Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ В ОРАНЖЕРЕЕ ПЕНЗЕНСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Работа №147883

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Квест-экскурсия как эффективная форма организации образовательного
процесса по биологии 6
1.2 Межпредметные связи в обучении биологии 10
1.3 Пути реализации и планирования межпредметных связей с помощью
квест-экскурсии в оранжерее 15
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 19
3.1 Основные этапы проведения и особенности подготовки квест-экскурсии в
оранжерее Пензенского ботанического сада 19
3.2 План-конспект квест-экскурсии в оранжерею Пензенского ботанического
сада 22
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55

Одной из важных задач образования является формирование у обучающихся целостной картины мира, поэтому при изучении школьных дисциплин, углубленно прорабатывающих одну сторону действительности, важно помогать ученикам выстраивать связи, позволяющие интегрировать эти представления в единую систему, то есть выстраивать так называемые межпредметные связи [4, 5, 8, 25]. Под этим термином понимают взаимодействия между структурными элементами содержания разных наук, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях[17, 26, 34]. Умение педагога выстраивать межпредметные взаимодействия - важнейшая составляющая профессиональных компетенций [9, 12, 22, 23, 31], в том числе при изучении биологии [3, 16]
Для формирования межпредметных связей большие возможности предоставляет такая форма как школьные биологические экскурсии [7, 13, 18, 19, 30, 32, 35, 36, 38]. В настоящее время активно идёт поиск новых форм организации экскурсий, более интерактивных, с большей вовлечённостью её участников в частично-поисковую, исследовательскую деятельность, с привлечением игровых, соревновательных моментов для активизации мотивационного аспекта, повышения эффективности экскурсии. Квест- экскурсии - одна из наиболее перспективных форм работы в данном направлении. Квест-экскурсия (от англ, «quest» - искать) - это особая форма экскурсии, в ходе которой предусмотрено последовательное прохождение участниками нескольких этапов, на каждом из которых предусмотрено решение определённых задач, связанных с поиском информации, её анализом, выполнением индивидуальных и коллективных заданий для достижения всей группой определённой финальной цели. Экскурсовод при этом выступает в роли наставника, направляющего, корректирующего, мотивирующего участников. Показан большой положительный опыт и высокая эффективность квест-экскурсий у обучающихся всех возрастных групп [2, 20].
Оранжерея ботанического сада имени И.И. Спрыгина, несмотря на непродолжительную современную историю своего существования, успешно развивает учебно-просветительское направление деятельности, однако её возможности в этой сфере используются ещё далеко не полностью [37].
Одним из интереснейших тропических видов из коллекции оранжереи является кофейное деревоCoffea arabica L. Учитывая огромное экономическое значение этого вида, увлекательную историю введения в культуру[1], своеобразные биологические и экологические черты [10, 11, 14] заметное влияние на историю развития многих государств, на формирование культурных ценностей, принимая во внимание сильное физиологическое действие содержащихся в нём веществ на наш организм[15], кофейное дерево, на наш взгляд, является очень перспективным объектом.
В связи с этим, цель данной работы: разработка квест-экскурсии «Кофейные истории» для обучающихся старших классов, направленной на установление межпредметных связей в области биологии, химии, русского языка и литературы, географии, изобразительного искусства и истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. По литературным данным выявить принципы организации интерактивных форм экскурсии, в том числе квест-экскурсии, и их возможности для установления межпредметных связей.
2. Изучить особенности биологии и экологии, агротехники возделывания Coffea агаЫсаь условиях оранжереи Пензенского ботанического сада.
3. Разработать квест-экскурсию «Кофейные истории», направленную на формирование межпредметных связей в области биологии, химии, русского языка и литературы, географии, изобразительного искусства и истории.
4. Оценить эффективность данной формы работы с обучающимися среднего и старшего звена (апробация).
Предмет исследования: учебно-методическое содержание квест- экскурсии в Пензенский ботанический сад....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. По литературным данным установлены принципы организации квест-экскурсии, намечен круг дисциплин, с которыми возможно установление межпредметных связей при изучении биологии тропических и субтропических культур.
2. Выявлены особенности биологии и экологии Coffea arabica, в условиях закрытого грунта. Условия оранжереи позволяют виду осуществлять полный жизненный цикл, включая образование выполненных семян, обусловливающих вторичную интродукцию.
3. Разработана квест-экскурсия «Кофейные истории», направленная на формирование межпредметных связей в области биологии, химии, русского языка и литературы, географии, изобразительного искусства и истории, в основе которой преобладают групповые формы работы. Разнообразные формы работы (рассказ, эвристическая беседа, работа с дидактическими карточками, практическая работа, выполнение биологического рисунка, работа с контурной картой, игровые формы) поддерживает на высоком уровне мотивацию в процессе всей работы, препятствует утомляемости.
4. Установлена высокая эффективность данной формы экскурсии с обучающимися среднего и старшего звена (апробация).


1. Акимушкин И. Занимательная биология. М.: Молодая Гвардия,2016. С. 336.
2. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1(20). С. 14-17.
3. Анисимова Ю.В. Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе //Школьная педагогика. 2023. №2(28). С. 29-31.
4. Баева К.А., Малыгина А.С., Решетникова Т.Б. Межпредметные связи на уроках биологии // Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения. Сборник научных статей. Саратов, 2019. С. 15-18.
5. Баляйкина В.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. Межпредметные связи как принцип организации обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=29320 (дата обращения: 30.05.2023).
6. Березина Н.А.,АфанасьеваН.Б. Экология растений: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 400.
7. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
8. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. С. 266.
9. Елагина В.С. Дидактические основы подготовки учителей к реализации межпредметных связей в школе. Челябинск, 2000. 158 с.
10. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М: Академия, 2006.464 с.
11. Жмылев П.Ю., Алексеев.Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин.С.А. Биоморфология растений: иллюстрированный словарь. Учебное пособие. М.: 2002.
12. ЗверевИ.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 64 с.
13. Ибрагимова Х.Г. Роль экскурсий при обучении биологии в средней школе И Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. №2(60). С. 101-106.
14. Имханицкая Н.Н. Семейство Мареновые // Жизнь растений. В 6- ти т. / Под ред. Тахтаджяна А.Л. Т. 5.2. М.: Просвещение, 1982. С. 353-358.
15. Кароматов И.Д., Каримов М.Б. Кофе как лечебное и профилактическое средство И Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина». 2019 №3. С. 152-166...38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