ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 6
1.1. Понятие, виды и формы исправления, осужденных к лишению свободы 6
1.2 Правовое регулирование исправления осужденных к лишению свободы 11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 13
2.1. Институт исправления осужденных к лишению свободы как важнейшая составляющая системы исполнения наказаний 13
2.2 Содержание и принципы деятельности сотрудников учреждений, исполняющих наказание, по исправлению осужденных к лишению свободы 17
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 22
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Основной целью уголовного наказания является исправление осужденных. В ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.05.2017)1(далее - УИК РФ) дается понятие исправления осужденных как формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования право послушного поведения.
Исправление осужденных заключается в непрерывном процессе воздействия на структуру личности осужденного. Изменение структуры личности осужденного происходит внешне под влиянием сотрудников исправительных учреждений, иных государственных структур и родителей. Все это можно охватить единым термином «исправительное воздействие».
Социально-значимый результат исправительного воздействия заключается в применение исправительных средств. Условно-досрочное освобождение является оценочным понятие процесса исправления осужденных.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рецидивная преступность в Российской Федерации возрастает с каждым днем, в связи с чем возникает вопрос об эффективности деятельности исправительных учреждений, а хорошо выстроенная воспитательная работа является толчком к формирования гражданской позиции и правосознания.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере исправления осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие сферу исправления осужденных к лишению свободы и правоприменительная практика.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов процесса исправления осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях и формирование предложений по усовершенствованию законодательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности воспитательного процесса осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
- проанализировать деятельность исправительных учреждений.
Теоретической основой работы являются труды следующих исследователей: Р.А.Базарова, Л.И. Беляевой, Н.И. Ветрова, К.Е. Игошева, В.И. Козлова, А.Н. Ленского, В.Д.Лутанского, Г.М. Миньковского, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, В.Б. Первозванского, Н.Б. Хуторской и других ученых.
Методологической основой работы являются общенаучные методы такие как анализ, синтез, и частнонаучные методы сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов и судебной практики.
Нормативной основой работы является Конституция Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Работа состоит из трех глав введения и заключения. В первой главе описываются все документы на основании которых осуществляется процесс исправления осужденных в местах лишения свободы. Во второй главе институт исправления осужденных рассматривается как функциональная единица в системе исполнения наказаний. В третьей главе анализируется проблемы систематизации института исправления осужденных к лишению свободы.
Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы о том, что цели и задачи, поставленные в уголовно-исполнительной системе по исправлению осужденных, далеки от реальных возможностей Российской Федерации. Исполнение наказания не должно ставить нереальные задачи формирования из преступника гармонично развитой личности, достаточно направить отбывание наказания на исправление пороков и предоставление осужденным помощи в построении жизни после освобождения. Ведь основной причиной рецидивной преступности является дискриминация людей, освобожденных после отбывания наказания. После освобождения люди лишены возможности полноценно работать, что содвигает их на новое преступление Исправление осужденного - это изменение, направленное на воспитание законопослушного и социально полезного гражданина в духе его уважения к нравственным ценностям, труду, личности и обществу. В известном смысле исправление - это, во-первых, восстановление навыков вхождения осужденного в социальную среду после освобождения от наказания; во-вторых, процесс приспособления осужденного к изменяющемуся социальному окружению, восприятие его нравственных и правовых требований через устранение недостатков и пороков личности осужденного и усвоение им новых (позитивных) установок, социальных позиций и системы ценностных ориентации; в-третьих, это оказание социальной помощи лицу, судимому за уголовное преступление, через институты попечительства, опекунские и благотворительные организации.
Исходя из вышеизложенного, под процессом исправления осужденных следует понимать прямые и опосредованные воспитательные отношения и связи его элементов, образующих целостность, включающую предметно-практическую деятельность его объекта (осужденных, групп осужденных) и субъекта (сотрудников, коллективов сотрудников ИУ), направленную на приобщение осужденных к социально одобряемым нормам и навыкам человеческого общежития с целью формирования законопослушного поведения социально полезного для общества гражданина.
Исходя из изученного материала выявляется основная проблема в процессе исправления осужденных в ресоциализации личности. Освобождаясь из мест лишения свободы, человек не имеет возможности к нормальной адаптации. Общество не создает условий для таких людей. При освобождении из мест лишения свободы возникает необходимость сопровождения адаптации таких лиц. Получается, что процесс исправления прерывается, когда человек оказывается в социуме и при этом не обладает возможностями обзавестись жильем и работой, еще и общество ставит на нем клеймо. Целесообразным является создание реабилитационных центров для людей освободившихся их мест лишения свободы где будет оказываться помощь при устройстве на работу и приобщение личности к нормам, традициям, нравственным ценностям в том обществе в котором он оказался после отбывания наказания. В отношении указанной категории граждан нет цельной государственной политики. Совершенствование реабилитационной работы с осуждёнными - одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с её огромной значимостью для улучшения нравственного состояния общества.
Целесообразным является включение в п. 2 ст. 9 УИК РФ среднего профессионального образования, социальной и психологической работы как основного средства исправления осужденных.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от от 21.07.2014 ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1 - ФЗ (в ред. от 28.05.2017)) // Российская газета.1997.16 января.
Судебная практика
1. Приговор городского суда Удмуртской Республики Угроза применения насилия в отношении осужденного с целью воспрепятствовать исправлению осужденного - URL: https://rospravosudie.com/court-mozhginskij-rajonnyj- sududmurtskaya-respublika-s/act-105951853/
2. Кассационное определение Новгородского областного суда обоснованное решение о том, что преждевременно делать вывод об исправлении осужденного - URL: https://rospravosudie.com/court- novgorodskij-oblastnoj-sud-novgorodskaya-oblast-s/act-103655674/
3. Постановление Бежецкого городского суда Тверской области об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - URL: https://rospravosudie.com/court-novgorodskij- oblastnoj-sud-novgorodskaya-oblast-s/act-103655674
4. Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - URL:https://rospravosudie.com/court-zubovo-polyanskij- rajonnyj-sud-respublika-mordoviya-s/act-556811559/
5. Саратовский областной суд об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - URL: https://rospravosudie.com/court-saratovskij-oblastnoj-sud-saratovskaya-oblast- s/act-556801354/
6. Приморский краевой суд об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - URL: https://rospravosudie.com/court-saratovskij- oblastnoj-sud-saratovskaya-oblast-s/act-556801354/
7. Вышневолоцкий городской суд Тверской области об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - URL: https://rospravosudie.com/court-primorskrj-kraevoj-sud-primorskrj-kraj-s/act-556776741/
8. Орловский областной суд об удовлетворении ходатайства об условно¬досрочном освобождении от отбывания наказания - URL: https://rospravosudie.com/court-orlovskij-oblastnoj-sud-orlovskaya-oblast-s/act- 556734077/
9. Судья Бежецкого городского суда Тверской области об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - URL: https://rospravosudie.com/court-bezheckij- gorodskoj- sud-tverskaya-oblast- s/act-556577759/
Литература
1. Антонян Ю.М. Должна ли быть наука «исправление осуждённых»? // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 79-82.
2. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.
3. Вишневская Н. И. Исправление осужденных к лишению свободы: вопросы теории и практики (уголовно-исполнительный аспект) Челябинск, 2006. 181 с.
4. Гринберг М. С. Понятие наказания в уголовном праве // Вестник ОМГУ. Серия: право. 2012. № 3. С. 164....(41)