но и патриотическое воспитание жителей данной местности, которые не знакомы с представ- 68
ленными в путеводителе брендами их района. Воплощение предложенной идеи в жизнь также поспособствует увеличению числа туристов на территориях района, которым будет интересно узнать о настоящем бренде, увидеть вживую и попробовать на вкус. Для создания путеводителя-справочника была создана классификация сувенирной продукции Пензенской области, а также предложены варианты продвижения....
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма Пензенской области на 2014-2022 годы» : утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2013 г. № 783.
2 Стратегия развития туризма в Пензенской области на период до 2035 года : утв. распоряжением Правительства Пензенской области от 21 декабря 2021 г. № 625-рП.
3 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ.
4 Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры : Товароведение и организация торговли : учеб. пособие для проф.-техн. училищ. - Москва: Высш. школа, 2008. - 300 с.
5 Жильцова М. А. Влияние народных художественных промыслов и брендовой сувенирной продукции на развитие туризма (на примере Владимирской области) // Актуальные вопросы теории и практики в сфере туризма и гостеприимства : сборник статей Межвузовской научно-практической студенческой конференции, Владимир, 23-24 марта 2021 г. / ред. колл. О. П. Звягинцева. - Владимир: Атлас, 2021. - С. 102-107.
6 Рамеева А. А. Рынок сувенирной продукции Калининграда: сравнительный анализ // Актуальные проблемы развития экономики и управления: Сборник научных трудов, Калининград, 15-16 ноября 2018 г. / Под ред. А. Я. Баринова. - Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2018. - С. 356-362.
7 Рябошапка Л. М. Исследование новых тем сувенирной продукции в сфере сервиса и туризма// Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы первой Международной научно-практической конференции, Калининград, 05-09 июля 2016 г. - Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2016. - С. 170-173.
8 Сильчева Л. В. Актуальность разработки сувенирной продукции для развития внутреннего туризма // Мода и дизайн. Инновационные технологии- 2016: материалы шестой Международной научно-практической конференции и десятой Международного конкурса молодых дизайнеров одежды, Владикавказ, 19-20 мая 2016 г. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2017. - С. 59-61.
9 Шаталов Г. В., Косых В. И. Туристический сувенир: от идеи до туриста : учеб. пособие. - М. : ООО Издательство «Питер», 2021. - 352 с.
10 Акинфеева И. И. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015 - № 5 - С. 305-314.
11 Важенина И. С. Бренд территории: определения, сущность, формирование / И. С. Важенина // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 9. - С. 34-42.
12 Гребенюк А. В. Сувенирная продукция как один из факторов формирования туристского имиджа // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 4. - С. 206-211.
13 Джанджугазова Е. А. Современный туристский рынок в период перемен // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2021. - № 1. - С. 1-15.
14 Доброскокова А. Р. Актуальные тренды развития сувенирной продукции на российском рынке // Студенческий вестник. - 2020. - № 26-1(124). - С. 6-8.
15 Казанцев, Ю. Ю. Роль маркетинга территорий в повышении туристской привлекательности региона // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014. - № 8. - С. 22-25....33