Объект исследования - ООО ««Автофлагман».
Виды деятельности :
-экспресс-доставка по всему миру;
-экспедирование грузов на авиационном, грузовом автомобильном, морском и железнодорожном транспорте;
-складские услуги, выходящие за пределы просто хранения, и включают в себя всё – от упаковки до ремонта;
-международные почтовые доставки;
-отгрузки, выполняемые в соответствии с особыми требованиям клиентами.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентной позиции транспортной компании 7
1.1Сущностная характеристика конкуренции, понятие «конкурентоспособности» и «конкурентной позиции» организации 7
1.2 Сравнительный анализ методов оценки конкурентной позиции организации 14
1.3 Стратегические особенности конкурентной борьбы на рынке логистических услуг 19
2 Анализ конкурентной позиции ООО «Автофлагман» 27
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации 27
2.2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации 32
2.3 Оценка конкурентной позиции организации, выявление узких мест 44
3 Разработка программы мероприятий, направленных на усиление конкурентной позиции, в рамках стратегии развития ООО «Автофлагман» 48
3.1 Цель, задачи, обоснование проектных мероприятий ООО «Автофлагман» 48
3.2 Программа мероприятий по усилению конкурентной позиции компании 56
3.3 Оценка экономической эффективности предложенной программы мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Необходимость в стратегическом управлении возникла в результате реализации экономической реформы и рыночно-институциональной трансформации всех уровней национальной экономики. Стратегическое управление позволяет усилить стратегическую адаптацию, расширить горизонты предвидения и тем самым не только создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на те изменения, которые происходят в его внешней среде, но и добиться стратегического успеха в будущем.
Сегодня можно констатировать факт перехода основных рынков страны от этапа заполнения пустых ниш, в котором выигрывал тот, кто быстрее других расставлял товар на полках, к этапу напряженной конкуренции, когда для успешного развития бизнеса необходимо уметь успешно его продвигать, учитывая разработки и технологии конкурентов.
В жесткой борьбе за успешное выживание в долгосрочной перспективе уже недостаточно использовать только широко применяемые инструменты маркетингового анализа, первоочередной задачей становится необходимость думать и действовать перспективно, регулярно проводя стратегический анализ внешнего окружения и внутренней среды компании.
В настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха компании, так как любое предприятие осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Укрепление конкурентоспособности компании предполагает разработку стратегии развития с учетом характеристик рынка, конкурентной среды и позиции компании в конкурентном окружении в их непрерывном изменении. Это подтверждает актуальность изучения конкурентоспособности, поиска наиболее точного и функционального инструментария ее оценки и эффективных механизмов ее повышения в условиях деятельности предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является диагностика конкурентной позиции организации и обоснование рекомендаций по ее развитию на примере транспортной компании. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
обобщить подходы к разработке стратегии конкурентоспособности организации;
изучить механизм формирования и реализации стратегических решений по обеспечению конкурентоспособности в транспортной отрасли;
оценить результативность действующих мер по повышению конкурентоспособности организации;
разработать пути повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия;
обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности транспортной компании.
Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Предмет исследования – подходы к оценке конкурентоспособности предприятия и стратегий ее развития.
Объект наблюдения – общество с ограниченной ответственностью «Автофлагман». В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, системного и стратегического анализа, экономического анализа, а также метод наблюдения. При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы: учебная и научная литература, материалы периодических печатных изданий, связанные с исследуемой проблемой.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, подходы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкурентоспособности предприятия и формирования ее стратегии: Азоева Г.Л., Волкова Д.В., Друкера П., Конина Н.Ю., Лифица И.М., Макконнелла К.Р., Портера М., Фатхутдинова Р.А., Шумпетера Т.А. и др.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: результаты и выводы исследования могут быть использованы для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий на рынке транспортных услуг.
Выпускная квалификационная работа, изложенная на 55 страницах основного текста, содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников, включающий 54 наименования, и приложения.
В первой главе «Теоретические и методические подходы к разработке стратегии конкурентоспособности организации» на основании трудов отечественных и зарубежных авторов определены понятие, сущность, виды и аспекты конкурентоспособности, рассмотрены методики оценки конкурентной позиции предприятия, предложены стратегические решения по повышению конкурентоспособности компании.
