Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культуры

Работа №14782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы93стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
920
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культурой 8
1.1. Экологическое воспитание как социально -педагогическая проблема 8
1.2. Характеристика и особенности экологических представлений
дошкольников на разных возрастных этапах 17
1.3. Занятия физической культурой в экологическом воспитании
дошкольников 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культурой 43
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 43
2.2. Реализация серии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников 49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


Сегодня особенно остро стоит вопрос об изменении деятельности человека сообразно экологическим законам. Этого невозможно достичь без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества. Отчуждённость человека от природы многократно усиливается высокими темпами урбанизации, засильем технократического мышления, социальными условиями. Необходим комплекс специальных мер для формирования нового экологического мышления.
Экологическое образование становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Любовь к природе у ребёнка не может быть абстрактной, она всегда конкретна и возникает лишь в результате непосредственного положительного эмоционального контакта с ней.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, деятельны. Удивление и восхищение ребёнка можно вызвать, раскрывая необыкновенное многообразие растений и животных, особенности их размножения и поведения, совершенство приспособлений к среде обитания, теснейшие экологические связи между разными видами и группами живых существ, наконец, красоту их форм, окраски, движений. В этом возрасте закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям [17].
Показателями экологической воспитанности являются:
- ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту;
- понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом;
- практические умения гуманного с ними обращения;
- действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для питомцев, проживающих под одной крышей с ребенком.
В связи с этим, экологическое образование, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде, здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья дошкольного обучения.
В этой системе особое место принадлежит дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) - важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношении к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знании об окружающем мире. В ДОУ многие занятия могут быть направлены на экологическое воспитание детей: прогулки и экскурсии, наблюдения и эксперименты, занятия физической культурой и пр.
Методологические основы решения задач экологического воспитания и формирования экологической культуры подрастающего поколения определялись в работах Н.В. Бутенко, В.В. Васюковой, И.Д. Зверева, В.А. Зебзеевой, Н.Н. Николаевой, И.В. Цветковой и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема характеристики возможности организации экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культурой.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача экологического воспитания является важной в системе дошкольного образования.
Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: организация экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культурой.
Гипотеза исследования: специально организационная система занятий, в том числе по физической культуре, с учетом возрастных и индивидуальных характеристик детей будет способствовать экологическому воспитанию дошкольников.
Гипотеза: формирование представлений детей дошкольного возраста при изучении физических упражнений, игр, эстафет на экологическую тематику, будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация наблюдений за объектами природы во время прогулок;
- использование подвижных игр экологической тематики;
- организация экологических эстафет
Цель исследования: Изучить возможность формирования
экологических знаний у дошкольников средствами физической культуры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность экологического воспитания как социально- педагогической проблемы.
2. Дать характеристику экологических представлениям дошкольников на разных возрастных этапах.
3. Рассмотреть возможности использования занятий физической культурой в экологическом воспитании дошкольников.
4. Определить уровень сформированности экологических представлений дошкольников.
5. Провести экспериментальную работу по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях физической культурой, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретические - анализ литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: наблюдение, тестирование.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ Детский сад №2 «Радость», города Бийска.
Апробация исследования: отдельные темы исследования обсуждались на семинарах и городских метод объединениях.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений, а также могут послужить материалом для разработки специальных курсов, семинаров по обогащению педагогического опыта как на городских метод объединениях, так и на базе детского сада.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами была достигнута цель исследования, которая заключалась в изучении организации экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Нами были решены следующие задачи:
1. Дать характеристику экологического воспитания как социально - педагогической проблемы. Таким образом, в первой главе анализ психолого¬педагогической литературы показал, что современное образование актуализировало проблему педагогической компетенции педагогов, так как именно сегодня обострено состояние культуры молодого поколения, чью интеллектуальную и духовную культуру определяет педагог. Сущность педагогической компетенции понимается как комплекс свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
2. Рассмотрено экологическое образование дошкольников. В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
«Организм и среда» - взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
3. Изучена характеристика и особенности экологических представлений дошкольников. Экологическое образование ребенка- дошкольника должно начинаться с усвоения детьми знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более же частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические знания должны выводиться из обобщенно-теоретического знания как из своей единой генетической основы. Необходимо уже на начальных этапах ввести в сознание и мышление дошкольников, основные научные, экологические и нравственно-экологические понятия.
4. Определить уровень сформированности экологических представлений дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня сформированности экологических представлений дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. Поведенное исследование на констатирующем этапе показало, что у дошкольников не достаточно высоко развит уровень экологических знаний.
5. Нами была проведена работа по формированию экологических представлений дошкольников дошкольном образовательном учреждении. Работа проводилась в три этапа, на первом этапе проводилась работа с педагогами, на втором этапе работа с дошкольниками, на третьем этапе проводилось обобщение проведенной работы с детьми.
6. Результаты экспериментальной работы показали, что у дошкольников уровень развития экологических знаний на контрольном этапе значительно повысился, что говорит об эффективности проведенной работы с детьми.
Таким образом, экологическое воспитание имеет ступенчатый характер, т. е. сначала происходит формирование экологических представлений, затем развитие экологического сознания и чувств, потом формируются убеждения в необходимости экологической деятельности, потом выработка навыков и привычек поведения в природе, и в заключении формируется преодоление в характере у детей потребительского отношения к природе.



