Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения выразительноизобразительных средств языка 6
1.1 Общая характеристика и виды средств выразительности русского
языка 6
1.1.1. Понятие тропа 8
1.1.2. Стилистическая фигура 11
1.2 Особенности изучения средств выразительности на уроках русского
языка в средней школе 15
Глава 2. Выразительно-изобразительных средства языка в книге «Небесный почтальон Федя Булкин» 21
2.1. Тропы в повести «Небесный почтальон Федя Булкин» 22
2.2. Стилистические фигуры в повести «Небесный почтальон Федя
Булкин» 26
2.3. Лексические средства выразительности в повести 31
Глава 3. Методические рекомендации по теме «Выразительноизобразительные средств языка» с использованием текста повести «Небесный почтальон Федя Булкин» 35
3.1. Практическая значимость изучения изобразительных средств
художественной выразительности 35
3.2. Технологическая карта урока 37
Заключение 42
Список использованной литературы 43
В выпускной квалификационной работе рассматривается роль употребления выразительно-изобразительных средств в повести Саши Николаенко «Небесный почтальон Федя Булкин».
Выразительно-изобразительные средства наполняют каждое художественное произведение и нашу повседневную речь. Наличие художественных средств делает речь и текст многогранным, ярким, также средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
На уроках русского языка ученики сталкиваются с различным проявлением средств выразительности тексте. Общепринятым в методике является положение о том, что усвоение школьниками выразительных средств языка происходит в процессе работы над художественным произведением, стилистический (языковой) анализ которого позволяет выделять в тексте и употреблять в своей речи образные выражения. Поиск эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и др. и объяснение их в контексте необходимы для понимания образов, созданных автором. На уроках русского языка школьники учатся находить в произведениях образные средства языка - метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом.
Актуальность работы обусловлена практической направленностью исследования и возможностью использования результатов исследования в педагогической деятельности.
Материалом исследования является художественный текст повести Александры Николаенко “Небесный почтальон Федя Булкин”, для выявления роли в тексте отобраны самые частотные средства выразительности, встречающиеся в произведении.
Цель работы - проанализировать роль использования самых частотных средств выразительности в тексте повести.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
• изучить теоретический материал по теме средства выразительности: общая характеристика, виды классификации, определения;
• изучить теоретический аспект методики преподавания темы выразительно-изобразительные средства;
• собрать материал для анализа путем выборки самых частотных средств из текста произведения
• проанализировать роль использованных выразительноизобразительных средств в рамках текста рассматриваемого произведения;
• разработать технологическую карту урока для 7 класса по теме «Выразительно-изобразительные средства»
Объект исследования: выразительно-изобразительные средства
Предмет исследования: функционирование выразительно
изобразительных средств в повести “Небесный почтальон Федя Булкин”.
Методы исследования: анализ научной литературы, прием медленного чтения, случайная выборка, количественный подсчет, описательный и сопоставительный методы.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
Во введении обосновываются выбор темы, её актуальность, определяются объект и предмет, ставятся цель и задачи исследования. Обосновывается теоретическая и практическая значимость работы, описывается структура выпускной квалификационной работы.
В главе 1 «Теоретический аспект изучения выразительноизобразительных средств языка» содержится теоретическая информация о средствах выразительности, взгляды разных исследователей на тему, рассматриваются особенности и разновидности изобразительно-выразительных средств, их значение для развития речи. Так же в первой главе рассматривается методологические исследования в вопросе изучения темы средств выразительности на уроках русского языка в средней школе....
В ходе данной работы были изучены средства выразительности и их роль в произведении Саши Николаенко «Небесный почтальон Федя Булкин». Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Средства выразительности речи, такие как эпитеты, метафоры, интонационные особенности, имеют разнообразные функции и способствуют созданию образности, яркости и эмоциональности высказывания. На уроках русского языка необходимо уделять достаточно времени для изучения данного аспекта. Их правильное использование не только улучшает понимание текста, но и способствует формированию эмоционально насыщенной и убедительной речи.
В тексте повести Саши Николаенко «Небесный почтальон Федя Булкин» можно найти примеры и фонетических средств («Кысс-кыс-кыс...» «..бульк,бульк..»), и стилистических (« - Это я! Я в него, бабушка!!! Из рогатки!!!»), и лексических средств выразительности («Трацетопсы да ихтиандоры...»). Текст данной книги возможно применять в изучении данной темы, рассматривая разные виды художественно изобразительных выразительных средств.
Таким образом, изучение и практическое применение средств выразительности на уроках русского языка является актуальным и важным направлением в современном образовании, поскольку способствует развитию коммуникативных навыков и повышению качества учебного процесса. Результаты данной работы могут быть использованы учителями русского языка при планировании и проведении уроков, а также методистами при разработке учебных пособий и программ с целью эффективного формирования навыков выразительности у школьников.
1. Баранов, М. Т. Русский язык 7 класс : учебник / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыжеская. - Москва : Просвещение, 2021. - 180 с. - ISBN: 978-5-09070480-9.
2. Беньковская Т. Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII - начала XXI века. - М. Флинта,
2022. - 358 с.
3. Богатырева Н. Д. Введение в литературоведение. - Вятка : Вятский государственный университет, 2020. - 104 с.
4. Бойко Н.А. Методический аспект изучения средств образной выразительности на уроках русского языка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 12-2. - С. 47-49.
5. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. - М. : Флинта, 2021. - 384 с.
6. Винокур Т. Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи. Развитие функциональных стилей современного русского языка.-М.: Наука, 1998.
7. Гладышев В.В. Методика преподавания литературы: актуальные проблемы теории, истории, практики. - М. : Флинта, 2016. - 273 с.
8. Гладышева М.С. Изучение синтаксических средств выразительности на уроках русского языка в viii классе // Вопросы педагогики. - 2021. - № 11-1. - С. 121-125.
9. Емельянова О. Н. Стилистическая информация в толковом словаре (аналитический обзор проблематики) : монография. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 315 с.
10. Иванчикова Е.А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения // В кн.: Мысли о современном русском языке / Под ред. В.В. Виноградова. - М., 1970.
11. Калинина К.А. Классификация средств художественной выразительности - проблемный вопрос при обучении иностранцев русскому языку // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 9-2. - С. 125-127.
12. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Коммуникатив. стратегии. Коммуникативные тактики. Успешность речевого взаимодействия. - М. : Приор, 1998. - 224 с.
13. Котлярова О.В. Лексико-синтаксические проблемы русского языка: тропы в административном социолекте // Филология и культура. - 2018.
• № 4. - С. 54-62.
14. Коханова В. А. Технологии и методики обучения литературе. - М. : Флинта, 2020. - 248 с.
15. Кудряшев Н. И. Об изучении языка художественных произведений в V-VII классах / Н. И. Кудряшев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 104 с....32