Во второй главе «Оценка конкурентоспособности организации ООО
«Автофлагман»», представлены результаты анализа состояния хозяйственно-экономической деятельности, результаты стратегического анализа внешней и внутренней среды организации, анализа ассортиментного портфеля организации, количественные и качественные методы комплексного анализа, проведена оценка конкурентоспособности предприятия, в ходе которой были определены слабые и сильные стороны организации.
В третьей главе «Разработка программы мероприятий, направленных на усиление конкурентной позиции, в рамках стратегии развития ООО «Автофлагман»»» на основе оценки ее конкурентной позиции был разработан организационный план реализации стратегии развития, в основе которого лежит усиление позиций на рынке и выход на новые рынки. Оценена эффективность мероприятий выбранной стратегии развития, проведено исследование рынка, просчитаны прогнозные показатели финансово-хозяйственной деятельности после внедрения мероприятий по разработке новой стратегии развития компании.
На современном этапе развития экономики очевидно, что улучшение конкурентоспособности компании является необходимым условием для удержания позиций на рынке и для долгосрочного развития. Формирование стратегии конкурентоспособности компании – задача не из легких. Решение данной задачи не может быть однотипным даже для двух очень схожих компаний, которые работают на одном рынке и ставят перед собой идентичные цели. Возможность организации конкурировать на определенном отраслевом рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности услуги и совокупности выполняемых функций, направленных на достижение результата. В условиях экономической нестабильности, компании необходимо очень серьезно подходить к формированию стратегии конкурентоспособности. Необходимо проводить детальный анализ отрасли, выявлять сильные и слабые стороны, как у своей компании, так и у компаний конкурентов. Находить потенциальные возможности компании и определять оптимальный вариант
развития компании в условиях нестабильной экономической обстановки.
Оценка конкурентной позиции организации рассмотрена на примере деятельности логистической компании ООО «Автофлагман», функционирующей на всероссийском рынке транспортных услуг. Согласно проведенному анализу внутренней и внешней среды компании, функционирующей в транспортной отрасли, конкурентоспособность организации имеет слабые стороны. Необходимо совершенствовать конкурентную позицию в соответствии с выявленными замечаниями.
На основе PESTEL-анализа внешней среды выявлены движущие силы транспортной отрасли- сферы экономики и социума. Транспортная компания ООО «Автофлагман» устойчиво чувствует себя на рынке, имеются все предпосылки по улучшению занимаемых позиций. Корпоративный портфель компании не содержит убыточной продукции, от которой следовало бы избавиться. На основе формирования цепочки ценности и результатов SNW-анализа выявлены сильные и слабые стороны ООО «Автофлагман». Сильными сторонами организации являются: высокое качество предоставляемых услуг, компетентные сотрудники, использование инноваций в своей деятельности, известность компании и положительная репутация на рынке, а также развитая корпоративная культура компании. Слабыми сторонами ООО «Автофлагман» являются: недостаточно развитый уровень маркетинга и стратегического менеджмента.
По результатам SWOT-анализа ООО «Автофлагман» рекомендована стратегия концентрированного роста на основе укрепления позиций компании на существующем рынке, освоение новых рынков, усиления позиции на рынке за счет улучшения качества предоставляемых услуг с использованием современных инноваций в транспортной отрасли.
Кроме того, имеются все предпосылки по улучшению занимаемых позиций: широкий ассортимент по приемлемым ценам с оказанием полного спектра услуг. Количественные методы оценки конкурентоспособности позволили сравнить рассматриваемую организацию ООО «Автофлагман» с ближайшими конкурентами ООО «Авалон-Логитикс» и ООО «Транс-Контейнер» по различным параметрам и выделить преимущества и недостатки конкурентной позиции относительно конкурентов. Конкурентные преимущества организации были выявлены при помощи методы экспертных оценок: широкий ассортимент услуг, высокий уровень квалификации персонала, умение вести конкурентную борьбу, быстро реагируя и адаптируясь под изменения в отрасли.
