Введение 3
Глава 1. Дискурс массмедиа и нормативный компонент культуры речи в работах школьников 6
1.1. СМИ как отдельный тип дискурса 6
1.2 Анализ методики реализации нормативного компонента культуры речи на уроках русского языка в общеобразовательных школах и в методических разработках по журналистике 16
Глава 2. Поиск решения проблем в реализации нормативного компонента через создание дистанционной школы журналистики для старшеклассников 23
2.1 Анализ ошибок в текстах молодежных ТВ программ
«РЯОдвижение» и «KSPU TODAY» 23
2.2 Создание методической программы дистанционной школы
журналистики для старшеклассников 35
Глава 3. Этапы создания дистанционной школы журналистики
для старшеклассников 44
3.1 Создание малого инновационного предприятия (далее - МИП),
бизнес-план 44
3.2 Организация системы дистанционного образования школы
журналистики для старшеклассников 53
Заключение 65
Список литературы 67
Научные разработки в области культуры речи объективно отражают состояние лингвистической компетенции современных носителей языка, особенно удачны в этом отношении исследования дискурса телевизионных СМИ, что делает актуальными исследования А.Д. Васильева [Васильев, 2000] и других лингвистов, занимающихся динамикой речетворчества.
СМИ формируют наше восприятие окружающего мира, а также влияют на нашу речь. Это факт приобретает еще большее значение, когда реципиент находится на этапе формирования личности. Отсюда наш повышенный интерес именно к молодежным СМИ.
Мы провели анализ черновых вариантов текстов сюжетов двух молодежных телевизионных программ: «PROдвижение» и «KSPU TODAY». Авторы молодежной программы г. Ачинска «PROдвижение» (выходила в эфир регионального телеканала «XXI Век» с 2008 по 2012 гг.) — школьники старших классов. Студенты стали инициаторами создания новостного познавательно-развлекательного интернет-канала Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева «KSPU TODAY» (временные рамки проанализированных работ с 2012 по 2017 гг.). Целевой аудиторией обеих программ является молодежь от старших школьников и до выпускников вуза.
Мы наблюдали, как корреспонденты следуют общей языковой тенденции СМИ «говорить на одном языке со зрителем». В частности авторы молодежной программы «PROдвижение» г. Ачинска склонны использовать сленг в своих сюжетах, что далеко не всегда выглядит уместным. А. Д. Васильев обозначил это явление как «заколдованный круг» обращения языковых средств: постоянные телевизионные персонажи, нередко имеющие весьма приблизительные и к тому же своеобразные представления о культуре речи, мало задумываются об оформлении своих высказываний, говоря, по- видимому, так, как «говорят все»; «все» же, т. е. телезрители, находят в теледискурсе оправдание и поддержку собственному неряшливому словоупотреблению [Васильев, 2000, с. 5].
Всего нами проанализировано более 100 текстов, выделено более 150 контекстов с ошибками.
В ходе работы мы пришли к выводу, что необходимо пойти дальше изучения ошибок их классификации и исправления. Стало ясно, что необходимо влиять на ситуацию, сломить её в сторону уменьшения нарушений нормы. Именно поэтому было принято решение разработать методическую программу дистанционной школы журналистики для старшеклассников на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В основу методической разработки легли проанализированные контексты.
Цель: проследить реализацию нормативного компонента в текстах сюжетов молодежных программ «KSPU TODAY» и «PROдвижение», создать методическую разработку школы журналистики на основе полученных выводов.
Объект исследования: нормативный компонент культуры речи в молодежной медиасреде.
Предмет исследования: средства формирования культуры речи будущих журналистов в рамках школы журналистики для старшеклассников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть исследования дискурса СМИ российскими филологами;
2) изучить психолингвистические особенности средств массовой коммуникации;
3) проанализировать реализацию нормативного компонента в предложенных текстах;
4) провести статистический анализ результатов исследования;
5) разработать программу школы журналистики для старшеклассников....
Итак, в данной выпускной квалификационной работе медиапространство рассмотрено с разных лингвистических и филологических позиций. Выявлен особый тип дискурса СМИ. Представлены точки зрения на развитие средств массовой коммуникации, а также их влияние на сознание и культуру массового зрителя. Обозначены основные проблемы в реализации нормативного компонента культуры речи в тексте массмедиа в работе «Медиа-текст в системе культуры» С. И Сметаниной, а также научном труде «Слово в телеэфире» нашего соотечественника А.Д. Васильева. Вопросы стилистики представлены изданием «Языково-стилистические изменения в современных СМИ» Л.Р. Дускаевой.
