Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку лиц в условиях пенитенциарных учреждений 6
1.1 Формирование гуманистических ценностей как цель
воспитания и обучения в пенитенциарных учреждениях (на примере дисциплины «Иностранный язык») 6
1.2 Особенности организации урока иностранного языка в
условиях пенитенциарных учреждений 14
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методические основы обучения английскому языку лиц в условиях пенитенциарных учреждений 28
2.1 Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» в
условиях пенитенциарных учреждений 28
2.2 Конспект урока английского языка по формированию
гуманистических ценностей в условиях пенитенциарных учреждений 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Библиографический список 53
Одним из важных направлений государственной политики в области образования является исправление и перевоспитание осужденных в рамках исполнения уголовного наказания. Статья 80. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» «Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей» гарантирует лицам, содержащимся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, создание условий для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [27].
Влияние учебно-воспитательного процесса на личность, находящуюся в местах лишения свободы, рассматривает отдельная отрасль педагогического знания - пенитенциарная педагогика. По мнению В. И. Загвязинского, современные тенденции пенитенциарной педагогики обусловливают систему социально-педагогических воздействий на осужденных, гуманизацию данного процесса, привлечение общественных организаций к работе с заключёнными, подготовку педагогических кадров для исправительных учреждений [6, с. 269].
Пенитенциарное учреждение - тюрьма, колония, лагерь или иное закрытое учреждение, предназначенное для отбывания уголовного наказания, а также для предварительного заключения лиц, подозреваемых в преступлении.
Пенитенциарная система России ориентирована на решение основной задачи - исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.
Пенитенциарная педагогика рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях. К специфическим принципам воспитания в пенитенциарной педагогике относятся: гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности.
В свою очередь система языкового образования рассматривается Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез как совокупность социальных институтов, деятельность которых направлена на приобщение обучающихся к современным неродным языкам. Данная система всё более явно превращается из жёстко централизованной и монолитно устойчивой в открытую для оперативных изменений, не ограничивающую свободу выбора личности [5, с. 30-31].
В данной работе считаем возможным утверждать, что пенитенциарная система (государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом) и система языкового образования (совокупность образовательных процессов в области неродных языков) имеют смежные области исследования совершенствования процесса обучения иностранным языкам в условиях исправительного учреждения, профилактики правонарушений и предупреждения преступности средствами учебного предмета «Иностранный язык». Выявленные обстоятельства подтверждают актуальность проведённого исследования.
Цель исследования - изучение теоретических основ процесса обучения иностранному языку лиц в условиях пенитенциарных учреждений.
Задачи исследования:
• выявить возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования гуманистических ценностей лиц, обучающихся в пенитенциарных учреждениях;
• выявить и описать особенности организации урока иностранного языка для лиц, обучающихся в условиях пенитенциарных учреждений;
• разработать рабочую программу по дисциплине «Английский язык» и конспект урока английского языка по формированию гуманистических ценностей в условиях пенитенциарных учреждений.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в условиях пенитенциарных учреждений....
Проведённое исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения.
При решении первой задачи исследования были выявлены возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования гуманистических ценностей лиц, обучающихся в пенитенциарных учреждениях.
Во ФГОС ООО отчётливо обозначены следующие приоритеты образования: формирование активной жизненной позиции; формирование самостоятельности в определении своих целей и планировании путей их достижения; способности нести ответственность за свои действия; осознанного подхода к выбору решений; критичности в оценке своих поступков и окружающих событий.
Человек, обладающий активной, самостоятельной жизненной позицией, может критично подойти к решению проблемы, сделать осознанный выбор и ответственно относиться к своим поступкам. Формирование именно этих качеств и ценностных ориентиров является приоритетной задачей воспитания и обучения лиц в условиях пенитенциарных учреждений. Так, процесс обучения иностранному языку в пенитенциарных учреждениях способствует формированию гуманистических ценностей осужденных, содействует исправлению и перевоспитанию осужденных в рамках исполнения уголовного наказания.
В соответствии со второй задачей исследования были выявлены и описаны особенности организации урока иностранного языка в условиях пенитенциарных учреждений.
1. Планирование учебного процесса на уроке имеет своей целью обеспечить достижение практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач преподавания иностранных языков в соответствии с основными чертами коммуникативного метода обучения иностранным языкам. В условиях пенитенциарных учреждений достижение обучающимися (осужденными) воспитательных целей и задач является приоритетным.
2. Конкретные задачи каждого урока вытекают из задач, решаемых на предыдущем уроке с расчётом на последующий, а содержание предыдущего урока определяет содержание следующего, в ходе которого продолжается совершенствование речевых навыков в новых контекстах и ситуациях. Что касается обучения осужденных, содержание уроков иностранного языка взаимосвязано и логично только в период нахождения их в исправительных учреждениях. Отрыв от постоянных занятий обусловливает отрывочные, бессистемные знания, даже при чётко выстроенном учебном процессе.
3. Педагогу, планирующему урок иностранного языка, следует тщательно продумать и включить в структуру урока на всех его этапах не только приёмы создания искусственной иноязычной среды, но и приёмы создания положительного эмоционального настроя при помощи доброжелательной атмосферы доверия и одобрения.
4. Использование на уроке проблемных ситуаций нравственного выбора предоставляет обучающимся (осужденным) возможность ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, принимать верные решения.
5. Урок состоит из компонентов, которыми являются упражнения и их блоки. Упражнения и их блоки соотносятся со стадиями усвоения материала - стадиями формирования навыков и стадиями развития умения: на каждой из стадий для достижения какой-либо частной, подчиненной задачи используется блок упражнений; каждый блок состоит, как правило, из нескольких упражнений, но может состоять и из одного. Если урок направляется целью, то блок - задачей, а упражнение - установкой.
6. Отбор языкового материала при планировании урока иностранного языка, предполагающий некоторую избыточность, учитывающий возможности и потребности учащихся, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности позволяет осуществить дифференцированный подход.
Обобщая сказанное, отметим, что учёт выявленных особенностей является одним из важных условий целенаправленного педагогического процесса по усвоению иностранного языка обучающимися (осужденными) и воспитанию у них гуманистических ценностей в условиях пенитенциарного учреждения.
В соответствии с третьей задачей исследования были разработаны рабочая программа по дисциплине «Английский язык» и конспект урока английского языка по формированию гуманистических ценностей в условиях пенитенциарных учреждений.
Результаты и общие выводы свидетельствуют о том, что цели и задачи исследования достигнуты.
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977.
3. Булатова О.С. Искусство современного урока.- М.: Академия, 2007.
4. Бухбиндер В.А. Основные типы уроков иностранного языка и их дидактико-методические модели. - М.: «Русский язык», 1991.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. -М.: Академия, 2006.
6. Загвязинский В.И. Роль учителя в подготовке и проведения урока. - М.: Просвещение, 2006.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
8. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011.
9. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика. - Минск: АПО, 2001.
10. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка // Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов. - Самара: Универс-групп, 2006.
11. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Академия,2002.
12. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - СПб.: КАРО, 2006.
13. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.
14. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М.: Просвещение, 2007.
15. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 2006....29