ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1 Понятие идентичности в психологии 6
1.2 Понятие этнической идентичности в психологии 14
1.3 Особенности этнической идентичности в подростковом возрасте 27
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ КЕТО 35
2.1 Организация и методы исследования этнической идентичности 35
2.2. Анализ результатов исследования особенностей этнической
идентичности подростков кето 41
2.3. Программа развития этнической идентичности подростков кето 49
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Этническое возрождение народов, проживающих в России, как закономерная тенденция прослеживается с XX - начала XXI в. Ученые определили это явление термином «этнический парадокс современности». Не вдруг родилось огромное стремление этносов сохранить самобытность, свой язык и уникальность своей культуры и познать, наконец, свою историю, особенности национального характера. Этническое возрождение выступило как «защитная» реакция на унификацию духовной, материальной культуры, на процессы глобализации.
Важнейшими задачами в современной России является поиск эффективных путей выхода из кризиса и определение роли в этом процессе культурной, национальной, этнической идентичности граждан, которая претерпела за короткий временной период значительные трансформации.
В ряду многочисленных проблем, связанных с сущностью и функционированием этнонациональных феноменов, в последние десятилетия в социально-гуманитарном знании острую актуальность обрела тема этнической идентичности. Это сложный социально- психологический феномен, содержание которого определяет осознание индивидом своей общности с некоторым этнонациональным образованием на основе разделяемой культуры, эмоциональное переживание этой общности и соответствующие культурные формы ее манифестации.
Интерес к проблеме этнической идентичности связан с глубинной потребностью человека в принадлежности своему народу. Каждый человек подсознательно стремится к обретению единства с окружающим миром, и нет более надежных оснований такого единства, чем интеграция в культурное пространство той или иной культурной общности.
Наряду с возрастающим интересом к проблеме этнической идентичности, обнаруживаются значительные сложности, затрудняющие её изучение. Прежде всего, сложности методологического порядка.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления новых явлений и особенностей социальной реальности, возникающих с развитием современного общества.
В условиях мультикультурализма сегодня во всех полиэтнических государствах постсоветского пространства, в частности, в России актуализируются потребности в поддержании позитивной этнической идентичности.
В условиях глобализации в мире происходят постоянное взаимопроникновение культур, одновременно возрастает их
дифференциация. Чем сильнее процессы глобализации, тем более востребованной становится локальная специфика личности. Довольно часто этнокультурные различия в таких условиях жестко фиксируются, что может становиться почвой для активной ксенофобии. Этническое разнообразие, его сложность и динамичность должно восприниматься толерантно, при этом не должно быть связано с вопросами организации гражданской жизни.
Состояние мирового общественного развития характеризуется наличием множественных идентичностей. Но надо признать, что у граждан России процесс признания возможности множественных идентичностей делает первые шаги. Возникает проблема теоретической рефлексии национальной идентичности, которую следует понимать, как надэтническую гражданскую идентичность. Необходимость удовлетворения потребностей в поддержании позитивной этнической идентичности при условии ее формировании как национальной, то есть гражданской, идентичности очевидна.
По мнению Н.Г. Чернышевского, А.А. Потебни, В.О. Ключевского и др., каждый народ имеет «свой патриотизм», свою психологию, которые проявляются в конкретных делах его представителей. Народ представляет такое соединение людей, которые схожи между собой по степени умственного и нравственного развития, а национальный характер есть некоторая итоговая сумма проявления разных качеств представителей того или иного народа, которые не наследственны, а являются результатом исторического развития и форм его повседневного бытия....
ХХ век преподнес в период 20-30 гг. психологическую проблему под названием «подростковый бум». Его исследованиями занялись ученые
З. Фрейд, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн, К. Хорни, Л.С. Выготский и другие. Так в 30-40-х гг. в центре внимания психологии оказалось сознание и самосознание. В изучении проблемы приняли участие как зарубежные, так и отечественные психологи.
