ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Квест-экскурсия как эффективная форма организации образовательного
процесса по биологии 6
1.2 Межпредметные связи в обучении биологии 10
1.3 Пути реализации и планирования межпредметных связей с помощью
квест-экскурсии в оранжерее 15
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 19
3.1 Основные этапы проведения и особенности подготовки квест-экскурсии в
оранжерее Пензенского ботанического сада 19
3.2 План-конспект квест-экскурсии в оранжерею Пензенского ботанического
сада 22
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
Одной из важных задач образования является формирование у обучающихся целостной картины мира, поэтому при изучении школьных дисциплин, углубленно прорабатывающих одну сторону действительности, важно помогать ученикам выстраивать связи, позволяющие интегрировать эти представления в единую систему, то есть выстраивать так называемые межпредметные связи [4, 5, 8, 25]. Под этим термином понимают взаимодействия между структурными элементами содержания разных наук, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях[17, 26, 34]. Умение педагога выстраивать межпредметные взаимодействия - важнейшая составляющая профессиональных компетенций [9, 12, 22, 23, 31], в том числе при изучении биологии [3, 16]
Для формирования межпредметных связей большие возможности предоставляет такая форма как школьные биологические экскурсии [7, 13, 18, 19, 30, 32, 35, 36, 38]. В настоящее время активно идёт поиск новых форм организации экскурсий, более интерактивных, с большей вовлечённостью её участников в частично-поисковую, исследовательскую деятельность, с привлечением игровых, соревновательных моментов для активизации мотивационного аспекта, повышения эффективности экскурсии. Квест- экскурсии - одна из наиболее перспективных форм работы в данном направлении. Квест-экскурсия (от англ, «quest» - искать) - это особая форма экскурсии, в ходе которой предусмотрено последовательное прохождение участниками нескольких этапов, на каждом из которых предусмотрено решение определённых задач, связанных с поиском информации, её анализом, выполнением индивидуальных и коллективных заданий для достижения всей группой определённой финальной цели. Экскурсовод при этом выступает в роли наставника, направляющего, корректирующего, мотивирующего участников. Показан большой положительный опыт и высокая эффективность квест-экскурсий у обучающихся всех возрастных групп [2, 20].
Оранжерея ботанического сада имени И.И. Спрыгина, несмотря на непродолжительную современную историю своего существования, успешно развивает учебно-просветительское направление деятельности, однако её возможности в этой сфере используются ещё далеко не полностью [37].
Одним из интереснейших тропических видов из коллекции оранжереи является кофейное деревоCoffea arabica L. Учитывая огромное экономическое значение этого вида, увлекательную историю введения в культуру[1], своеобразные биологические и экологические черты [10, 11, 14] заметное влияние на историю развития многих государств, на формирование культурных ценностей, принимая во внимание сильное физиологическое действие содержащихся в нём веществ на наш организм[15], кофейное дерево, на наш взгляд, является очень перспективным объектом.
В связи с этим, цель данной работы: разработка квест-экскурсии «Кофейные истории» для обучающихся старших классов, направленной на установление межпредметных связей в области биологии, химии, русского языка и литературы, географии, изобразительного искусства и истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. По литературным данным выявить принципы организации интерактивных форм экскурсии, в том числе квест-экскурсии, и их возможности для установления межпредметных связей.
2. Изучить особенности биологии и экологии, агротехники возделывания Coffea агаЫсаь условиях оранжереи Пензенского ботанического сада.
3. Разработать квест-экскурсию «Кофейные истории», направленную на формирование межпредметных связей в области биологии, химии, русского языка и литературы, географии, изобразительного искусства и истории.
4. Оценить эффективность данной формы работы с обучающимися среднего и старшего звена (апробация).
Предмет исследования: учебно-методическое содержание квест- экскурсии в Пензенский ботанический сад....
1. По литературным данным установлены принципы организации квест-экскурсии, намечен круг дисциплин, с которыми возможно установление межпредметных связей при изучении биологии тропических и субтропических культур.
2. Выявлены особенности биологии и экологии Coffea arabica, в условиях закрытого грунта. Условия оранжереи позволяют виду осуществлять полный жизненный цикл, включая образование выполненных семян, обусловливающих вторичную интродукцию.
3. Разработана квест-экскурсия «Кофейные истории», направленная на формирование межпредметных связей в области биологии, химии, русского языка и литературы, географии, изобразительного искусства и истории, в основе которой преобладают групповые формы работы. Разнообразные формы работы (рассказ, эвристическая беседа, работа с дидактическими карточками, практическая работа, выполнение биологического рисунка, работа с контурной картой, игровые формы) поддерживает на высоком уровне мотивацию в процессе всей работы, препятствует утомляемости.
4. Установлена высокая эффективность данной формы экскурсии с обучающимися среднего и старшего звена (апробация).