Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА «3 D- МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ» 6
1.1. Понятие и сущность элективного курса 6
1.2. Специфика изучения 3Э-моделирования в школе 13
1.3. Психолого-педагогические особенности старших подростков 17
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «3 D-
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ 26
2.1. Учебные среды 3 D - моделирования 26
2.2. Формирование программы элективного курса «3 D - моделирование и
печать» для учащихся 33
2.3. Содержательное наполнение программы элективного курса «3 D -
моделирование и печать» для учащихся 37
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованных источников 48
Приложение 1 52
Актуальность исследования: в современном информационном обществе одним из значимых аспектов деятельности человека становится умение качественно и оперативно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это обстоятельство добавляет к целям школьного образования еще одну - сформировать компетенции обучающихся в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на достаточно высоком уровне.
Анализ этой компетенции показывает, что одной из ее составляющих является формирование понятия «модель», умения строить и исследовать компьютерные модели объектов и процессов реального мира. Сегодняшний день заставляет по новому оценивать возможности, представляемые обществу разного рода научными и техническими достижениями. Одной из популярных на сегодняшний момент технологий, является аддитивная технология изготовления изделий, которая представляет собой процесс создания цельных трехмерных моделей, основанных на концепции построения объектов последовательно наносимыми слоями. Она считается инновационной и является полной противоположностью субтрактивного производства, где формирование облика изделия происходит за счет удаления лишнего материала. Одним из способов реализации аддитивной технологии является технология SD-печати.
Основным этапом разработки деталей и изделий является 3D- моделирование. Оно проникло во многие отрасли нашей жизни, такие как: инженерное проектирование, картография и геодезия, автомобильная промышленность, медицина, обувная промышленность, литьё металлов и пластиков, промышленный дизайн, макетирование, и архитектурное моделирование и т.д. В связи с этим, широкая заинтересованность 3D- моделированием и печатью обеспечивает постоянные работы над повышением качества данного способа изготовления и используемых при этом материалов.
Анализ современного рынка труда показывает, что IT-специалисты, владеющие технологией SD-моделирования чрезвычайно востребованы, что говорит о необходимости знакомства обучающихся с этой технологией.
Как показывают исследования, внедрение темы «3D моделирование и печать» в учебный процесс, позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, способствует формированию межпредметных связей между математикой (геометрией, стереометрией), информатикой, технологией, а также развитию пространственного воображения и логического мышления. Вместе с тем анализ учебной, методической литературы и нормативно-правовых документов показывает, что методических рекомендаций с точки зрения включения вопросов 3D - моделирования в содержание школьного курса информатики разработано недостаточное количество, несмотря на жизненность этой технологии и то, что анализ учебных сред 3D-моделирования позволяет выбрать доступные для освоения учащимися начиная с пятого класса и даже начальной школы.
От класса к классу происходит снижение интереса у школьников к изучению школьных предметов. В старшем подростковом возрасте элективные курсы рассматриваются как эффективный способ повышения познавательной активности школьников, учебной мотивации. В этой связи был разработан элективный курс для учащихся 9-х классов.
Объект исследования: процесс обучения технологии.
Предмет исследования: организация обучения 3D моделированию и печати для учащихся 9-х классов в рамках элективного курса.
Цель исследования: разработать элективный курс «SD-моделирование и печать» для учащихся 9 классов. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Проанализировать научную, методическую, педагогическую литературу.
2) Раскрыть понятие и сущность элективного курса;....
В соответствии с поставленными задачами в рамках данной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Выделяются следующие типы элективных курсов: предметные, межпредметные, элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
Элективные курсы способствуют самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности, формируют положительную мотивацию обучения на планируемом профиле, знакомят учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности, активизируют познавательную деятельность школьников.
Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы: титульный лист; пояснительную записку; учебнотематический план; содержание изучаемого курса; методические рекомендации; литературу.
Во-вторых, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учащиеся должны иметь представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах. Анализ учебной программы из учебников разных авторов показал, что данная тема раскрыта недостаточно полно. В связи с этим ее можно рассматривать на элективных курсах.
В-третьих, в старшем подростковом возрасте формируются все необходимые предпосылки для успешного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Эти предпосылки не только подкрепляют цели и задачи обучения по формированию всесторонне развитой личности, но и создают условия, при которых успешное решение образовательных задач обучения невозможно в отрыве от решения задач воспитания и развития.
В-четвертых, в рамках данной выпускной квалификационной работы были проанализированы среды, которые могут быть использованы в обучении 3D- моделированию. 3D моделирование - это процесс создания и использования трехмерной модели или объекта.
Проанализировав программы для SD-моделирования, наиболее предпочтительным выборов для школьников будет являться именно КОМПАС 3D LT, так как данная программа достаточно проста и удобна в применении для школьников 9-х классов.
В-пятых, разработана программа элективного курса «3 D - моделирование и печать» для учащихся 9-х классов. Цель данного курса: формирование компетенций учащихся в области 3D - моделирования и печати, в рамках предпрофильной подготовки.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин), всего 34 часа. Предлагаемый курс обучения адресован учащимся 9 классов, начинающим изучать курс по 3D - моделированию и печати.
Таким образом, элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы по предмету «Технология» открывают большие возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Изучение школьниками трехмерной графики позволяет освоить специфические умения и навыки, которые помогут в будущем профессиональном становлении; способствующие самоопределению 9-классников в выборе профиля обучения на старшей ступени школы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Консультант плюс
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»//Консультант плюс
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2017. 704 с.
4. Артюхова И.С. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов // Главная страница журнала «Школьный психолог». 2015. № 20. С. 15-18.
5. Бесценная В.В. Компетентностью подход в реализации содержания элективных курсов по информатике // Сибирский торговоэкономический журнал. 2017. № 3. С. 78-80.
6. Богомолова О. Б. Преемственность школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы// Материалы Всероссийский научно-методической конференции «XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы». - Нижний Новгород, 2016. 214 с.
7. Босова Л.Л Информатика. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. 312 с.
8. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студенто высших учебных заведений/Подред. Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой, А.М. Байбакова.- М.: Издательский центр «Академия». 2015. 247 с.
9. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов
//Управление современной школой. Завуч, 2017. №3. С.53-56.
10. Гранцева А.К. Формирование у школьников готовности к
самообучению. - М.: Просвещение, 1983. 214 с.
11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения. / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. 274 с.
12. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2016. 314 с.
13. Ермаков Д., Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование. 2016. № 2. С.114-119.
14. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика. 2015. №2. С.36-41.
15. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 9-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Глобус, 2015. 628 с....41