ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВА НА
КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 8
1.1 Общая характеристика конституционного права на бесплатную
юридическую помощь как средства обеспечения конституционного принципа равенства перед законом и судом 8
1.2 Принципы оказания юридической помощи 14
1.3 Виды субъектов конституционного права на юридическую
помощь 27
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 33
2.1 Актуальные вопросы эффективности оказания бесплатной
юридической помощи 33
2.2 Перспективы реализации права на квалифицированную юридическую помощь в современный период развития Российской
Федерации 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Возможность получения каждым человеком юридической помощи является важным благом в любом цивилизованном обществе. Радикальные экономические и социально-политические преобразования в современной России привели к возникновению новых общественных отношений, демократизации форм и методов их регулирования.
На этом фоне, увеличились потребности участников гражданских, уголовных, административных и иных правоотношений в получении квалифицированной юридической помощи. Не случайно в Конституции Российской Федерации 1993 г. особо выделено право на получение юридической помощи, чему и посвящается настоящая работа.
В Российской Федерации граждане имеют достаточно большое число прав и свобод. Граждане имеют право пользоваться ими по своему желанию.
Г осударство, в свою очередь, обязано создавать всевозможные способы и механизмы для реализации и защиты прав граждан.
Следует отметить, что с развитием государственности, новыми преобразованиями в политике и экономике, механизмы защиты прав человека начали приобретать все более и более демократические черты.
Демократизация сказалась и на оказание гражданам бесплатной юридической помощи.
Право на получение юридической помощи связано как с уголовно - правовыми, так и с гражданско-правовыми отношениями.
В последнее время большую актуальность приобретает оказание юридических услуг представителями, юридическими консультациями.
В современный период развития России гражданину получить квалифицированную помощь представляется не таким простым делом.
Поэтому потребность в получении качественных юридических услуг в нашем государстве постоянно возрастает.
Развиваются новые правоотношения - отношения собственности, компенсация морального вреда.
Все это способствует развитию правового института юридических услуг и право граждан на квалифицированное их получение.
Таким образом, актуальность работы заключается в исследовании проблем оказания юридических у слуг в России.
В законодательстве Российской Федерации содержатся нормы о праве граждан на юридическую помощь, однако, общие принципы ее оказания, ее реализация и обеспечение полностью не разработаны.
Исходя из вышеизложенного, основной целью работы является комплексный анализ права граждан РФ на квалифицированную юридическую помощь.
Задачами работы являются:
1) Проанализировать понятие и содержание конституционного права на бесплатную юридическую помощь как средства обеспечения конституционного принципа равенства перед законом и судом;
2) Рассмотреть принципы оказания юридической помощи;
3) Изучить виды субъектов, имеющих право на юридическую помощь;
4) Выявить актуальные проблемы эффективности оказания бесплатной юридической помощи;
5) Изучить перспективы реализации права на квалифицированную юридическую помощь в современный период развития Российской Федерации.
Вопросам становления и развития права на бесплатную юридическую помощь посвящены труды многих учёных, таких как Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.Д. Зорькина, М.В. Баглая, Г.Н. Комковой, В.И. Крусса, Г.В.Мальцева, В.С. Нерсесянца, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина и других.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающие в результате реализации права граждан России на квалифицированную юридическую помощь....
Конституция Российской Федерации гарантирует право личности на получение квалифицированной юридической помощи. Это означает, что государство накладывает на себя обязанность обеспечения данного конституционного права. Особенность его состоит в том, что посредством права на получение квалифицированной юридической помощи можно защитить все остальные права и свободы человека и гражданина. Поэтому обеспечение права каждого на получение квалифицированной юридической помощи является одной из основных задач государства, поскольку этим достигаются конституционные гарантии прав и свобод.
Вместе с тем следует констатировать, что до сих пор законодательство о юридической помощи не приобрело качества системности, в том числе, вероятно, и по той причине, что преобладает узкий подход к содержанию права на квалифицированную юридическую помощь как имеющего исключительно судебно-процессуальное предназначение.
Важно отметить, что логика построения ст. 48 Конституции РФ заключается в том, что право на получение квалифицированной юридической помощи не ограничивается правом пользования помощью адвоката (и соответственно правом на защиту): они соотносятся между собой как общее и частное.
Иными словами, право на получение квалифицированной юридической помощи по своему нормативному содержанию шире и богаче, чем право на защиту; оно не ограничивается только лишь адвокатской практикой, но включает в себя, например, нотариальную, иные виды юридической помощи, имеющие важное значение при выстраивании гармоничных отношений между личностью и властью на основе права.
Между тем на формально-юридическом, законодательном уровне эти моменты не всегда учитываются, начиная с того, что в российском законодательстве до настоящего времени не закреплено понятие 52
«квалифицированная юридическая помощь»; законом не определены четкие, ясные, определенные требования к квалификации лиц, призванных на профессиональном уровне оказывать юридическую помощь, чем может быть поставлена под сомнение сама возможность надлежащей реализации соответствующего конституционного права; за пределами правового регулирования отношений, связанных с предоставлением
квалифицированной юридической помощи, остается множество вопросов по оказанию соответствующих услуг бесплатно, включая вопросы возмещения адвокатским палатам средств, затраченных ими на предоставление бесплатной юридической помощи; на федеральном уровне не установлены единые общероссийские (базовые), не зависящие от характера юридического процесса, в рамках которого лицу требуются соответствующие услуги, стандарты предоставления квалифицированной юридической помощи, в связи, с чем создается угроза нарушения принципа равенства права на квалифицированную юридическую помощь; в законодательстве отсутствуют ясные концептуальные подходы к
разграничению полномочий по вопросам финансового обеспечения бесплатной юридической помощи между уровнями публичной власти, включая местное самоуправление.
Разрешение названных и других проблем предполагает активную работу по выявлению и последовательной нормативно-правовой конкретизации закрепленных в Конституции РФ принципов и норм, определяющих фундаментальные основы права на квалифицированную юридическую помощь, которые могли бы получить свое законодательное закрепление в Федеральном законе «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации».
Данный подход, связанный с целесообразностью принять специальный законодательный акт в порядке конкретизации ст. 48 Конституции РФ, нашел признание (по крайней мере, косвенное) и в одном из недавно принятых постановлений Конституционного Суда РФ, которое получило достаточно широкую известность как решение по делу о «гонораре успеха»....
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации принята 21 дек. 1965 г. Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. - 1969. - № 25. - Ст. 219.
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята 18 дек. 1979 г. Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости ВС СССР. - 1982.- № 25. - Ст. 464.
4. Конвенция о правах инвалидов: принята 13 дек. 2006 г. Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 6. - Ст. 468.
5. Закон РФ от 02.071992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 19.07.2018) // ВСНД и ВС РФ. - 1992.- № 33. - Ст. 1913.
6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (в ред. от 26.07.2019) // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 12. - Ст. 425.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях» (в ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 21. - Ст. 1930.
8. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 3. - Ст. 3802.
10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4108.
11. Федеральный закон от 25.07. 2002 № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30.- Ст. 3032.
12. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной
юридической помощи в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 48.- Ст. 6725.
13. Модельный закон для субъектов РФ «О мерах по обеспечению доступной для населения юридической помощи и содействию адвокатской деятельности в субъекте РФ». Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант»: [Электронный ресурс] // www.garant.ru.
14. Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 27.03.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42.- Ст. 4108.
15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» (в ред. от 30.03.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18. (часть II).- Ст. 2158....47