ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты описание речевого портрета личности. .5
1.1. Смысловой анализ ключевых понятий: «языковая личность»,
«языковой портрет», «речевой портрет» 5
1.2. Структура речевого портрета 14
Глава 2. Описание речевого портрета лирического героя в
стихотворениях Веры Полозковой 25
2.1. Вера Полозкова как современная поэтесса 25
2.2. Речевой портрет лирического героя Веры Полозковой 27
3. Методическая разработка элективного курса «Речевой портрет» 43
3.1. Программа элективного курса 43
3.2. Описание опыта внедрения программы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение (конспект занятия по составлению речевого портрета) 56
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме речевого портрета. Речевой портрет - комплексное понятие, характеризующееся различными особенностями на нескольких уровнях языка.
Актуальность анализа речевого портрета обусловлена тем фактом, что в современном языковом пространстве используется много различных средств создания речевого портрета в тексте.
Цель данной работы - рассмотреть историю изучения речевого портрета и показать его особенности на конкретных примерах. Для анализа речевого портрета необходимо рассмотреть несколько его аспектов:
1. Понятие языковой личности и речевого портрета в работах современных ученых;
2. Речевой портрет с точки зрения стилистических средств;
3. Средства создания речевого портрета в художественной литературе.
Выбранная цель подразумевает постановку ряда конкретных задач, в частности:
1) Анализ истории изучения речевого портрета литературного персонажа;
2) Рассмотрение структуры речевого портрета;
3) Исследование конкретных примеров, отрывков из текстов произведений Веры Полозковой, в которых проявляют себя черты речевого портрета.
Материалом для данной работы послужили лингвистические характеристики речевого портрета лирического героя современной поэтессы Веры Полозковой.
Объект исследования -черты индивидуального стиля поэтессы.
Предмет исследования - используемые автором лексические единицы, характеризующие специфику речевого портрета.
3
Для исследования использован метод сплошной выборки примеров, их сравнительного контекстного анализа с выявлением черт, характеризующих конкретную языковую личность - героя-рассказчика.
Материал исследования - тексты стихотворений Веры Полозковой.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава посвящена описанию истории изучения языковой личности и речевого портрета, во второй главе проанализирован речевой портрет лирического героя Веры Полозковой, третья глава посвящена разработке материалов элективного курса по речевому портрету.
Вера Полозкова - один из самых ярких, самобытных и интересных авторов современности. Она задействует в своем творчестве новейшие технологии: так, ее стихи получили распространение и популярность в сети, пользователи делились ими и использовали цитаты из них. Расширение временной части хронотопа ее поэзии достигается за счет так называемой интермедиальности - смешения в произведении различных видов искусства.
Помимо полифонической структуры лирики речевому портрету Веры Полозковой помогает его речевая характеристика. Подобно тому, как автор переосмысливает и воплощает в виде героя своего произведения конкретного человека с конкретной биографией, судьбой, так и сам автор может подвергаться переосмыслению на страницах своей же лирики.
Вера Полозкова прибегает к фонетическим, морфологическим, лексическим и синтаксическим средствам формирования речевого портрета: к фонетическим следует отнести слияние и разделение слов в целях формирования рифмы, аллитерацию и ассонанс, к морфологическим - частое использование определенных частей речи в стихотворении и словотворчество по аналогии, к лексическим- создание неологизмов и окказионализмов, использование варваризмов и частое использование сленга. К синтаксическим средствам можно отнести- сложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и обращения, нацеленные на саморефлексию.
К средствам создания речевого портрета относятся создание прецедентных феноменов по аналогии с современной действительностью, которые формируют восприятие автора как «своего», близкого читателю.
Тексты Веры Полозковой насквозь интертекстуальны,а также включают в себя индивидуальную авторскую морфологию и лексику.
Проанализировав речевой портрет лирического героя в стихотворениях 46
Веры Полозковой, Мы пришли к выводу, что поэтесса пишет о мире современных женщин, в котором происходят как грустные, так и радостные события, однако во внутренних монологах ее героинь гораздо больше негатива, чем позитива. Лирический герой ее стихотворений часто думает об окружающих людях, и его мысли описаны автором с использованием негативной оценочной лексики. Во многих произведениях противопоставление воплощается с помощью иронической оценки, постоянного противопоставления позитива и негатива.
Стихи Веры Полозковой - это такое же ураганное и яркое явление, как и она сама.
Неимоверный магнетизм её обаяния и точные ритмы суждений переносятся в книгу, где каждый находит самого себя: окрылённого, расстроенного, обманутого или влюблённого.
1. Азарова О.А. Коммуникативные стратегии и тактики респондента и языковые средства их реализации в англоязычном неформальном интервью. [Текст] / О.А. Азарова. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2013. - 177 с.
2. Академическая грамматика русского языка. [Текст] / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - Т. 2. - 870 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Содержательные импликации дискурса // Язык. Текст: Межвузовский научный альманах. Вып. 2 [Текст] / Под ред. Г.Н. Манаенко. - Ставрополь - ПГЛУ: Пятигорск, 2004. - С. 6-14.
4. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. [Текст] / Н.Ф. Алефиренко - Волгоград: Перемена, 1999. - 209 с.
5. Аристотель Риторика. Поэтика. [Текст] / Аристотель. - перевод М.Л. Гаспарова - СПб: Классика, 2000. - 244 с.
6. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика [Текст] / Ю.Д. Апресян [Электронный ресурс] // http://genhis.philol.msu.ru/article_67.shtml
7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. [Текст] / Н.Д. Арутюнова - М.: АСТ, 1999. - 556 с.
8. Баранов А.Н. Что нас убеждает? (Речевое воздействие и общественное сознание). [Текст] / А.Н. Баранов - М.: УРСС, 1990. - 210 с.
9. Барт Р. S/Z. - пер. Г.К. Косикова [Текст] / Барт Р. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 506 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. [Текст] / Бахтин М.М. - М.: Художественная литература, 1970. - 405 с.
11. Башкова И.В. Изучение языковой личности в современной российской лингвистике: монография. [Текст] / И.В. Башкова - Красноярск: СФУ, 2011. - 470 с.
12. Белянин В.П. Психолингвистика. [Текст] / В.П. Белянин - М.:
Флинта, 2003. - 992 с.
13. Бенвенист Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист - перевод Мурат В.П. - М. : Эдиториал УРСС, 2009. - 453 с.
14. Блинов А.В., Богатырева И.И., Мурат В.П., Рапова Г.И. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» для студентов филологического факультета. [Текст] / А.В. Блинов и др. - М.: Филологический факультет МГУ, 2005. - 539 с.
15. Блумфилд Л. Язык. [Текст] / Л. Блумфилд - пер. Г.И. Раповой и Е.С. Кубряковой - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 643 с....82