Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роман В. Сёмина «Нагрудный знак «OST»»: единство формы и содержания (теоретический и методический аспекты)

Работа №147745

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА 11
1.1 Документально-художественная проза: становление явления и
терминология 11
1.2 Жанровые модификации литературы факта 16
1.3 Поэтика литературы с автобиографическим началом 22
1.4 Психологизм в художественной литературе 29
ГЛАВА 2. РОМАН В. СЁМИНА «НАГРУДНЫЙ ЗНАК «OST»»: ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА 38
2.1 Жизнь и творчество В. Сёмина 38
2.2 Автобиографизм как особая черта романа «Нагрудный знак «OST»» 42
2.3 Особенности психологизма_романа «Нагрудный знак «OST»» 48
2.4 Социально-нравственные аспекты романа-воспоминания В. Сёмина
«Нагрудный знак «OST»» 63
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В ЛИТЕРАТУРЕ (С ВКЛЮЧЕНИЕМ В ПРОГРАММУ РОМАНА В. СЁМИНА «НАГРУДНЫЙ ЗНАК «OST»») 72
3.1 Элективный курс: Автобиографические и документально­художественные книги о второй мировой войне 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Виталий Николаевич Сёмин (1927-1973 гг.) знаковая фигура в историко­литературном процессе 60-70-х годов ХХ века. В 1942-1945-х годах подростком был на принудительных работах в Г ермании. После возвращения, В. Сёмин много работал над собой, и в итоге занялся писательским трудом, чтобы рассказать миру о том, что он пережил в фашистском рабстве. Однако в литературный процесс оттепельного периода он вошел в 1965 г с другой темой. В Журнале «Новый мир» была напечатана повесть «Семеро в одном доме», которая была переведена на десятки языков за рубежом, но критиками была воспринята неоднозначно: автор обвинялся в «очернительском изображении рабочего класса». Большое количество дискуссий на несколько лет отстранили В. Сёмина от возможности публиковаться в центральных изданиях, но сделали его имя узнаваемым в литературных кругах.
С 70-х годов В. Сёмин начинает работу над антифашистским романом «Нагрудный знак «OST»». На создание произведения ушли долгие годы, потому что осмыслить и изложить прошлое по соцреалистическим канонам было практически невозможно, содержание требовало новой формы: ««Добывать смысл» можно было только из правды, которая не укладывалась ни в какие схемы, ни в какие заранее составленные представления о ней, тем более приподнятые согласно кодексу так называемого социалистического реализма... »[28, с. 21]. Работа над романом шла тяжело, так как события тех лет стали ужасным потрясением, прожить и осмыслить которое не удавалось многие годы: «Мне потребовалось тридцать лет жизненного опыта, чтобы я сумел кое-что рассказать о своих главных жизненных переживаниях» [28, с. 18]. В основу сюжета положен значительный период биографии автора, а своеобразие формы заключается в введении во взрослый нарратив детского потока сознания, чувств и мыслей.
В 1976 году в журнале «Дружба Народов» был впервые опубликован роман «Нагрудный знак «OST»», прорвавший плотину молчания вокруг трагической темы русских остарбайтеров в гитлеровской Германии. Произведение вызвало бурную реакцию литературоведов. Прозаик и критик А. Каштанов в открытом письме Сёмину отметил «аналитическую наблюдательность» автора, а также апеллировал ко Льву Толстому, который «где-то сказал, что со временем писатели перестанут выдумывать, а будут описывать то, что было». Авторитетный критик И. А. Дедков писал об особенностях семинской прозы: «Она по своей природе близка к чему-то научному, но без научной «беспощадности». Известный прозаик С. П. Залыгин называет роман В. Сёмина «научно-психологическим трактатом», «философским исследованием фашизма». Ростовская журналистка Е. Джичоева написала биографический очерк «Преодоление» [15]. Кандидатская диссертация Т. Н. Масловской посвящена судьбе и творческой индивидуальности В. Сёмина в литературном процессе 60-70-х годов [37]. В данном исследовании рассматриваются стилевые особенности произведений писателя, основные из которых - автобиографизм и аналитичность.
Не смотря на наличие литературно-критических и литературоведческой работ о творчестве писателя, представляется недостаточно изученным вопрос о жанровой природе книги, за которой закрепилось определение «автобиографический роман». А также перспективным для изучения является следующий аспект: выявление соответствия формы и содержания.