1. Аветисян, Л. Формирование логического мышления в процессе ознакомления с природой [Текст] / Л. Аветисян //Дошкольное воспитание, 2011 №2 - 150с.
2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М., 2012 - 230с.
3. Атиева, Г. 3. Формирование экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. 3. Атиева // Вестник ВЭГУ.
- 2013 - № 1. - С. 34-40.
4. Беляева, И. В. Система работы старшего воспитателя с педагогами по подготовке, организации и проведению экологических праздников и развлечений в ДОУ для детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Беляева // Первое сентября. - 2013. - №2 - С.110.
5. Бичан, Л. А. «Жизнь, полная красоты и духовности». Праздники в ДОУ и их влияние на организацию взаимодействия с семьей [Текст] / Л. А. Бичан. - Томск: ТОИПКРО, 2014 - С. 19-22.
6. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание.
- 2014. - № 7. - С. 36-42.
7. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л. А. Бойко // Начальная школа, - 2012. № 6 - 110с.
8. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать за природой [Текст] / А. И. Васильева. - Минск.: 2012. - 120 с.
9. Венгер, Л. А. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения) [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Новая школа, 2012. - 61 с.
10. Вересов, Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н. Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 39- 43.
11. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ: Эффективные формы и методы [Текст] / Н. А. Виноградова. - М: «Айрис» пресс,2013 - 90
с.
12. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] / О. А. Воронкевич. - Спб.: Детство-пресс, 2012. - 110с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: 2012. - 410 с.
14. Гончарова, Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст]: сборник научных трудов СевКавГТУ; серия «Гуманитарные науки» / Н. Л. Гончарова. - 2013. № 5. С.40-54.
15. Горбатенко, О. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / О. Горбатенко. - Волгоград, 2012 - 220с.
16. Гордеева, Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 46-53.
17. Гороховатская, Н. В. Экологическое образование [Текст] / Н. В. Гороховатская и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 321 с.
18. Гудырева, Л. Н. Познавательное развитие дошкольников [Текст] / Л. Н. Гудырева. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2014. - 140с.
19. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 480 с.
20. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2013. -126 с.
21. Егорова, О. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / О. П. Егорова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №7. - С. 120.
22. Зебзеева, В. А. Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности [Текст]: монография / В. А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 305 с.
23. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №7. - С.18.
24. Кадыров, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р. М. Кадыров. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 160-162.
25. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
26. Моисеева, Л. В. Альтернативные модели экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2014. - 156 с.
27. Моисеева, Л. В. Экологическое образование в период детства: [Текст]: Монография / отв. ред. Л. В. Моисеева, В.М. Ворошилова, О.Н. Лазарева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун -та, 2014. - 196 с.
28. Моисеева, Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.метод. пособие / Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 76 с.
29. Никитина, Е. Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е. Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. ст. - Челябинск, 2013. - Вып. 6. - С. 27-36.
30. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2013. - 336 с.
31. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева. - М.: Гном и Д, 2013. - 128 с.
32. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учеб. пособие / С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с.
33. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С.13.
34. Николаева, C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст]: / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - 128 с.
35. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 40-49.
36. Пермякова, Н. Е. Теоретико-методические основании осуществления экологического образования дошкольников [Текст] / Н. Е. Пермякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 9. - С. 139-150.
37. Помощь родителям в воспитании детей [Текст]: / под ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 2013. - 194 с.
38. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2014. - 227 с.
39. Рыжова, Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №9. - С.40.
40. Рыжова, Н. А. Экологический паспорт дошкольного учреждения [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С.30
41. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания [Текст] / В. С. Селиванов. - М.: 2012. - 212 с.
42. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2013. - 96 с.
43. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования [Текст]: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2013. - 230 с.
44. Шигина, Л. А. Использование игры в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Л. А. Шигина // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. -№ 14. - С. 166-173.
45. Левин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Левин. - М.: Смысл, 2015. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