Согласно финансовому отчету ООО «Автофлагман» на январь 2023 года, динамика основных показателей свидетельствует о положительных тенденциях в финансовой деятельности, особенно на конец рассматриваемого периода. Выручка от реализации за последний год увеличилась на 1,7 %. Показатель прибыли от продаж увеличился на 2,7%. Сложившаяся экономическая ситуация на данный момент в целом значительно повлияла на рынок транспортных услуг. У компании уменьшился грузооборот, снизилась прибыль. Несмотря на это, организация продолжает функционировать в отрасли, занимая лидирующие позиции на рынке. ООО «Автофлагман» расширяет отечественную маршрутную сеть, расширяет географию перевозок, развивает быстрые мультимодальные перевозки.
В условиях пандемии организация ООО «Автофлагман» действует оперативно, опережая конкурентов, благодаря слаженной работе отдела маркетинга и коммерческой службы. Результаты проведенного анализа позволили предложить дальнейшую стратегию развития компании. На основании проведенного анализа, следует сделать вывод, что предприятию в будущем удастся сохранить занимаемые позиции на рынке транспортных услуг.
Тем не менее, для дальнейшего развития необходимо обратить внимание на усиление рыночных позиций и выход на новые рынки, так как это во многом будет способствовать привлечению потребителей и, как следствие, упрочнение занимаемых позиций организации на рынке транспортных услуг. Сформированный стратегический план содержит необходимый набор действий, приводящих к достижению поставленных целей. Выполнение стратегии наименее формализованная часть стратегического управления, и неопределенная с точки зрения результатов. Непредвиденные события, неожиданные возможности и угрозы, постоянный поток новых предложений вносят изменения в спланированные действия и предполагают принятия внеплановых мер. Одним из возможных способов контроля стратегии есть предварительная оценка ее целостности, соответствия среде, потенциалу фирмы, природе коллектива, ценностям руководства, отношениям с обществом. Прогнозные финансовые показатели свидетельствуют об эффективности предлагаемой стратегии, так как показатели рентабельности имеют положительную тенденцию, что говорит об эффективности деятельности компании.
1 Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы: учеб.пособие / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: Типография «Новости», 2023. – 255 с.
2 Березин А.В. Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. – 156 c.
3 Волкова Н.Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур / Наталья Волкова. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. – 176 c.
4 Волков Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико- методологические подходы// Вести высших учебных заведений черноземья. – 2020. – №1(19). – С. 96-100
5 Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. – М.: Высшая школа, 2017. – 320 c.
6 Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2018. – 288 с.
7 Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. – М.: «Янус-К», 2019. – 296 с.
8 Иванов С.В. Оценка и формирование конкурентоспособности системы управления компанией: монография. – Калининград: Аксиос, 2014. – 127 с.
9 Клименко Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. – М.: Изд-во РЗИТЛП, 2018. – 149 с.
10 Конкурентоспособность инноваций: монография / А.Е. Курач; М-во образования и науки Рос. Федерации, Псков. гос. ун-т. – Псков: Псковский гос. ун-т, 2018. – 135 с.
11 Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. – М.: Проспект, 2016. – 368 c.
12 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: Юрайт,
2018. – 448 c.
13 Лясников Н.В. Формирование поведения потребителей как фактор устойчивости предприятий: Монография. – М.: РАП, АПН «Наука и образование», 2016. – 277 с.
14 Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 972 с.
15 Марков Д.А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. Конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2020. – С. 152-154.
16 Мухина Е.Р. Исследование категориальной сущности понятия
«конкурентоспособность» // Современные научные исследования и инновации.
– 2019. – № 1. – С. 54-60
17 Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2018. – 256 с.
18 Парамонова Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – М.: КноРус, 2019. – 120 c.
19 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отрасли и конкурентов / пер. с англ. – М., 2018. – 464 с.
20 Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 715 с.
21 Прахалад К. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями: пер. с англ / К. Прахлад, В. Расвами. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2017. – 352 c.
22 Романова А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегия повышения // Современная конкуренция. – 2023. – № 5. – С. 78-84
23 Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 382 с.