Актуальность трудов этих ученых дает возможность современным филологам разрабатывать новые подходы к анализу текстов с учетом изменений в русском языке.
Для исследования текста в данной работе был выбран анализ нормативного компонента на разных уровнях языка. В основу анализа положен лингвистический аспект, а так же статистический метод.
Наблюдение над письменным текстом показали, что 24 % нарушения норм приходится на лексический уровень, 22% составляют синтаксические ошибки, доля ошибок на уровне морфологические равна 16%, стилистических ошибок всего 12%, наиболее частотны ошибки, связанные с богатством речи - 26%. Стоит отметить, что такое явление, как тавтология в исследованных текстах составляет 20% от общего числа ошибок.
На уровне лексики ошибки у авторов молодежных программ возникают из-за незнания лексического значения слова или фразеологизма, особенности их сочетания с другими словами.
В области синтаксиса в проанализированных текстах нами обнаружено восемь видов ошибок: пропуск одного из членов предложения, перенасыщение, незавершенность, смешение синтаксических конструкций, неверное употребление однородных членов предложение и др.
На уровне морфологии чаще всего сложности вызывает употребление местоимений.
Наиболее сложный вопрос для исследования - стилистический анализ. Для публицистических текстов стилистическое оформление играет далеко не последнюю роль. Но в дискурсе современных СМИ наблюдаются тенденции к уходу от стилевых и жанровых рамок. Все же, как наиболее частную стилистическую ошибку в исследованных контекстах, мы выделили смешение разностилевой лексики.
Такое нарушение нормы, как тавтология, плеоназм, немотивированное повторение одного и того же слова в узком контексте - мы вынесли в отдельную главу «богатство речи». На наш взгляд, этим явлениям было необходимо уделить особе внимание.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что необходимо повысить уровень лингвистической компетенции школьников, увлеченных журналистикой. На наш взгляд, наиболее удачным решением станет создание дистанционной школы журналистики для старшеклассников. В основу методической разработки легли проанализированные контексты. В процессе создания онлайн-уроков для обозначенной школы журналистики они были преобразованы в упражнения, которые, в свою очередь, обращали бы внимание юных корреспондентов на наиболее частые нарушения норм в работах их коллег.
Завершить работу хотелось бы словами В.Г. Костомарова: «В самом деле, наша жизнь — это общение. А текст — это результат нашего общения. Даже когда с друзьями беседуем или семей, но на кухне, мы порождаем тексты. Большинство их улетучивается в тот же момент, но есть и достойные, весомые, а то и нетленные тексты» [Костомаров, 2005, с.5]. Продолжая наши исследования и создавая школу журналистики, мы не оставляем надежду на изменение ситуации в медиасреде: повышение лингвистической компетенции авторов текстов СМИ, а также реализацию нормативного компонента в полной мере.
1. Анненкова И.В. Язык в современных СМИ в контексте русской культуры : попытка риторического осмысления // Рус. речь, 2006. - № 1. — С. 69-78.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Богомолова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. — 298 с.
3. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с.
4. Бельчиков Ю.А., практическая стилистика современного русского языка. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2008. — 424с.
5. Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевидении. Красноярск: КГПУ, 2000. — 166 с.
6. Верстаков А. П., Смирнов С. С., Шувалов С. А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. — 64 с.
7. Вишнякова О. В. Паронимия в русском языке: Учеб. пособие для пед. вузов по спец. «Русский язык и литература». - М.: выш. шк., 1984. — 128с.
8. Головин. Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. Для вузов по спец. «Рус. Яз. И лит.». - 2е изд., испр. - М.: Высш. Шк., 1988. — 320 с.
9. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка./ И. Б. Голуб. - 9-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. — 488 с.
10. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
11. Дускаева Л.Р. Языково-стилистические изменения в современных СМИ / Л.Р. Дускаева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта: Наука, 2006. — С. 664-675.
12. Жеребило Т.В. Анализ ошибок в устной и письменной речи: учебное пособие по спецкурсу. Назрань: Пилигрим, 2008. — 92 с.
13. Жуков, В. П., Жуков, А. В. Школьный фразеологический словарь./ В. П. Жуков, А. В. Жуков,- М.: Просвещение, 2009. — 576с.
14. Ильенко С. Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации// Языковые единицы и контекст.— Л., 1973. — 159 с.
15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - 3 изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993. — 200 с....39