Саморегуляция психических состояний при развитии скоростно- силовых качеств у обучающихся 6-х классов на уроках физической культуры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Саморегуляция психических состояний 6
1.2. Виды психических состояний 10
1.3. Психологические особенности обучающихся 11 - 12 лет 13
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей в
баскетболе 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 38
2.3.Этапы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Экспериментальная методика по развитию мотивации обучающихся 6
х классов 40
3.2. Проверка эффективности экспериментальной методики после
эксперимента 42
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Приложение А 55
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Саморегуляция психических состояний 6
1.2. Виды психических состояний 10
1.3. Психологические особенности обучающихся 11 - 12 лет 13
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей в
баскетболе 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 38
2.3.Этапы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Экспериментальная методика по развитию мотивации обучающихся 6
х классов 40
3.2. Проверка эффективности экспериментальной методики после
эксперимента 42
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Приложение А 55
Актуальность исследования. Средний школьный возраст является одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Важную роль в развитии организма ребенка в этом возрасте играет двигательная активность. Скоростно-силовые способности являются одними из основных способностями в жизнедеятельности человека, а также при выполнении большинства спортивных упражнений и в повседневной трудовой деятельности.
В исследованиях адаптации человека к деятельности в условиях физических упражнений выявлена роль личностных особенностей (активности, мотивации, самооценки и др.) в регуляции состояния человека [28]. Во время выполнения физических упражнений, необходимо учитывать способность к психологической саморегуляции поведения, так как она считается своего рода указателем проявления многих физических способностей человека, а также без нее не возможно достаточное проявление волевых качеств. При осуществлении осознанной саморегуляции произвольных движений ребенок регулирует собственную психическую сферу. Объектом регуляции для ребенка в данном случае являются его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства) [55,56].
Очень важно начинать развитие психологической саморегуляции именно в среднем школьном возрасте. Так как в онтогенезе саморегуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность. Возраст 11-12 лет является решающим для формирования большинства психических процессов, в особенности связанных с проявлением двигательной активности человека. В этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд морфологических, психологических, двигательных функций, происходят сохранение и развитие потребностей в активной деятельности [8,14,16,19]. Регуляция функциональных состояний, индивидуальных особенностей саморегуляции произвольной активности, поведение и деятельность человека, когнитивная, личностная, эмоциональноволевая регуляция, индивидуальные стили регуляции и реализация различных видов произвольной активности, - все это как фундамент психологической саморегуляции, закладывается в детском возрасте [4,13].
Развитые ресурсы саморегуляции обеспечивают стабильное функционирование адаптационных процессов, гибкую поддержку работоспособности, укрепление стрессоустойчивости и сохранение здоровья.
Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы выявил противоречие между требуемым развитием психологической саморегуляции произвольной активности двигательного действия в сочетании с развитием скоростно-силовых способностей и недостаточным уделением внимания в программном материале по физической культуре в школе для обучающихся 6-х классов. В этом плане актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании скоростно-силовых способностей у школьников посредством баскетбола [4,24,27].
Данное противоречие выявило проблему, которая выражается в необходимости разработки методики направленной на развитие скоростносиловых способностей совместно с психологической саморегуляцией произвольной активности двигательного действия.
Цель исследования: научное обоснование влияния психологической саморегуляции двигательного действия на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся 6-х классов во время игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по
физической культуре в школе.
Предмет исследования: методика психологической саморегуляции развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6-х классов на уроках по физической культуре во время игры в баскетбол.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная нами экспериментальная методика развития способности психологической саморегуляции позволит улучшить показатели скоростно-силовых способностей обучающихся 6-х классов, если будут созданы необходимые психолого-педагогические условия на уроках физической культуры в школе, а именно:
1. Будут сформированы мотивационные установки к изучению баскетбола;
2. На учебных занятиях будут применяться психорегулирующие упражнения.....
В исследованиях адаптации человека к деятельности в условиях физических упражнений выявлена роль личностных особенностей (активности, мотивации, самооценки и др.) в регуляции состояния человека [28]. Во время выполнения физических упражнений, необходимо учитывать способность к психологической саморегуляции поведения, так как она считается своего рода указателем проявления многих физических способностей человека, а также без нее не возможно достаточное проявление волевых качеств. При осуществлении осознанной саморегуляции произвольных движений ребенок регулирует собственную психическую сферу. Объектом регуляции для ребенка в данном случае являются его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства) [55,56].
