Введение 3
Глава I. Историография и источники 13
§ 1. Историография 13
§ 2. Источники 22
Глава II.Римское военноеприсутствиенаБалканах в I-IV веках н. э. 29
§ 1. Военное проникновение римлян на Балканский полуостров 29
§ 2. Воинские подразделения, в разное время принимавшие участие в завоевании Балканского полуострова. 57
§ 3. Иерархия частей и подразделений римской армии в эпоху принципата 83
Глава III. Религия римской армии в Дунайско-Балканском регионе в I-IV веках н. э. 91
§ 1. Старшие боги римского пантеона. 95
§ 2. Младшие боги римского пантеона. 112
§ 3. Греческие боги в пантеоне римской армии в Дунайско-Балканском регионе. 125
Заключение 138
Библиография 141
Актуальность исследования. Изучение проблематики, связанной с историей армии Римской империи, является одним из важных направлений современного мирового антиковедения. Постоянное пополнение источниковой базы, в основном за счет эпиграфических памятников, позволяет современным ученым заняться ранее не достаточно освященными аспектами истории Римского государства. Необходимость изучения такого аспекта истории Древнего Рима, как религия и культы римской армии вытекает из стоящей перед историками задачи всестороннего изучения античных цивилизаций. Характеристика официального пантеона богов, анализ культов, отправлявшихся солдатами, офицерами и ветеранами, выявление различных верований и суеверий - все это позволяет значительно дополнить картину религиозной жизни общества того времени, а также представить ее во всей сложности и многогранности.
За последние полтора столетия в свет вышло большое количество трудов по проблемам истории римской армии. Однако в этих работах редко рассматриваются проблемы религии римской армии. По сути, на современном этапе исследование данной темы представлено только специальными работами нескольких авторов.
В исторической науке изучение истории римской армии, за исключением трудов некоторых ученых, получило развитие в исследовании чисто военных вопросов. Исследователями затрагиваются принципы комплектования и организации армии, дислокация частей в различных регионах Империи и в разные хронологические периоды, их этнический и социальный состав, тактика ведения боевых действий, вооружение, снаряжение и фортификация. Между тем история римской армии - это не только история сражений и войн. Сакральные представления воинов, пантеон римской армии, зависимость культов от места расположения войск исследуются только несколькими авторами во всем мире. В остальном массиве имеющихся работ данные темы либо выносятся за скобки, либо являются побочным результатом исследований.
Тем не менее, изучение этих проблем позволяет значительно дополнить картину религиозной жизни римского общества того времени. Их освещение помогает представить сакральные отношения в Империи во всей их сложности и многогранности. Выявление факторов, определявших религиозное мировоззрение воинов, дает дополнительные сведения для выяснения ряда других важных вопросов. Среди них - этнический состав войск, взаимоотношения завоевателей с местными покоренными племенами. С последним связано понимание эффективности процессов романизации и эллинизации провинциалов.
Исследование проблем религии римской армии в таком ракурсе было впервые предложено и обосновано Соловьяновым Н. И. ещё в 1987 г. на X Всесоюзной авторско-читательской конференции ВДИ и последовательно проводилось в дальнейших исследованиях и публикациях ученого1 2 3 4.
Объектисследования - пантеон римской армии и влияние религиозной ситуации, сложившейся в Балканских провинциях Римской империи, на индивидуально-личностные сакральные предпочтения воинов императорской армии.
Предмет исследования - религиозные предпочтения воинов римской императорской армии в Балканском регионе, нашедшие выражение в их сакральной практике в I-IV вв.
Территориально-географические рамки работы охватывают территорию от истоков до устья Дуная, от Восточных Альп до западного побережья Черного моря, включающую в себя ряд провинций: Иллирию, Рецию, Норик, Далмацию, Паннонию (Верхнюю и Нижнюю), Мёзию (Верхнюю и Нижнюю) и Дакию.
Хронологические рамки работы - I-IV вв., точнее, от начала политических и военно-административных реформ Октавиана Августа до раздела Римской империи в 395 году после смерти императора Феодосия I, т. е. Ранняя и Поздняя Римская империя, включающая полностью эпоху принципата, кризис III века и доминат.
