Реферат 5
Введение 12
Глава I. Исследование теоретических основ психологического
консультирования беременных женщин в женской
консультации
16
1.1. Психологические проблемы женщин в период
беременности
16
1.2. Психологические и физиологические особенности
беременности
17
1.3. Структура и функционирование женской консультации 23
2. Работа психолога-консультанта в женской консультации 27
2.1. Средства и методы работы психолога-консультанта в
женской консультации
30
2.2. Образовательный аспект работы психолога-консультанта
в женской консультации
34
2.3. Типы клиентов психолога-консультанта 35
Выводы
ГЛАВА II. Исследование практики консультационного процесса
беременных женщин в женской консультации
40
2.1. Методическая организация процесса психологического
консультирования беременных женщин на последней
стадии беременности 40
2.2. Исследование эмоционального состояния ПКГД у
беременных женщин на последней стадии беременности 42
2.3. Подготовка, проведение и оценка эффективности
процесса психологического консультирования
беременных женщин на последней стадии беременности 50
2.4. Сравнительный анализ полученных данных 58
Выводы
Заключение 63
Библиографический список литературы 65
Приложение 72
Способность рожать детей — это естественная возможность женщине и мужчине продолжать свой род. Чтобы родить здорового ребенка женщина должна быть к этому готова и с физиологической стороны, и психологической. Основной задачей психолога при подготовке к родам является научить женщину руководить своим телом и энергией во время беременности. Однако, проблема стоит значительно шире.
Проблема сохранения здоровья матери и ребенка являются одной из актуальных проблем современного общества. Совсем еще не давно беременная женщина находилась под наблюдением и контролем только медицинских работников. Но это не только медицинская, но так же и социальная проблема, имеющая экономическое, нравственное и общественное значение.
В последние годы возник интерес к проблемам психологического состояния беременной женщины, ее личностные особенности, ее переживания и эмоции.
Перинатальными психологами доказано, что психологическое состояние женщины влияет на благополучие протекания беременности и родов, и проведение подготовки к родам и материнству а так же уменьшает количество осложнений беременности и родов влияет на развитие ребенка в будущем.
Одной из психологических проблем беременных женщин является повышенный уровень тревожности, беспричинное беспокойство, и неустойчивость эмоционального состояния [59].
Чаще всего их одолевают сомнения в нормальности будущего ребенка, благополучного вынашивания и родов, изменения самой себя, и жизненной ситуации, изменения отношений с отцом ребенка после рождения ребенка и т. д. Эти тревоги происходят от плохой информированности беременных женщин обо особенностях протекания беременности, родов, развития ребенка, чувства одиночества, отличия от других женщин, субъективное непонимание. Очень часто состояние тревоги неблагоприятно влияет на течении беременности и развитии ребенка. Женская консультация играет важную роль на каждом этапе подготовки женщины к выполнению роли матери, особенно на этапе беременности [19].
Поэтому, нами была выбрана в качестве темы исследования следующая тема — «особенности работы психолога-консультанта в женской консультации».
Объект исследования: консультирование женщин в период беременности.
Предмет исследования: особенности работы психолога — консультанта в женской консультации.
Цель: выявить и описать специфику работы психо лога-
консультанта в женской консультации.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование
беременных женщин в условиях женской консультации имеет ряд особенностей к которым следует отнести: ценностный характер
консультирования; учет закономерности динамики состояния клиенток; обязательность проведения консультационной сессии; групповой характер консультирования; широкое применение образовательных аспектов в консультационном процессе.
Задачи:
• сбор и изучение литературных источников по проблеме исследования;
• изучение работы психолога-консультанта в женской консультации на основании изучения документации
• обоснование методов работы с беременными женщинами на различных этапах сроков беременности
-выявление эмоционального настроения беременных женщин
-проведение формирующего эксперимента на основе полученных данных констатирующего эксперимента
• изучение эмоционального настроения беременных женщин после проведения формирующего эксперимента
• обработка полученных в ходе проведения эксперимента данных
-изучение образовательного аспекта в консультировании беременных женщин - изучение научения, как основы консультационного процесса.