Очень важно начинать развитие психологической саморегуляции именно в среднем школьном возрасте. Так как в онтогенезе саморегуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность. Возраст 11-12 лет является решающим для формирования большинства психических процессов, в особенности связанных с проявлением двигательной активности человека. В этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд морфологических, психологических, двигательных функций, происходят сохранение и развитие потребностей в активной деятельности [8,14,16,19]. Регуляция функциональных состояний, индивидуальных особенностей саморегуляции произвольной активности, поведение и деятельность человека, когнитивная, личностная, эмоциональноволевая регуляция, индивидуальные стили регуляции и реализация различных видов произвольной активности, - все это как фундамент психологической саморегуляции, закладывается в детском возрасте [4,13].
Развитые ресурсы саморегуляции обеспечивают стабильное функционирование адаптационных процессов, гибкую поддержку работоспособности, укрепление стрессоустойчивости и сохранение здоровья.
Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы выявил противоречие между требуемым развитием психологической саморегуляции произвольной активности двигательного действия в сочетании с развитием скоростно-силовых способностей и недостаточным уделением внимания в программном материале по физической культуре в школе для обучающихся 6-х классов. В этом плане актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании скоростно-силовых способностей у школьников посредством баскетбола [4,24,27].
Данное противоречие выявило проблему, которая выражается в необходимости разработки методики направленной на развитие скоростносиловых способностей совместно с психологической саморегуляцией произвольной активности двигательного действия.
Цель исследования: научное обоснование влияния психологической саморегуляции двигательного действия на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся 6-х классов во время игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по
физической культуре в школе.
Предмет исследования: методика психологической саморегуляции развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6-х классов на уроках по физической культуре во время игры в баскетбол.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная нами экспериментальная методика развития способности психологической саморегуляции позволит улучшить показатели скоростно-силовых способностей обучающихся 6-х классов, если будут созданы необходимые психолого-педагогические условия на уроках физической культуры в школе, а именно:
1. Будут сформированы мотивационные установки к изучению баскетбола;
2. На учебных занятиях будут применяться психорегулирующие упражнения.....
1. Проведен анализ научно-методической и специальной литературы по развитию способности к психологической саморегуляции, а также по развитию скоростно-силовых способностей обучающихся среднего школьного возраста в баскетболе. Особое внимание было обращено на труды В.И. Усакова, Л.К. Сидорова, В.И. Моросановой.
2. Разработана методика развития способности к психологической саморегуляции произвольного двигательного действия, основанная на формировании мотивации к занятиям по физической культуре обучающихся 6-х классов на уроках физической культуры во время игры в баскетбол. В разработанную нами методику вошли различные методические приемы, психологические техники и тексты направленных бесед (рассказов) по развитию психологической саморегуляции через формирование у обучающихся положительной мотивации к занятиям физической культурой.
3. Проведен педагогический эксперимент, который показал эффективность экспериментальной методики развития психологической саморегуляции, которая выразилась в достоверном улучшении показателей скоростно-силовых качеств, в достоверном улучшении по непараметрическому критерию Манна-Уитни показателей в челночном беге (3*10м), объективно отражающем способность обучающихся 6-х классов к саморегуляции двигательного действия. Сравнительный статистический анализ показал, что все педагогические тесты дали положительные результаты, что благоприятно сказалось на развитие скоростно-силовых способностей, которые в экспериментальной группе стали выше , чем в контрольной группе.
2. Разработана методика развития способности к психологической саморегуляции произвольного двигательного действия, основанная на формировании мотивации к занятиям по физической культуре обучающихся 6-х классов на уроках физической культуры во время игры в баскетбол. В разработанную нами методику вошли различные методические приемы, психологические техники и тексты направленных бесед (рассказов) по развитию психологической саморегуляции через формирование у обучающихся положительной мотивации к занятиям физической культурой.
3. Проведен педагогический эксперимент, который показал эффективность экспериментальной методики развития психологической саморегуляции, которая выразилась в достоверном улучшении показателей скоростно-силовых качеств, в достоверном улучшении по непараметрическому критерию Манна-Уитни показателей в челночном беге (3*10м), объективно отражающем способность обучающихся 6-х классов к саморегуляции двигательного действия. Сравнительный статистический анализ показал, что все педагогические тесты дали положительные результаты, что благоприятно сказалось на развитие скоростно-силовых способностей, которые в экспериментальной группе стали выше , чем в контрольной группе.
Подобные работы
- Влияние психологической саморегуляции на развитие скоростно-
силовых способностей обучающихся 6-х классов на уроках физической
культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 10-12 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020