Поскольку основной теоретический аспект исследования связан с понятиями документально-художественная проза, автобиографическое повествование, необходимо обратиться к истории становления и развития литературы с документальным началом.
В своем исследовании мы используем определение, которое предлагает литературовед Е. Г. Местергази: «Литература с главенствующим документальным началом - художественная проза, повествующая о реальных событиях и лицах с привлечением документальных свидетельств. При этом имена, названия могут быть подлинные, а могут в отдельных случаях заменяться на вымышленные; под «документальным свидетельством» понимаются как официальные документы, справки и пр., так и записи устных рассказов, в том числе литературно обработанные, а также невымышленные повествования писателей, ставших свидетелями и участниками важнейших исторических событий» [39, 2007, с. 42]. Нельзя не согласиться с мнением Местергази Е.Г. о том, что именно на соотнесенности тенденций документальности (воспроизведение подлинных обстоятельств реального мира) и художественности (образное воссоздание реальности) базируется литература как искусство слова.
Вопрос жанровой модификации художественно-документальной литературы интересует многих литературоведов. Одними из первых в России исследованиями автобиографического романа как самостоятельного жанра стали статьи И. Анисимова, С. Динамова (1928), А. Десницкого (1933), опубликованные в журналах "На литературном посту" и "Литературная учеба" в 1928 - 1933 гг. Некоторые литературоведы ставят перед собой задачу предложить свою классификацию жанров литературы факта: Местергази Е. Г., Симонова Т. Г., Т. М. Колядич (1998). Анализ отдельных аспектов современной автобиографической и мемуарной прозы содержится в работах Е. Гончаровой, Л. Бондаревой, А. О. Большева, Л. М. Нюбиной: (2000), Н. А. Николиной (2002), В. Е. Хализева (1999).
Таким образом, актуальность изучения автобиографического романа в русской литературе XX века обусловлена тем, что изучение романов представителей автобиографической прозы позволяет обратиться к подлинным фактам человеческой истории и помогает понять проблемы настоящего времени.
Научная значимость работы: связана прежде всего с выбором нового аналитического ракурса в подходе к изучению романа В. Сёмина «Нагрудный знак «OST»»: привлекается значительный теоретический и историко-литературный материал, с помощью которого объясняется форма повествования и неслучайность её возникновения в 70-е годы ХХ века.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в школьном историко-литературном 8
курсе в десятом/одиннадцатом классах и в программах гуманитарных специальностей вузов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном диссертационном исследовании были рассмотрены актуальные литературоведческие точки зрения на явление документально­художественной литературы. Термин «документальная литература» возник в критике и литературоведческих работах в 1920-е годы, но первые предпосылки к возникновению данного направления наблюдались еще в античности, таким образом, можно сделать вывод, что история становления и развития литературы с документальным началом насчитывает несколько столетий. По мере развития направления в литературе появлялось больше образцов художественно документальной прозы, поэтому ей стали называть не только дневники, записные книжки, мемуары, но и произведения, авторы которых в художественной форме описывали реальные события, называя настоящие имена всех действующих лиц, вводя в ткань повествования подлинные документы. При этом акцент в каждом отдельном случае смещался либо в сторону документальности, либо в сторону художественности. Мощным толчком к развитию документально-художественной литературы стали события 1939-1945 гг. На сломе эпох люди хотят знать правду и реальные факты. Поэтому в 60-е годы в литературные круги вошли многие писатели, ставшие участниками событий второй мировой войны. Одним из первооткрывателей темы ребенка на войне стал В. Сёмин. В1942-1945 он был угнан на принудительную работу в Германии. После возвращения, много работал над собой, и в итоге занялся писательским трудом, чтобы рассказать миру то, о чем должен. Основой романа «Нагрудный знак «OST»» становится личная судьба автора.
В теоретической главе о автобиографизме, мы выявили, что автобиографизмом принято называть «стилистически маркированный литературный прием, представляющий собой эхо жанра автобиографии; он появляется в текстах, которые сами по себе не являются автобиографией, не писались и не воспринимались как автобиографии». Роман «Нагрудный знак «OST»» полностью соответствует описанию. Используя различные художественные приёмы, автор искусно вплетает в ткань романа факты из собственной жизни, не пытаясь приукрасить или сгладить их. Такое соотношение правды и вымысла помогает наиболее полно передать чувства и состояния героя, а вместе с тем, обозначить масштаб трагедии, о которой долго все молчали. Таким образом автобиографизм в произведении проявляется в «прямой» степени. «Прямая» степень включает в себя «автобиографизм чувств» и «автобиографизм событий». Они подразумевают отражение эмоций, событий из реальной жизни автора в его романах. Так основой всего произведения становится повествование о заключении В. Сёмина в концентрационном лагере, и его внутренний мир отражается во внутреннем мире героя. Присутствует и «Непрямая» степень автобиографизма - использование жизненного опыта в качестве катализатора для создания произведений.
