Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки реализации молодежной политики в внешкольном образовании Российской Федерации
1.1. Реализация молодежной политики во внешкольном образовании Российской Федерации как психолого - педагогическая проблема
1.2. Подходы к реализации молодежной политики во внешкольном образовании Российской Федерации
1.3. Организационные формы реализации молодежной политики в внешкольном образовании Российской Федерации
Глава 2. Особенности деятельности «Российского движения школьников» как направления в реализацию молодежной политики на территории Красноярского края
2.1. Нормативно-правовая база деятельности «Российского движения школьников» как направления реализации молодежной политики на территории Красноярского края
2.2. Региональные особенности деятельности «Российского движения школьников» как направления в реализацию молодежной политики на территории Красноярского края
2.3. Практический опыт деятельности «Российского движения школьников» как направления в реализацию молодежной политики на территории Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глубоких политических, социально-экономических и социокультурных изменений, происходящих в современной России, реформирования практически всех социальных институтов, переоценки принципиальных для педагогики идей и концепций воспитания грядущих поколений граждан, отечественная мысль в поисках понимания и разрешения насущных проблем теории и практики обращается к феномену молодёжной политики в Российской Федерации.
Данный интерес обусловлен тем, что молодежь, согласно содержания документов Правительства Российской Федерации (Постановления «Об основных направлениях молодёжной политики в Российской Федерации» № 5090-1, от «03» июня 1993 г., Распоряжения № 2403-р,от «29» ноября 2014 г.,) и целевой государственной программы «Развития образования» Российской Федерации на 2013-2020 гг. являлась стратегическим человеческим ресурсом и потенциалом в достижении устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности нашей страны, а также гарантией упрочения ее лидерских позиций на мировой арене. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Указе «О создании Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» № 536,от «29» октября 2015 г. отмечал, что означенные перспективы развития в значительной степени связывает с продуманной молодежнойполитикой государственными институтами.
К сожалению, до начала 2000-х годов в силу идеологических установок государственная молодежная политика Российской Федерации не смогла интегрироваться в полноценный институт и полноценно вести свою работ ни на общероссийском, ни региональном уровнях. Изучение проблем, связанных с оформлением её единой концепции развития, механизмов реализации и подходов к работе с молодежью, особенно в детско-юношеских организациях «Российского движения школьников», было исключено из поля педагогического знания. Без учета специфики регионов оно не может быть ни полным, ни объективным.
Все выше сказанное вызывает закономерный интерес к особенностям реализации фундаментальных оснований, прикладного и организационного опыта Российского движения школьников как самостоятельного направления молодежной политики на территории Красноярского края.
Степень изученности проблемы.
Проблеме молодежной политики посвящено немало научных публикаций, но чаще всего в них присутствуют такие недостатки как, краткое и довольно сжатое изложение, фрагментарность материала, а также отсутствие сформировавшегося подхода к исследованию этого феномена.
В дореволюционный период литература по теме исследования представлена учебниками по социологии, возрастной педагогике, возрастной психологии. Часто издается в авторской редакции, что влечет затруднения в поиске информации. В числе авторов нужно назвать Л.И. Петражицкого (1867-1931), который одним из первых в России обратил внимание на эмоциональные групповые реакции в поведении детей и работы В. Соловьева русского религиозного философа, с его стремлением исследовать «коллективную личность».
Наилучшей для школьного воспитания, соответствующего духу времени, и успешной подготовки ребенка к самостоятельной жизни, считалась идея сближения школы с реальной жизнью (К.Н. Венцель, Д Дьюи, Г. Кершенштейнер, А.С. Макаренко, Э. Торндайк, С.Френе, Н.В. Чехов и др.).