Этот период существования Римской державы выбран не случайно. Он охватывает практически всю историю Империи от установления Августом единоличной власти (точка отсчета истории Рима как империи) до разделения единого государства на два практически независимых образования. Нас интересует религиозная сфера, реформированная Августом в поисках новых идеологических ориентиров государства, и продолжавшая изменяться на протяжении последующих трехсот лет. Выбирая данный период, мы имеем возможность охватить в исследовании эволюцию религиозных предпочтений римской армии на протяжении всего времени существования единой Империи.
Кроме того, выбор темы исследования был обусловлен не столько политико-идеологическими процессами, протекавшими в Римской империи в этот период, сколько готовностью источниковой базы для исследования. Эпиграфические памятники первого века нашей эры весьма малочисленны. Таким образом, о первых ста годах существования империи мы имеем скудные данные эпиграфики. Расцвет латинской эпиграфики по данной проблематике приходится на правление династии Антонинов-Северов и последующие годы так называемого кризиса III века. Так же богат на эпиграфические памятники и IV век.
Цель исследования - изучение и систематизация пантеона богов римской армии в Балканских провинциях, выявление влияния религиозных процессов,проходящих на территории провинции на пантеонвоинов римской армии в данном регионеи особенности религиозных культов на Балканах.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи.
1. Исследовать на основе анализа эпиграфических памятников сакральную деятельность воинов римской армии в данном регионе Империи на фоне верований местного гражданского населения.
2. Охарактеризовать особенности религиозных представлений покоренных римлянами народов - кельтов, фракийцев, греков.
3. Выявить специфику религиозных культов римских воинов, тесно контактировавших с местным преимущественно кельтским и фракийским населением.....
На основе проделанной работы, можно заявить, что воины ожидали особой защиты от божеств, включенных в так называемый «солдатский пантеон». Почитаемые божества помогали воинам в повседневной жизни, на учебном плацу, и в еще большей степени в сражениях. Особым почитанием пользовались божества-врачеватели, божества, предоставляющие защиту и поддержку в сражении, а также официальные боги-покровители императорской семьи и государства в целом.
Особой популярностью пользовался культ Юпитера, в эпоху Империи превратившегося в главного покровителя императоров и служившего делу создания религиозного единства Римской державы, дополнявшего ее политическое и военное единство в целях подавления угнетенных масс и сохранения Империи от распада.
Большое значение на распространение почитания культа Юпитера и некоторых божеств, в особенности покровителей императоров, оказывал официальный, общегосударственный характер культа. То же самое в разной степени можно сказать и о других старших богах.
Однако представляется, что отправление культов старших божеств в большей степени определялось все же не влиянием государства, а желанием воинов поставить себя под покровительство наиболее чтимых богов римского пантеона, которые будут помогать им переносить тяготы военной службы.
Помимо функций государственных из всего многообразия функций богов римского пантеона воины отдавали предпочтение их воительным и врачевательным функциям. Но все же наибольшее распространение в посвящениях воинов получили божества, имеющие заздравные, а не военные функции. На это указывает характер посвящений Марсу, главному покровителю боевых действий, который, однако, наиболее часто отражается в посвящениях легионеров в качестве заздравного божества.
К божествам-покровителям любовных, семейных и хозяйственных дел (Венере, Весте и Церере) военнослужащие не обращались.
Таким образом, можно заявить, что воины ожидали особой защиты от божеств, включенных в так называемый «солдатский пантеон». Почитаемые божества помогали воинам в повседневной жизни, на учебном плацу, и в еще большей степени в сражениях. Особым почитанием пользовались божества- врачеватели, божества, предоставляющие защиту и поддержку в сражении, а также официальные боги-покровители императорской семьи и государства в целом.
В итоге мы видим, что в римской армии на Балканах были популярны божества римского пантеона, связанные с профессиональной деятельностью воинов или ее последствиями (божества-врачеватели). Наиболее значимые кельтские и фракийские божества также почитались во фракийских землях.
Главными факторами, определявшими религиозное мировоззрение воинов, являлись: религиозная политика правящей династии, военный быт армии, этническое происхождение воинов и, наконец, определяемая, в свою очередь, местными традициями и религиозной политикой императорского дома религиозная ситуация в провинциях, в которых несли службу воины.