Основой для развития самосознания (как и волевых регулирующих механизмов), с точки зрения отечественных психологов, является появление вербального отражения собственных процессов и действий. Важным теоретическим вопросом является вопрос о соотношении личности и самосознания. Сущность его понимания в отечественной психологии заключается в том, что как нельзя свести личность к ее самосознанию, к «Я», так нельзя и оторвать одно от другого.
В период подросткового возраста происходит становление разных видов идентичности: личностная, гендерная, этническая. Этот возраст является важным для становления взрослеющего ребенка. Изменения идентичности подростка диктуются культурными нормами, обычаями его народа. Исследования становления идентичности у подростков немногочисленны, что говорит о необходимости тщательного изучения идентичности подростков. Важным является и то, что становление подростка происходит во временной перспективе, когда в самосознании усиливается значение прошлого и будущего. Большую роль играет в подростковом возрасте играет момент самоопределения, особенно профессиональное. Временная перспектива может отличаться по этническим причинам: часто подростки из числа коренных народов уже работают, когда русский ровесник еще учится.
С изучением личностных, гендерных, этнических идентичностей представителей коренных малочисленных народов Севера отечественная психология открывает новую страницу в науке.
У подростков - представителей коренных малочисленных народов Севера в период от 12 до 15 лет происходят в развитии личностной, гендерной, этнической идентичности изменения, которые несколько отличаются от русских сверстников. В этом возрасте происходят изменения временной перспективы у всех подростков, но взаимосвязь характеристик идентичности и временной перспективы у подростков из коренных народов проявляется особенно ярко.
На основании эмпирического исследования мы приходим к выводу, что этническое самосознание подростков кето находится на стадии становления, предполагающее: принятие своего имени, формирование притязаний на признание, развитие личности и адаптированности у подростков русских в большем значении, чем у подростков кето. Процесс формирования представлений о самом себе и переход этих представлений в сознание для подростков кето еще не завершен.
Для формирования этнической идентичности подростков кето мы создали проект-программу «Жив язык-жив народ». Результаты реализации нашей программы:
1. Развить чувство собственного достоинства подростков кето и умения уважать достоинство других людей.
2. Помочь осознать подросткам кето свои этнические, религиозные стереотипы и их влияние на поведение.
3. Развить навыки рефлексии в условиях межэтнического взаимодействия.
4. Развить социальную чувствительность, доверие, умение понять другого человека.
5. Смоделировать позитивное поведение в ситуациях межэтнического поведения.
6. Закрепить готовность реализовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что имеются различия в выраженности компонентов этнической идентичности и уровне самосознания у подростков кето и русских, подтверждена. Все задачи исследования решены, его цель достигнута.
1. Агаджанов Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность, структура, функции // Юридический вестник. 2015. № 1. С.37-42.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
4. Анисимова Н.Н. Культурная, национальная и цивилизационная идентичность // Kant. 2019. №2 (31). C. 163-167.
5. Анненкова Н.В. Этнические проблемы развития студенческой семьи // Семья в России. 2013. № 1. С.129-134.
6. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 2014. - 271 с.
7. Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты формирования этнонационального сознания и самосознания. дисс... канд. филос. наук. М. 1997. 186 с.
8. Бгажноков Б. Х. Адыгейская этика. Нальчик: Эль-Фа, 1999. 96 с.
9. Болотоков В.Н., Кумыков А.М. Феномен наций и национальнопсихологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос,
2015. - 261 с.
10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
11. Герандоков М.Х. Этничность и этническая идентичность: теоретический аспект // Вестник МГУКИ. 2009. №2. С. 28-35.
12. Горская Ю. М. Особенности развития личности в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 71-73.
13. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур // Социологические исследования. 2012. № 5. С.125-128.
14. Драч Г. В., Штомпель О. М. Культурология. СПб.: Питер. 2011. 384 с.
15. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 2015. С.46-68.....57