В советское время идеи трудового воспитания и социализации молодежи получили свое продолжение. В 1920 - 30 - е гг. XX в. появился термин «молодежная политика». В литературе он рассматривался исключительно в контексте проблем социального воспитания. Статьи и выступления крупных ученых и деятелей Наркомпроса(П.П. Блонский, А.С. Бубнов, Н.И Бухарин, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский,М.Н. Покровский, М.М. Рубинштейн, С.Т. Щацкий и др.)1; разработке фундаментальных проблем теории и практики педологии (Л.С. Выготский, А.Г. Калашников, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, Е. Радина, В.Я. Струмилин, В.Н. Шульгин и др. О развитии детских организаций в качестве важнейшего фактора социализации ребенка в 30-40-е гг. писали Ф.Ф. Королев, В.С. Ханчин.....
Проблема эффективности государственной молодежной политики актуальна и в теоретическом и практическом ракурсах. За последнее время, особенно после 1991 года появилась огромное количество публикаций
подрастающего поколения. В этой работе проанализировано как внешкольное образование влияет на подрастающее поколение и каким способом может решать его психолого-педагогические проблемы. Кардинальные преобразования российскогообщества коренным образом изменили парадигму социализации молодежи. В настоящее время в процессе социализации преобладает адаптационная составляющая, а как мы выяснили в данной работе одним из факторов обеспечения более благоприятной адаптации является государственная молодежная политика.
На современном этапе российской государственности продолжается строительство гражданского общество как гаранта обеспечения национальной безопасности. При строительстве такого общества власть всегда будет опираться на активного, инновационного, созидающего молодого человека.
При опоре на такого молодого человека необходимо руководствоваться принципами:
1 Обеспечение субъекта опоры необходимыми ресурсами (информацией, знаниями, образами и т.д.) для активной самореализации;
2 Создание развитой и богатой социальной структуры, отражающей разнообразие интересов разных слоев и групп, способности демонстрировать различные стили жизни, нормы во всех сферах общества;
3 Подготовка самой личности, развитие ее внутренней свободы, умения участвовать в институтах гражданского общества, способностей к самоорганизации.
Необходимо рассматривать внешкольное образование как сферу молодежной политики, так и молодежную политику в целом в контексте реализации инновационного потенциала молодежи с учетом изменений в общественной жизни России, невозможно воспитывать подрастающее поколения без анализа завтрашнего дня.
По нашему мнению, такой анализ проводит молодежная политика Красноярского края, именно в ней отражены все принципы современного молодого человека, которые способствуют его дальнейшему развитию, которые помогают ему адаптироваться, а затем и интегрироваться в современное общество. В настоящий момент молодому человеку предлагается настолько широкий спектр внешкольных программ, что при точке «входа» в молодежную политику он теряется, потому что отрасль готова предложить все для успешного развития. Для более эффективного развития в 2015 году было создано общероссийское движение, в рамках которого подростку в школе предлагаются направления развития, после окончания школы эти направления сохраняются. Действительности получается, что молодежная политика «ведет» молодого человека на протяжении его становления как личности, что способствует ее развитию.
Алемаскин П.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985. С.5-11.
Антипина Н.Л. Проблемы молодежи в России как отражение молодежной политик // Академический вестник. 2013. №2. С. 119-126.
Аринин Е.В. Классификация молодежных групп на современном этапе развития общество // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №7. С.60.
Березина В.А Дополнительное образование детей в России. М.: АНО «Диалог культур». 2007.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1999.
Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание // Психология и дети. 1917. №1.
Блонский П.П. Учёт школьной работы // На путях к новой школе. 1926. №7,8.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Пеагогика. 1997. №4. С. 11-17.
Бубнов А. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов // Под знаменем марксизма. 1936. № 10.
Бухарин Н.И. Из выступлений на I педологическом съезде //На путях к новой школе. 1928. № 1.
Внешкольные учреждения в системе общественного воспитания // Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: сб. науч. трудов / отв. Ред. М.Б. Коваль, М.П. Чумакова. - М.: Изд-во АПН СССР, 1985. С.7.
Выгодский Л.С. Детская психология // Собр. соч. Т. IV. М. 1984. С.27.
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гиль С.С. «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика». Оренбург, дисс. док. пед. наук. 2001. С.107-109.....18