Введение 3
Глава 1. Литература Сибири: становление и развитие 6
1.1. Особенности формирования литературы Сибири 6
1.2. Образ «аромата земли сибирской» в природоведческих циклах Н.С.
Устиновича 16
Глава 2. Методические подходы к освоению региональной литературы 26
2.1. Программно-методические материалы (5-7 классы) 26
2.2. Внеурочные формы работы с циклами Н.С. Устиновича 39
Заключение 48
Список литературы 50
Национальная культура России всегда считалась особенной по её удивительному разнообразию, самобытности и неповторимости. Каждый регион, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Не стоит на месте и литературная история регионов.
Существует тонкая, сложная связь между литературным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д.С. Лихачёв утверждал: «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной» [цит. по 27, с. 6].
Многими исследователями ставился вопрос о феномене регионализма в русской литературе. Сибирский литературовед Б.А. Чмыхало говорил о том, что регионализм поднимает порог устойчивости национальной литературы, её жизнеспособность.
Через постижение малой Родины, её истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Формирование у учащихся патриотизма является важнейшей составной частью нравственного воспитания. На наш взгляд, региональная литература является довольно действенным средством воспитания патриотизма в школьниках. Знание культуры и литературы своего края может способствовать становлению национального самосознания ученика, формированию интеллектуальных и духовных основ его личности. Поэтому одной из актуальных задач современного образования является обращение школьников -читателей к литературе родного края.
Современные школьники мало знакомы с региональной литературой. Если говорить о Сибири, то познания учащихся в большинстве случаев ограничиваются фигурой В.П. Астафьева. Сибирь издавна славилась тем, что формировала в человеке особое восприятие природы, основанное на бескрайних просторах и суровых красотах родного края. Мы считаем, что необходимо расширять круг изучения региональных писателей. В данной работе мы обратимся к природоведческим рассказам Н.С. Устиновича и необходимости их изучения в рамках внеурочной деятельности по литературе.
Школьное образовательное пространство уделило внимание проблеме изучения региональной литературы путём разработки программ и учебных пособий. На протяжении двух последних лет в школьное образовательное пространство внедряется учебный предмет «Родная литература (русская)». Однако, позиция периферийности природоведческой литературы, второстепенность по отношению к основному литературному потоку, отодвинуло её на второй план. Всё вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования являются природоведческие циклы рассказов Н.С. Устиновича.
Предметом исследования является методика организации внеурочных занятий по рассказам природоведческих циклов Н.С. Устиновича «Азбука следопыта» и «Друзья» в школьной образовательной среде.
Целью данной работы является актуализация внимания к региональной литературе и разработка внеурочных мероприятий по природоведческим циклам Н.С. Устиновича «Азбука следопыта» и «Друзья»....
Истоки возникновения понятия региональной литературы были обозначены ещё в 19 веке областниками Г.Н. Потаниным и Н.М. Ядринцевым. В последствии понятие было научно обосновано Б.А. Чмыхало в его монографии «Молодая Сибирь: регионализм в истории русской литературы». В статье Г. Спиридоновой указаны этапы формирования литературы нашего региона на протяжении трёх столетий. Особенность сибирской литературы заключается в том, что авторы рассказывают о местном колорите, о флоре и фауне, сибиряке и его характере, о его гармоничном сосуществовании с родной землей.
Н.С. Устинович - ярчайший представитель сибирской литературы первой половины ХХ века. Литературная деятельность Н.С. Устиновича начиналась ещё в детстве с незамысловатых охотничьих рассказов. В 14 лет Николай завёл дневник наблюдений, который заполнял в течение многих лет. Результатом такого интереса и любви к природе послужило создание циклов рассказов, где главными героями являются флора и фауна родного сибирского края. Это сборники рассказов «Лесная жизнь», «Аромат земли» (1944), «Таёжные рассказы» (1958-1962), включающий в себя циклы «Азбука следопыта» и «Друзья», который вобрал в себя лучшее, что он создал за 20 лет.
Школьная программа В.Я. Коровиной содержит достаточное количество произведений о Родине и родной природе известных писателей и поэтов. Но однако очень важно, чтобы для учеников различных регионов России в учебных пособиях были предложены к изучению произведения о природе их малой Родины. В конце 90-х годов ХХ века преподаватели КГПУ им. В.П. Астафьева В.К. Размахнина и А.И. Алёхин разработали уникальное пособие «Слово родного края» для изучения региональной литературы в школе. В 2005 году был разработан и принят закон «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», создана программа курса региональной литературы для 5-8 классов, созданная Т.А. Хоробровой, Н.В. Лебедевой, Е.М. Гардер, М.3. Федюниной. Для этой программы Т.А. Хоробровой было создано 3 пособия для 5, 6, 7 классов.
Обращение к данным программам и пособиям способствовало разработке наших внеурочных занятий для 5-6 классов по циклам рассказов Устиновича. Это очная экскурсия для 5-х классов в фан-парк «Роев ручей» «В гостях у сибирской природы», способствующая развитию интереса к чтению сибирской литературы посредством «живого» иллюстрирования, а также, познавательному знакомству с флорой и фауной Сибири через увлекательный природный мир рассказов Н.С. Устиновича; и театрализованный проект для 6х классов «Театр читателя-сибиряка», способствующий открытию нового имени сибирского писателя, мотивации к чтению рассказов Устиновича, развитию интереса к региональной литературе и другим сибирским писателям. Эти занятия могут быть проведены учителем -словесником в рамках предмета «Родная литература (русская)».
1. Аромат земли сибирской. Н. Устинович // Литература Красноярского края: учебно-методическое пособие / кол. авт.; под общ. ред. Т.Н. Садыриной; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. - С. 145-162.
2. Беляев Б.Л. Отображая жизнь / Б.Л. Беляев. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1958. - 158 с.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2014. - 224 с.
4. Досуговые программы для детей и подростков: проектирование, реализация, экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина. Волгоград: Учитель, 2012. - 165 с.
5. Жизнь-житуха-житие: сборник / Б.М. Петров. Красноярск: Сибирские промыслы, 2012. - 544 с.
6. Казаркин А.П. Старое и новое сибиреведение: вводные заметки // Сибирский текст в русской культуре. Сборник статей / ред-сост. док. фил. наук А.П. Казаркин. Томск: Изд-во «Сибирика», 2003. - С. 5-8.
7. Литература Красноярского края. Рабочая программа. 5-8 классы. / авт-сост. Т.А. Хороброва, Н.В. Лебедева, Е.М. Гардер, М.З. Федюнина. Красноярск, 2006. - 23 с.
8. Литература: рабочие программы: 5-9 классы / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014. - 354 с.
9. Лихачёв Д.С. Статьи о культуре России // Лихачёв Д.С. Раздумья о России. СПб.: Logos, 1999. - С. 2-19.
10. Малютина А.И. Н.С. Устинович. Красноярск: Красноярское книж. изд-во, 1979. - 127 с.
11. Меньшикова Л.Б. Активные формы работы по литературе красноярского края // Литература Красноярского края: учебно -методическое пособие / кол. авт.; под общ. ред. Т.Н. Садыриной; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2018. - С. 217-222.
12. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авт.-сост. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
13. Мой край - мой дом: книга для чтения в 5 классе / Т.А. Хороброва; Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин -т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Красноярск: Офсет, 2006. - 77 с.
14. Мой край - мой дом: книга для чтения в 6 классе / Т.А. Хороброва; Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Красноярск: Офсет, 2007. - 109 с.
15. Мой край - мой дом: книга для чтения в 7 классе / Т.А. Хороброва; Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Красноярск: Офсет, 2008. -174 с....34