Сведения источников не позволяют говорить о существенной разнице в религиозных представлениях воинов различных родов войск. Это обусловливалось не в последнюю очередь тесным взаимодействием легионов, вспомогательных войск и флота, что находило отражение в совместной дислокации различных частей и подчинении их единому командованию.
Не видим мы и принципиальных различий в сакральных представлениях воинов по должностному принципу. Старший командный состав римской армии обращался только к официальным богам римского пантеона, императорам и их богам-покровителям, а также к старшим и младшим богам по поводу решения своих проблем и нужд родственников.
Сакральные предпочтения младшего командного состава те же, что и старших командиров, лишь больше посвящений кельтским и восточным богам, что, помимо романизированных кельтских и греческих имен, свидетельствует о наличии их носителей на данных должностях.
Хотя до нас дошли в большинстве лишь надгробия рядовых воинов, есть и памятники, показывающие, что они почитали тех же богов, что и их командиры.
Таким образом, мы можем утверждать, что пантеон богов и характер культов в подразделениях римской императорской армии, где бы они ни дислоцировались, был единым для всех родов войск и служивших в них военных, вне зависимости от их этнической принадлежности и положения в иерархической структуре армии, и он значительно отличался от пантеона гражданского населения Империи по набору и характеру культов.
Из всего многообразия функций богов (природных, хозяйственных, семейных, военных, заздравных и государственных) воины отдавали предпочтение богам, обладавшим воительными, государственными и заздравными функциями. Эти культы отправлялись воинами всех родов войск, имевшими различное этническое происхождение и занимавшими должности от простых воинов до командиров легионов, когорт, флота. Культы богов-покровителей хозяйственной деятельности, покровители городов и сел, божества семейного счастья не обладали большим влиянием на воинов.
1. Абрамзон М.Г. Император и армия в римской монетной типологии // ВДИ. - 1996. № 3.
2. Абрамзон М.Г. Культы римской армии и их отображение в монетной чеканке периода Империи // Проблемы истории, философии, культуры. - Магнитогорск: Изд-во МГПИ. 1994.
3. Абрамзон М.Г. Религия римской армии по данным нумизматики // Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики римской империи. - М.: Наука, 1995.
4. Абрамзон, М.Г. Римская армия и ее лидер по данным нумизматики. - Челябинск: ЧГУ, 1994.
5. Банников, A.B. Военная реформа Диоклетиана // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире. - СПб.: СПбГУ, 2002.
6. Бешевлиев В. Эпиграфски приноси. - София: БАН, 1958.
7. Болтинская, Л.В. К вопросу о принципах комплектования римской армии при Юлиях-Клавдиях (по военным дипломам) // Вопросы всеобщей истории. - Красноярск, 1973. - Вып. 3.
8. Болтинская Л.В. К вопросу о путях укрепления римской армии при Юлиях-Клавдиях // Вопросы всеобщей истории. - Красноярск, 1973.- Вып. 3.
9. Болтинская, Л.В. Положение солдат римских легионов в период правления династии Юлиев-Клавдиев // Вопросы всеобщей истории. - Красноярск, 1973. - Вып. 4.
10. Болтинская, Л.В. Положение солдат римских легионов в период правления династии Юлиев-Клавдиев // Социально-экономические проблемы истории Древнего мира и Средних веков. - Красноярск, 1977.
11. Бондарь Р. Д. Некоторые проблемы истории Нижнедунайского лимеса. ВДИ., 1973
12. Влахов К. Новые фракийские эпитеты Асклепия и их толкование // Studia Thracica. I.
13. Вержбицкий, К.В. Принципат и римская армия в правление императора Тиберия (14-37 гг. н. э.) // «Para bellum!». Война и военное дело в античности. Специальный научный выпуск. - СПб., 2000. - № 12
14. Гочева Зл. Боги фракийцев и скифов по сведениям Геродота // Studia Thracica I. - 1975.
15. Гочева Зл. Культ на Апполон по Долнодунавския лимес // Археология. - 1975. - № 2....147