Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении экологической характеристики сорной растительности Алтайского края

Работа №14774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы51стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
800
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ роли исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии 7
1.1 Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и экологии 7
1.2 Экологическая характеристика сорной растительности Алтайского
края и её роль в земледелии 17
Глава II . Эмпирическое исследование организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении характеристики сорной растительности Алтайского края 3 1
2.1 Организация и методы исследования. 31
2.2 Анализ результатов исследования. 37
Заключение 46
Библиографический список 49

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) к результатам освоения основной образовательной программы является требование владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности навыками разрешения проблем способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Одним из способов реализации данного требования ФГОС является организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения экологии и географии и во внеурочной деятельности.
Повышение качества образования и формирование у обучающихся
ключевых компетенций - важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции обучающихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Формирование исследовательских умений обучающихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения у обучающихся самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников.
Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством - руководителя исследовательской работы.[4]
Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Назовем основные характеристики учебного исследования:
• выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от выделенных точек» или проблемная подача материала;
• развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
• развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
• работа с первоисточниками при разработке версий;
• развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека.
Исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.[14]
Цель исследования: выявление эффективности организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении экологической характеристики сорной растительности Алтайского края
Задачи:
1) Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Организовать исследовательскую работу обучающихся, направленную на изучение сорной растительности Алтайского края.
3) Составить программу исследования экологического состояния сорной растительности Алтайского края.
4) Сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза исследования: предполагаем, что программа по изучению экологического состояния сорной растительности Алтайского края будет эффективна при внедрении её в процесс исследовательской деятельности обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Методы исследования:
1) Теоретический
2) Эмпирический (тестирование)
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2».
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы учителями биологии, экологии, географии для ознакомления с видовым разнообразием сорной растительности Алтайского края и способами борьбы с сорняками, для организации исследовательской деятельности обучающихся.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения
и библиографического списка.
Апробация исследования: результаты исследования были представлены и одобрены на заседании педагогического совета МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование исследовательских умений обучающихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения у обучающихся самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников.
Организация исследовательской деятельности обучающихся позволяет формировать и развивать у них познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определённой области учебного предмета, учит применять их на практике.
Формирование навыков выполнения исследовательской работы целесообразно вести в трёх направлениях:
• проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;
• изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»;
• развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).
Для разработки элективного курса, направленного на организацию познавательной деятельности обучающихся в процессе составления экологической характеристики сорной растительности Алтайского края были применены теоретический и эмпирический методы.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было организовано выявление уровня развития познавательного интереса обучающихся к исследовательской деятельности. Установлено что почти у
половины обучающихся (43,2 %) низкие уровни развития познавательных
интересов; у трети (33,9 %) - средние уровни; у шестой части (21 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (1,9 %) преемственны очень высокие уровни.
На формирующем этапе был реализован элективный курс «Экология Алтайского края» направленного на организацию исследовательской деятельности обучающихся при составлении характеристики сорной растительности Алтайского края. Программа элективного курса включала следующие виды и формы деятельности: обсуждение видеоматериалов, экскурсий и выступлений; составление таблиц, графиков, отчетов; создание проектов; проведение мини-исследований; подготовка выступлений и презентаций.
Целью контрольного этапа исследования явилось определение эффективности организации исследовательской деятельности обучающихся. Было проведено повторное тестирование (диагностика). Было установлено что количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось от 43,2% до 22,5%. Увеличилось количество детей, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса от 33,9% до 42,9%. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности познавательного интереса на 20% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень сформированности познавательного интереса от 21% до 31,5%. Это доказывает, что содержание, методы и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня познавательного интереса у учащихся.



1. Артохин, К. С. Атлас Сорные растения. [Текст] / К.С. Артохин- Ростов-на-Дону, 2004. 144 c.
2. Алейникова И. Интеллект будущего. [Текст] / И. Алейникова - Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
3. Баздырев Г. И., Зотов Л. И., Полин В. Д. Сорные растения и меры борьбы с ними в современном земледелии. [Текст] / Баздырев Г. И., Зотов Л. И., Полин В. Д.-М.: МСХА, 2004. 288 c.
4. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. [Текст] / Е. В. Баранова-Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
5. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. [Текст] / Белогрудова В.П. -Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.
6. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. [Текст] / Борзенко В.И., Обухов А.С.-Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.80-88.
7. Бывалов А.М., Шорина Н.И. Экология растений. 6 класс. [Текст] / Борзенко В.И., Обухов А.С. -М. Вентана-Граф. 2002
8. Важова Т.И. Ботаника с основами фитоценологии. [Текст] / Важова Т.И.- учебн. пособие по написанию контрольных, курсовых и дипломных работ / Т.И. Важова. - Бийск, 2002. - 70 с.
9. Вершинин Ю. А., Фадеева Е. Ф. Просо сорное в посевах зерновых культур. [Текст] / Вершинин Ю. А., Фадеева Е. Ф.-Защита и карантин растений, № 2, 2002. С. 47
10. Васильев, И.П. Практикум по земледелию. [Текст] / И. П. Васильев, А. М. Туликов, Г. И. Баздырев и др. - М.: Колос, С. - 2005. - 424 с.
11. Кучин А.П. Флора и фауна Алтая [Текст] / А.П. Кучин - Горно-Алтайск, 2001. - 263с.
12. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. [Текст] / Козлова Ю.В., Ярошенко В.В.- М. Творческий Центр. 2007
13. Коломейченко В.В. Растениеводство. [Текст] / Коломейченко В.В.- Агробизнесцентр 2007 г. -596 с.
14. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся. [Текст] / Леонтович А.В. - Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.33-37.
15. Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников 4 Всероссийского конкурса педагогов. [Текст] - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010, 194с.
16. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. [Текст] / Обухов А.С. - М.: Прометей, 2006, 224 с.
17. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. [Текст] / Савенков А.И. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
18. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / Савенков А.И. - Учебное пособие. - М.: Ось- 89, 2006, 480 с.
19. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. [Текст] / Савенков А.И. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.
20. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. [Текст] / Тяглова Е.В.- М.: Планета, 2010, 255с.
21. Ульнова Т.Н. Сорные растения во флоре России и сопредельных государств. [Текст] / Т.Н. Ульянова - Барнаул: Изд-во «АзБука» , 2005. - 297с.
22. Шумахер О.В. Борьба с сорняками. [Текст] / О.В. Шумахер, О.А. Петросян-М.: Вече, 2006. - 176 с.
23. Эбель А. Л., Пяк А. И. Материалы к флоре Алтая. / Turczaninowia, 2001, вып. 4, № 1-2. C. 86-94. Новые данные о распространении крестоцветных (Brassicaceae) на юге Сибири. [Текст] / Эбель А. Л., Пяк А. И.- Ботанический журнал, т. 82, № 12, 1997. С. 100-104.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