Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Методика выполнения аппликаций на уроке технологии 14
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при выполнении аппликаций 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
при выполнении аппликаций 29
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 29
2.2. Реализация серии уроков технологии, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 48
Список использованной литературы и информационных источников 50
Приложения 57
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) одним из важнейших видов универсальных учебных действий младших школьников являются коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В современном постиндустриальном обществе наблюдается тенденция, согласно которой ввиду развития информационных технологий и упразднения процесса общения уже у детей младшего школьного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Современное состояние проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы характеризуется разносторонностью вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в данной области. С исследованием коммуникативных универсальных учебных действий учащихся связано научное творчество педагогов и психологов. В их работах рассматриваются различные стороны интересующей нас темы.
Методические и теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников, рассматриваются в работах:
Л.П. Перфильевой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, и др.
Проблемы межличностного взаимодействия рассматривали: Л.П. Буева, Н.В. Казаринова, А.С. Белкин, С.Ю. Егорихина, В.А. Казанцева, Л.С. Выготский, Е.С. Лукьяненко, Л.И. Божович, М.Е. Сачкова,
А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, Д.Б. Эльконин, Е.В. Сергеева, А.А. Люблинская, А.А. Крылов, С.В. Кондратьев и др.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены практические пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, в частности при выполнении младшими школьниками аппликаций. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса при выполнении аппликаций.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций».
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций и доказать их эффективность.
Объект исследования - выполнение аппликаций младшими школьниками.
Предмет исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Выявить технологические особенности выполнения аппликаций.
3. Определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при выполнении аппликаций.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников при выполнении аппликаций.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций будет эффективным при соблюдении педагогических условий:
Создание ситуации коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации; устранение коммуникативных трудностей и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальная работа, ее качественный и количественный анализ.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (МБОУ «СОШ №8») г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявлены и охарактеризованы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий, выявлен уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций, проведена серия уроков, которая может быть использована в работе учителей начальных классов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования.
В первой главе «Сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий, определено состояние исследуемой проблемы в теории и практической деятельности начальной школы.
Во второй главе «Технология выполнения аппликаций в начальной школе» описаны содержание и методики опытно-экспериментальной работы, проведена реализация серии уроков технологии.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 52 наименования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Обобщение результатов теоретического анализа психолого¬педагогической литературы по изучению формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций, позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи, а именно:
1. Раскрыты теоретические и практические предпосылки формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций, на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Выявлен уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. Реализована серия уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций, опытно-экспериментальным путем проверена ее эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно- экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы.
Коммуникативными универсальными учебными действиями являются такие действия, которые обусловливают социальный интеллект, способность учитывать мнение других людей, способность слушать и вести диалог, а также эффективно сотрудничать с другими людьми.
Одним из способов формирования коммуникативных УУД младших школьников является вовлечение их в деятельность по изготовлению аппликаций при соблюдении педагогических условий: создание ситуации коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации, диалоговую форму и т.д.; устранение коммуникативных трудностей и др.
Проведена опытно-экспериментальная работа.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы подтвердил гипотезу о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций будет эффективным при использовании: групповой работы, проектной деятельности, беседы.
В экспериментальном классе в сравнении с контрольным классом в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы произошло увеличение числа учащихся с высоким уровнем коммуникативных УУД.
Изучив результаты опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что серия уроков по технологии с применением аппликации является эффективной для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. По данным диагностики формирования коммуникативных УУД у учащихся стало выше умение слушать, умение передавать информацию и передавать ее с нужным смыслом, умение понимать мнение другого возросло, умение адекватно оценивать себя и других, умение диалогового общения, умение решать конфликтные ситуации и т. д.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2015. - 233 с.
2. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников [Текст] / И.Н. Агафонова. - М.: Управление начальной школой, 2016. - 147 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - М.: Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 608 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] /А.Г. Андреев. - М.: Казань, 2015. - 568 с.
5. Белорыбкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белорыбкина. - М.: Ярославль, 2015. - 240 с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - М.: 2014. - 29 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Когито центр, 2014. - 2280 с.
8. Бодалев, А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - 188 с.
9. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией [Текст] / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2014. - 230 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: 2011. - 65 с.
11. Буева, Л.П. Деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. -М.: 2008. - 160 с.
12. Веселкова, О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников [Текст] / О.А. Веселкова. - М.: Омск, 2011. - 21 с.
13. Выгонов, В.В. Я иду на урок в начальную школу [Текст] /В.В. Выгонов. - М.: 2016. - 140 с.
14. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению [Текст] / В.В. Выгонов. - М.: Слово, 2015. - 134 с.
15. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2014. - 415 с.
16. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова. - М.: Ижевск, 2015. - 200 с.
17. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2015. - 233 с.
18. Горбунова, Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival/Iseptember.ru/ 13.04.2018 15:40:15
19. Гусаков, А.М. Методика трудового обучения [Текст] / A. М. Гусаков. - М.: Просвещение, 1990. - 120 с.
20. Егорихина, С.Ю. Организация межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3100 05.05.2018 10:10:23
21. Зуева, О.Л. Уроки труда в начальной школе [Текст] / О.Л. Зуева. - М.: Илекса, 2014. - 120 с.
22. Карабанова, О.А. Возрастная психология [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 240 с.
23. Касаткина, Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Ю.В. Касаткина. - М.: Ярославль: «Академия развития», 2011. - 163 с.
24. Казаринова, Н.В. Межличностное общение [Текст] / Н.В. Казаринова. - М.: СПБ, 2010 112 с.
25. Казанцева, В.А. Методы и приемы формирования культуры межличностного общения младших школьников [Текст] / B. А. Казанцева. - М.: 2014. - 20 с.
26. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст] / Е.В. Коблянская. - М.: Санкт-Петербург, 2010. - 16 с.
27. Конышева, Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда [Текст] / Н.М. Конышева. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 88 с.
28. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе [Текст] / Н.М. Конышева. - М.: 2016. - 296 с.
29. Кондратьев, С.В. Практическая психология [Текст] /С.В. Кондратьев. - М.: 2014. - 72 с.
30. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2014. - 418 с.
31. Крылов, А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] / А.А. Крылов. - М.: Питер, 2011 106 с.
32. Куницына В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына. - М.: Питер, 2014. - 234 с.
33. Лазуренко, Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения [Текст] / Е.Ю. Лазуренко. - М.: Воронеж, 2014. - 67 с.
34. Лисина, М.И. Общение и речь [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2011. - 208 с.
35. Лукьяненко, Е.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников [Текст] / Е.С. Лукьяненко. - М.: 2014. - 136 с.
36. Люблинская, А.А. Учителю психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение 2014. - 47 с.
37. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст] / Н.А. Лямскина. - М.: Курск: 2015. - 89 с.
38. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / О.Г. Мишанова // Издательство «Спутник +». - 2015. - № 7. - С. 47-49.
39. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] / И.М. Михайлова. - М.: Псков, 2016. - 208 с.
40. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст] / О.Н. Мостова. - М.: 2016. - 146 с.
41. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов [Текст] / Е.Ю. Никитина. - М.: 2016. - 154 с.
42. Николаенко, Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах [Текст] / Н.Н. Николаенко. - М.: Граф-пресс, 2011. - 260 с.
43. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 240 с.
44. Перфильева, Л.П. Проблематика и теоретико¬методологические аспекты формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников [Текст] / Л.П. Перфильева. - М.: ВЛАДОС, 2016. - С. 41.
45. Подласый, И.П. педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 464 с.
46. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников [Текст] / М.Е. Сачкова. - М.: 2011. - С. 252-256.
47. Сергеев, Е.В. Начальная школа Плюс. До и После. [Текст] / Е.В. Сергеев. - 2010. - С. 20-23.
48. Тищенко, В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа //http://www/rusnauka.com/ 01.05.2018 09:40:40
49. Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://минобарнауки.рф/gокументы/922 15.04.2018 10:10:38
50. Щербинкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст] / И.К. Щербинкин. - М.: Просвещение, 2009. - 247 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2009. - 118 с.
52. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников [Текст] / Л.А. Ясюкова. - М.: 2016. - 116 с.