Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ РЕЖИССУРЫ. МНОГОСЕРИЙНОЕ ИЗДАНИЕ ПРАКТИК ЧТЕНИЯ

Работа №147762

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ: ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И КОНТЕКСТ 9
1.1. Читательский опыт как отношения с текстом 9
1.2. Место для встречи с книгой 12
1.3. Идеальный читатель 19
1.4. Тема взгляда и практика зрительства 20
1.5. Современные практики чтения 24
ГЛАВА 2. РЕЖИССУРА ЧТЕНИЯ 30
2.1. Нарратив. Миграция текста 32
2.2. Нарративные конструкции в кино и литературе 35
2.3. Режиссура книги 39
ГЛАВА 3. МНОГОСЕРИЙНОЕ ИЗДАНИЕ ПРАКТИК-ЧТЕНИЙ «VOLUME-S» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72


В «Федре» Платона — сократическом диалоге, философской беседе Сократа (в лице, собственно, Платона) с Федром — Сократ рассказывает историю о том, как Тот, древнеегипетский бог мудрости, знаний, покровитель библиотек и изобретатель письменности, обратился к царю Египта, чтобы предложить египетскому народу нечто, что Тот считал отраслью процесса познания, улучшающей память. Этим нечто было рукописное слово. Царь, однако, беспокоился, что использование рукописного слова египтянами приведёт к снижению у них навыков запоминания, использования своей «внутренней памяти» в противовес обращения к «внешней памяти» — носителям информации — папирусам, книгам. Царь полагал, что письмо — это «рецепт не памяти, а напоминания», и человек, полагающийся на письменное слово, лишь создаст иллюзию человека, обладающего знаниями.
И царь, и Тот соглашаются, что письменное слово позволяет разместить мысль вне внутренней памяти человека и, с этой точки зрения, улучшает память человека, способного обратиться к внешней памяти, содержащей письменное слово и, следовательно, знание — intelligence от лат. inter- «между» + legere «собирать, читать». Через письменное слово Тот предлагал царю универсальный инструмент познания человеком себя и мира.
С появлением письменного слова расширились возможности доступа человека к информации, изменились формы фиксации знания, процесс познания, появились новые мировоззрения и способы самовыражения. Источники письменного, печатного слова, будь то папирусы, книги или журналы, содержат колоссальную силу — они расширяют память человека безгранично, просвещают миллиарды людей, заставляют их чувствовать, переживать, слышать и видеть.
Проблема взаимодействия с читателем существовала на обширном пути изменений книги. В течение веков менялись авторский подход к тексту, традиция драматургии, а также физический облик книги. Менялся и сам читатель.
XX век оставил свой след в истории культуры как период экспериментов с текстом и формой книги. Это время характеризуется появлением различных литературных, философских и художественных школ, которые отступали от многовековых устоявшихся традиций. Новым кипели научные и творческие сообщества, за этим наступил и момент освоения книги в качестве художественной формы самовыражения. Изменения коснулись облика, динамики книги и её основных структурных принципов, которые долгое время оставались неизменными. Начала формироваться концепция «книги художника» — уже не просто носителя внешней памяти, но самостоятельного произведения искусства.
Одним из ярких явлений становится Новый роман, или «антироман», как противовес традиционному бальзаковскому нарративу. Авторы направления отвергают идею линейного повествования, предпочитая вместо этого разветвлённые сюжеты и замысловатых персонажей. Они ставили перед собой цель отразить объективную реальность, где люди и события часто непредсказуемы. Инструментом для достижения цели стали эксперименты с языком, структурой и формой текста. Сам текст получил автономное значение в процессе взаимодействия с читателем, авторы обратились к исследованию новых возможностей письменного слова.
Переход от традиционных форм печатной литературы к цифровым средам изменил представление о читательском опыте — интернет открыл возможность мгновенного доступа к информации. В мире, насыщенном данными, чтение стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Г ипертекстовая структура стала обыденной, а взаимодействие читателя с источником часто стало поверхностным.
В всеобъемлющей цифровой реальности книга не утратила своей материальной жизненности. Современная книга освободилась от традиционных функций и перешла в новый этап существования, в котором актуальность книги теперь обусловлена уникальными свойствами, присущими её физической форме. Желание приобрести и сохранить книгу означает, что ее присутствие как физического объекта действительно имеет личную значимость для человека.
Вызванное цифровизацией смещение приоритетов и интересов читателей, а также разнообразие предоставляемой информации, создают необходимость в исследовании и совершенствовании методов конструирования читательского опыта. Сегодня читатель ожидает большей интерактивности, он склонен ориентироваться визуально и нацелен на многозадачность. Эти изменения создают вызовы для тех, кто исследует возможности читательского опыта.
Читательский опыт с физической, материальной книгой сегодня складывается из великого множества аспектов и усложняется контекстом печатного слова или истории, которую читателю предстоит прочесть.
Помимо того, что читательский опыт зависит от текста, типографического набора, бумаги и переплета, опыт складывается и от окружающего читателя пространства, даже от позы тела человека в момент чтения. Различный характер текста — будь то пьеса, инструкция по эксплуатации или художественная литература — требует от читателя разного подхода к источнику и процессу познания. Читатель может испытывать личное переживание при чтении про себя и общность при чтении вслух в группе. Более того, сегодня читатель вовсе не всегда человек, потому в контексте режиссирования читательского опыта необходимо учитывать и возможное применение машинного чтения.
Наивно полагать, что усложнение процесса коммуникации читателя со своей внешней памятью, изменение и создание новых требований на пути к познанию через книгу не создает новых требований и к графическому дизайнеру.
В настоящее время дизайн активно расширяет свои границы, интегрируя подходы из различных областей, таких как социальные науки, философия, экономика, экология и искусство. Дизайн — это деятельность, которая обеспечивает визуальную коммуникацию, часто с помощью создания нарратива и разработкой сценария пользователя. В настоящей работе предлагается рассмотреть конструирование читательского опыта с помощью методов режиссуры. Исследовательский интерес сосредоточен на фигуре читателя, его опыте, и на создании книжного нарратива.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на всеобъемлющую цифровизацию, ценность бумажной книги остается значимой для современного человека, о чем свидетельствуют современные библиотечные пространства и развивающееся издательское дело. Настоящее исследование предложило рассмотреть проектирование книги с точки зрения особенностей многогранного читательского опыта и принципов режиссуры. Так, различный характер текста — пьесы, интервью, художественная литература — требует индивидуальных решений, что было продемонстрировано в рамках проекта.
В первой главе рассмотрены аспекты, формирующие читательский опыт, и проанализированы тенденции в читательских практиках. Заключено, что современный читатель ожидает большей интерактивности и визуальной ориентированности, что требует от дизайнеров новых подходов. Во второй главе изучены методы создания интерактивного нарратива книги. В третьей главе приведены практические результаты по конструированию читательского опыта на примере конкретных практик чтения с помощью методов режиссуры
— создание цельного нарратива книги, режиссуры контента, разработка сценария взаимодействия.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных дизайнерских решений. В издании, посвященному чтению по ролям, с помощью зеркальной верстки были созданы условия для чтения в группе. Визуальные подсказки и разделение текста облегчили участие двух читателей в одном повествовании. Разработано издание для транзитного чтения, в котором исследовались пространственные условия чтения. Был разработан гибкий формат издания, позволяющий параллельно читать оригинальный текст, его лингвистические и семиотические переводы. Подготовленное издание о чтении вслух содержит тренировочные материалы для подготовки к выступлению. Сформулированные решения учитывают особенности практик-чтений и предлагают нелинейное взаимодействию с текстом.
Применение режиссерских методов в дизайне изданий расширяет границы традиционного графического дизайна, предлагает инновационные подходы к созданию книг
— дизайнеру и новый опыт чтения — человеку. В данном проекте была проведена всесторонняя работа по режиссуре контента, включающая в себя как подбор текстов для практик, так и написание эссе. В отношении самих изданий осуществлена работа по поиску подходящей формы для каждого издания, разработке макета и всех составляющих книги.
Кроме того, продуман сценарий пользователя, который лег в основу каждого издания.
Исследование также позволило сделать вывод, что читательский опыт зависит не только от текста и его оформления, но и от окружающего пространства, и от физического взаимодействия с книгой. Изложенное в свою очередь подтвердило важность интеграции различных ситуативных и пространственных аспектов в создание читательского опыта. Проект продемонстрировал, что графический дизайн может быть не только визуальным инструментом, но и средством создания нарратива, обеспечивающим интерактивное взаимодействие с материалом.