• написание и оформление результатов диссертационного исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии личности, семейной психологии, перинатальной медицины, психотерапии, валеологии, теории социального научения, психопрофилактики беременности и родов, а также законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативные и инструктивные документы.
Методы диссертационного исследования:
• Анализ литературы по теме исследования.
• Наблюдение.
• Анкетирование.
• Тестирование.
-Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
• Математическая обработка полученных данных.....
В процессе проведения диссертационного исследования мы провели анализ литературных источников по проблеме исследования, изучили структуру работы психолога консультанта с различными типами клиентов на основании документации обосновали методы работы психолога консультанта с разными типами клиентов. В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено следующее — у беременных женщин на сроке 30-32 недель беременности снижено эмоциональное настроение. Ухудшено самочувствие и снижена активность. А так же преобладали следующие типы психологического компонента гестационной доминанты беременности - тревожный, гипогистегнозический, и депрессивный над оптимальным и эйфорическим.
При работе с беременными женщинами необходимо учитывать образовательный компонент психологического консультирования для дальнейшего успешного вынашивания беременности.
После проведения нами формирующего эксперимента с использованием арт-техник, у беременных женщин улучшилось эмоциональное настроение, активность и самочувствие, а так же оптимальный, и эйфорический типы психологического компонента гестационной доминанты над тревожным, гипогестогнозическим и депрессивным.
В ходе проведения анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами было выявлено:
Что многие авторы занимались проблемами материнства, у женщины, в период беременности меняется структура психики. То есть преобладает материнская доминанта или гестационная. Эта домината имеет два структурных компонента. Важнейшим, из которых является психологический компонент. Сформировать данный компонент помогают психологи в женской консультации в процессе психологического консультирования беременных женщин. Мы изучили:
• структуру женской консультации,
• должностные обязанности и функции психолога в женской консультации, - Критерии, по которым проводиться отбор в кабинет психолога женской консультации,
• типы клиентов женской консультации,
• образовательный компонент работы психолога в консультации.
Мы выявили, что помимо беременных женщин к психологу могут обратиться и гинекологические больные и женщины подросткового возраста и беременные по случаю доабортного консультирования.
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М.: Класс, 2005.
2. Айламазян А. М. Методы беседы в психологии - М. Смысл, 1999
3. Аранович, Инна Юрьевна. Медико-социологический анализ
подготовки беременных к роли матери в женской консультации : автореферат дис. ... кандидата медицинских наук : 14.02.05, 14.02.03 /
Аранович Инна Юрьевна; [Место защиты: Первый моск. гос. мед. ун-т. им. И.М. Сеченова] Москва, 2012 23 с. : 9 12-1/3494 http://medical-
diss.com/medicina/mediko-sotsiologicheskiy-analiz-podgotovki-beremennyh-k-roli-materi-v- zhenskoy-konsultatsii#ixzz3tDv3eEPG
4. Аликин И. А. Оформление письменной отчетной работы. Реферат, курсовая и дипломная работы: Методические рекомендации для студентов. - Красноярск: РИО КГПУ, 2010. - 36 с.
5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
6. Арт-терапия женских проблем / Под редакцией А. И. Ко- пытина. - М.: Когито-Центр, 2010. - 270 с.
7. Аршавский H.A. Физиологическое кровообращение во
внутриутробном периоде. М., 1960.
8. Брутман В.Н., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности. // Вопросы психологии, 1997, №7, с.-38 -47
9. Бандура А. Теория социального научения. СПб., Евразия, 2000.
10. Бенедиктов Н.И. Обезболивание родов (психопрофилактика болей в родах). Томск, 1970.
11. Габай Т. В. Педагогическая психология : Учебное пособие. М.,
1995.
12. Добряков И. В., Колесников И. А. Психологические и психотерапевтические аспекты перинатальных и неонатальных потерь // Репродуктивное здоровье общества: сб. материалов международного конгресса. Спб: Изд-во ИПТП., 2006. С. 156-159.//
13. Дунаевская Э.Б.Психологические аспекты доабортного
консультирования женщин репродуктивного возраста. Мир науки, культуры, образования. - Абакан 2012
14. Добряков И. В. Перинатальная психология. : Питер; Спб.; 2010.
15. Добряков И. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии.- М., 2005.- С. 93-102...69