24 Сафиуллин Н.З. Конкурентоспособность: теория и методология / Н.З. Сафиуллин, Л.Н. Сафиуллин. – Казань: Центр инновационных технологий, 2018. – 162 с.
25 Смирнов В.П., Ерохина Л.Д., Горбатенко А.В. Оценка конкурентоспособности организации // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 6
26 Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГУ. – № 2 (70). – 2018. – С. 336-344
27 Стародубцева Е.А. К вопросу о трактовке понятия
«конкурентоспособность предприятия» // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2017. – № 4. – С. 132-135
28 Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. – Воронеж: Научная книга, 2019. – 203 с.
29 Факторы повышения конкурентоспособности организации и персонала. Коллективная монография / Под общ. ред. Е.В. Корпиенко. – Таганрог: Изд-ль С.А. Ступин, 2020. – 116 с.
30 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Эксмо, 2018. – 544 c.
31 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2017. – 882 с.
32 Филобокова Л.Ю. Обоснование концепции рыночной устойчивости и конкурентоспособности малого предпринимательства. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2018. – 191 с.
33 Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие для вузов / Т.Г. Философова, В.А. Быков; Под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 271 с.
34 Формирование и оценка конкурентоспособности организаций и товаров: учеб. пособие / Н.М. Белоусова, Е.Н. Сакина; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2018. – 132 с.
35 Черников А.В. Современные инновационные инструменты повышения конкурентоспособности компании / А.В. Черников, В.А. Радьков // Вестник Московского университета. Экономика. – 2017. – № 5. – С. 41-44
36 Шихабахов Т.А. Формирование стратегии как фактора конкурентоспособности предприятия // Экономические науки / Т.А. Шихабахов, А.А. Акежев. – 2016. – № 1. – С. 157-160
37 Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. – М.: Прогресс, 2018. – 455 с.
38 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном-Пресс,
2019. – 432 с.
39 Юрьева Т.В. Конкурентная политика организации в условиях кризиса: монография. – М.: Проспект, 2018. – 144 с.
40 Гильмитдинов Ш.Г. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе использования комплексного показателя [Электронный ресурс] / Ш.Г. Гильмитдинов // Проблемы современной экономики. – 2017. –№ 1. – Режим доступа:http://puma/article/n/otsenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya- na-osnove-ispolzovaniya-kompleksnogo-pokazatelya (дата обращения: 16.04.2024).
41 Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://www.cfin.ru/management
/ strategy/estimate_competitiveness.shtml (дата обращения: 14.04.2024).
42 Внешняя политика России 2023 // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://russiancouncil.ru (дата обращения: 05.05.2024).
43 Единый Транспортный // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://trans.ru/news/podvedem-itogi-buduschego-goda-chto-nas-zhdet-v-2020-godu (дата обращения: 05.05.2024).
44 Федеральная служба государственной статики // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.gks.ru/search?q=ввп+2020 (дата обращения: 06.04.2024).
45 Ключевая ставка Банка России // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/keyrate/(дата обращения: 14.04.2024).
46 ЦБ РФ. Ключевая ставка. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.05.2024).
47 Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/dkp/ddcp/longread_2_30/page/ (дата обращения: 05.05.2024).
48 РБК // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058% (дата обращения: 10.05.2024).
49 Население России 2021 год // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/01/2020/5e2ac0d29a794776cb833825 (дата обращения: 16.05.2024).
50 Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни. // [Электронный ресурс]. − Режим доступа:https://www.gks.ru/folder/13397?print=1(дата обращения: 14.05.2024).
51 Уровень бедности по данным Росстат. // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti/ (дата обращения: 10.05.2024).
52 Новости грузоперевозок от reartek. // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.reartek.com/tehnologii-v-logistike// (дата обращения: 10.05.2024).
53 Современные технологии логистики производства. // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.lobanov-logist.ru/library/361/62001/ (дата обращения: 10.05.2024).
54 Конкурентные преимущества компании: виды, как найти и правильно описать (на примерах). // [Электронный ресурс]. − Режим доступа: shard-copywriting.ru (дата обращения: 10.05.2024).