1. Аалто, А. Архитектура и гуманизм. — М.: Прогресс, 1978. — 230 с.
2. Аронсон, О. Рассказ — Кино — Рассказ’ (Ромер и Эсташ) // Кинема. № 1(4) 2023. С. 10-30.
3. Барт Р. От произведения к тексту. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989.
4. Барт, Р. S/Z. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
5. Беньямин, В. Задача переводчика // Беньямин, В. Озарения / пер. Н. Берновской, Ю. Данилова, С. Ромашко. — М.: Мартис, 2000. — С. 46-58.
6. Беньямин, В. Рассказчик. Размышления о творчестве Николая Лескова // Беньямин, В. Озарения / пер. Н. Берновской, Ю. Данилова, С. Ромашко. — М.: Мартис, 2000. — С. 345-369.
7. Герчук, Ю. Художественная структура книги. — М.: РИП-холдинг, 2014. — 216 с.
8. Гессе, Г. Магия книги / пер.: Г. Снежинская. — СПб.: Лимбус-Пресс, 2018. — 336 с.
9. Годро, А.; Марион, Ф. Трансписьмо и повествовательная медиатека. Ставки интермедиальности / пер. с фр. Ю. Смирнова // Кинема. № 1(4) 2023. С. 130-148.
10. Горяинов, О. Как модернисты (не) дружат с нарративом? Метафизическая фантазия о призраках Декарта и Лейбница в современном кино // Кинема. № 1(4) 2023. С. 44-60.
11. Изер, В. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология. М., 2004. С. 207-210.
12. Каррион, Х. Книжные магазины. — М.: Ad Marginem, 2024. — 336 с.
13. Королькова, А. Живая типографика. — М.: IndexMarket, 2008. — 224 с.
14. Крамер, Л. Гул мира: Философия слушания / пер. с англ. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 272 с.
15. Краусс, Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. — М.: Ад Маргинем Пресс. — 2014. — 304 с.
16. Лакан, Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрывается в психоаналитическом опыте // Кабинет: Картины мира I, А. 1998.
17. Лисицкий, Л., Книга с точки зрения зрительного восприятия — визуальная книга, в сб.: Искусство книги. — М.: Книга,1962.
18. Лола, Г. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования / Г. Н. Лола, — СПб: ИПК Береста, 2019. — 264 с.
... Всего источников –69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