Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИШЕННОЙ СИТУАЦИИ

Работа №147755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 7
1.1 Межличностные отношения как предмет психологического
исследования 7
1.2 Характеристика межличностных отношений детей
дошкольного возраста 14
1.3 Влияние трудной жизненной ситуации на развитие
межличностных отношений детей 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ межличностных отношений детей дошкольного
возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 40
2.3 Рекомендации по развитию межличностных отношений детей
дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной
ситуации 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Актуальность темы исследования. В современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально­экономическом положении, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации».
Значимость межличностных отношений в возрастной психологии рассматривались многими отечественными авторами, такими как Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Т.А. Репина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский и др. Именно в дошкольные годы, как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, завязываются первые отношения между детьми.
Становление межличностных отношений в дошкольном возрасте - одна из актуальных проблем науки и практики, т.к. они закладывают основы развития личности: в это время начинают активно развиваться психические функции у ребенка, и сам ребенок развивается как личность. Поэтому формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте - важное условие развития ребенка, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Особенно актуально это для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Депривационные условия развития детей данной категории ведут к разрушению эмоциональных связей ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают нарушения психического, физического и социального характера. Последствия депривации проявляются в межличностных отношениях как со взрослыми, так и со сверстниками. Результаты исследования М.И. Лисиной, Е.Д. Худенко, А.М. Прихожан показали, что отношения со взрослыми и сверстниками характеризуются неполноценностью и неготовностью к общению в социуме. Психологи и врачи, наблюдающие детей в трудной жизненной ситуации, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», отмечается низкая потребность в отношениях, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия - отчуждением, избеганием или конфликтом. Негативный опыт отношений со сверстниками и взрослыми приводит к тому, что в новой ситуации дети данной категории предвидя непонимание каких-либо требований или заданий, заранее прогнозируют себе неуспех, находятся в напряжении и испытывают отрицательные эмоции. Все это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в межличностных отношениях ребенка с окружающими. Отсутствия осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию негативных качеств, значительно осложняющих вхождение ребенка в социальную жизнь.
Таким образом, межличностные отношения, рассматриваемые в психологии как одно из базовых оснований формирования личности, является необходимым для благоприятного развития ребенка рассматриваемой категории. Создание программ социально-психологической реабилитации, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказание адекватной психологической помощи, актуализируют проблему исследования особенностей межличностных отношений детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в возрастном аспекте и в конкретных условиях их жизни.
Цель исследования: выделить особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, и разработать рекомендации, направленные на их развитие.
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: межличностные отношения детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеют особенности, выражающиеся в антипатии, изолированности и привлечении внимания через нарушение норм поведения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе анализа теоретических источников было выделено несколько подходов к пониманию межличностных отношений детей, в котором рассмотрены с определенной стороны предмет изучения: социометрический (избирательные предпочтения детей); социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем); деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей). В своей работе мы под межличностными отношениями понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В структуре межличностных отношений вслед за В.Н. Мясищевым выделено три взаимосвязанных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Определены особенности общения со сверстниками, которые имеют ряд существенных отличий от общения со взрослым (М.И. Лисина, А.Г. Рузская), среди которых можно выделить: большое разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность средств общения; преобладание инициативных действий над ответными. Общение выступает для детей как основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у детей.
В процессе анализа изучения исследований в области психолого­педагогической отрасли раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, под которой мы пониманием ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Развитие межличностных отношений данной категории детей происходит иначе чем, в семьях, что объясняется социальной изолированностью от общества.
Для выявления особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, были подобраны следующие методики: референтометрия, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой - тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична; проективная методика «Цветовой тест отношений», позволяющая отразить эмоциональный компонент отношений, а также и когнитивный через сравнение и выделение сходных в оценках объектах; наблюдение за детьми в ходе их совместной игровой деятельности, изучающий поведенческий компонент отношений.
В результате изучения межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, было выделено, что они характеризуются высокой конфликтностью, отсутствием единых норм и низкой сплоченностью, наблюдается изолированность в отношениях.
1. Эмоциональный компонент детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется преобладанием антипатии, нежели чем симпатии, при этом не различаются эмоциональные переживания по отношению к сверстнику.
2. Когнитивный компонент проявляется в том, что дети стремятся к социальному познанию личностных качеств сверстников путем выделения характерных свойств, сравнения с предметами, обладающими похожими свойствами.
3. Поведенческий компонент в группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выражен в привлечении внимания, проявляющийся в нарушении дисциплины и норм поведения, у некоторых детей присутствует притворство, извлечение выгоды в отношениях.
На основании полученных результатов были составлены рекомендации для сотрудников центра, направленные на развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые включают следующие тематические блоки: психогимнастика, игровые упражнения, проигрывание ситуаций, воспитательные мероприятия, включающие «технику активного слушания» и анализ ситуаций, ролевых игр.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтвердилась.


В процессе анализа теоретических источников было выделено несколько подходов к пониманию межличностных отношений детей, в котором рассмотрены с определенной стороны предмет изучения: социометрический (избирательные предпочтения детей); социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем); деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей). В своей работе мы под межличностными отношениями понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В структуре межличностных отношений вслед за В.Н. Мясищевым выделено три взаимосвязанных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Определены особенности общения со сверстниками, которые имеют ряд существенных отличий от общения со взрослым (М.И. Лисина, А.Г. Рузская), среди которых можно выделить: большое разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность средств общения; преобладание инициативных действий над ответными. Общение выступает для детей как основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у детей.
В процессе анализа изучения исследований в области психолого­педагогической отрасли раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, под которой мы пониманием ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Развитие межличностных отношений данной категории детей происходит иначе чем, в семьях, что объясняется социальной изолированностью от общества.
Для выявления особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, были подобраны следующие методики: референтометрия, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой - тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична; проективная методика «Цветовой тест отношений», позволяющая отразить эмоциональный компонент отношений, а также и когнитивный через сравнение и выделение сходных в оценках объектах; наблюдение за детьми в ходе их совместной игровой деятельности, изучающий поведенческий компонент отношений.
В результате изучения межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, было выделено, что они характеризуются высокой конфликтностью, отсутствием единых норм и низкой сплоченностью, наблюдается изолированность в отношениях.
1. Эмоциональный компонент детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется преобладанием антипатии, нежели чем симпатии, при этом не различаются эмоциональные переживания по отношению к сверстнику.
2. Когнитивный компонент проявляется в том, что дети стремятся к социальному познанию личностных качеств сверстников путем выделения характерных свойств, сравнения с предметами, обладающими похожими свойствами.
3. Поведенческий компонент в группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выражен в привлечении внимания, проявляющийся в нарушении дисциплины и норм поведения, у некоторых детей присутствует притворство, извлечение выгоды в отношениях.
На основании полученных результатов были составлены рекомендации для сотрудников центра, направленные на развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые включают следующие тематические блоки: психогимнастика, игровые упражнения, проигрывание ситуаций, воспитательные мероприятия, включающие «технику активного слушания» и анализ ситуаций, ролевых игр.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтвердилась.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 2005. 344 с.
3. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 60-70.
4. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: сборник очерков. Выпуск 4. М.: ТОО «СИМС», 1995. 64 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 328 с.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. М. :AcademiA, 2007. 440 с.
7. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. М.: Знание, 1988. 194 с.
8. Ганошенко Н.И., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 240 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ :Астрель ; Владимир: ВКТ, 2012. 238 с.
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 396 с.
11. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольного воспитания. 2002. № 2. С.46-48.
12. Дубровина М.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия, 2011. 464 с.
13. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. 209 с.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 576 с.
Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник Московского университета МВД России. 2010. С. 114­120....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