В романе «Нагрудный знак» OST»» автор реализует основные функции автобиографизма: функция осмысления, прогностическая функция и функция оправдания. За тридцать лет В. Сёмину удалось осознать произошедшее с ним в военные годы. Он не только вспомнил чувства и эмоции, но и устами автобиографического героя подверг себя самоанализу, дал оценку происходящему, и оправдание многим своим поступкам и действиям.
Идентичность описываемых событий с событиями из жизни В. Сёмина, полнота описания чувств героя и аналитизм позволяют нам говорить о особом «документальном» психологизме романа. Используя данный метод изображения художественной действительности, автор достигает максимально подробного и глубокого описания мыслей и состояния героя, объяснив тем самым критичность сложившейся в мире ситуации.
В соответствии с целью работы нами были реализованы все поставленные задачи. Результаты исследования доказывают, что роман «Нагрудный знак «OST»» является образцом документально-художественной литературы. Форма, выбранная автором и стиль его повествования образуют единство с содержанием произведения, позволяя наиболее подробно изобразить внутренний мир героя, заключенного в фашистский концентрационный лагерь. Жанр автобиографического романа открывает автору возможность введения в текст большого количество персонажей и помогает масштабировать социальную проблематику, сместив фокус с исторических событий на личность, попавшую под их давление. Реальные факты из жизни автора и их правдивое изложение в художественной обработке вызывают наивысшую степень читательского доверия.....


1. Абрамов А., Айзенберг М., Балина М., Гандлевский С., Гудков Л., Клех И., Либкин О., Лурье С., Работнов Н., Чудаков А.// Литература non fiction: вымыслы и реальность // Новое «Знамя». 1986-2006: Антология. - М.: Знамя; Время, 2006. - С. 362-387.
2. Безруков, А.Н. Введение в литературоведение (теория литературы) [Текст] / А.Н. Безруков // учебно-методическое пособие - Бирск, 2009. - 180с.
3. Болдырева, Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский вестник. - 2017. - № 4. - С. 242­251.
4. Большев, А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века: дис. ... д. филол. наук. / А. О. Большев. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 282 с
5. Гареева, Г. Н. Психологизм как художественная категория литературы (на материале башкирской литературы начала ХХ века) / Г. Н. Гареева // Символ науки: международный научный журнал. - 2016. - № 5-1(17). - С. 268-271. - EDN WAFQRT.
6. Гареева, Г. Н. Художественный психологизм и его место в системе литературоведческих терминов (на материале башкирской литературы начала ХХ века) / Г. Н. Гареева // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 83-4. - С. 68-71. - DOI 10.18411/trnio-03-2022- 150. - EDN TGOYXE.
7. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципах построения характера// Вопросы литературы. - 1970. -№7.
8. Гинсбург Л.Я. О психологической прозе //Лидия Яковлевна Гинзбург. - Л.: Художественная литература, 1977.
9. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 2011. - 416 с.
10. Григорьян Л. Ожившее прошлое // Звезда. — 1977. — № 2. — С. 211—213 с.
11. Горбунова, А. Н. Автобиографизм и автобиографические жанры в творчестве А. И. Герцена [Электронный ресурс] / А. Н. Горбунова. - Электронные текстовые данные // Бесплатная интернет-библиотека. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1625/1/konf000180.pdf. - Загл. с экрана.
12. Гудонене В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину): учебное пособие / В. Гудонене. - Вильнюс : Изд. Вильн. гос. ун­та, 1998. - 118 с. - ISBN 3-224637-728-4.
13. Гудонене,В. В. Психология личности в русской прозе и поэзии: Вильнюс: Вильнюсский пед. ун-т, 2006. - 218 с.
14. Дедков И. Покоряющая правда // Дедков И. Возвращение к себе. — М., 1978. — С. 300—308.
15. Джичоева Елена, Преодоление. Очерк жизни и творчества Виталия Семина, Ростов-н/Д., Ростовское книжное изд-во, 1982, 152 с.....67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