ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И
АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ 6
1.1. Подходы к изучению эмоционально-волевой регуляции 6
1.2. Формирование эмоций и воли в раннем юношеском возрасте 9
1.3. Основные подходы к изучению адаптации и адаптированности
студентов 15
1.4. Основные факторы, влияющие на процесс адаптированности
студентов к педагогической деятельности 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И
АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ 32
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Обучение в педагогическом колледже включает выпускников школ в новую для них образовательную среду, что запускает механизм процесса адаптации. От того, успешна ли будет адаптация, зависит готовность обучающихся к преодолению различного уровня трудностей, актуализацию резервных возможностей, возникающих в процессе обучения. Студенту необходимо в короткие сроки освоить требования, которые предъявляет к нему колледж, найти общий язык и взаимопонимание с преподавателями и однокурсниками. Если он не может это сделать, то это скажется на его желании учиться, повлечет за собой проблемы в образовательной среде и уход из колледжа. Результатом процесса адаптации является адаптированность.
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования взаимодействия различных сторон регуляторного процесса. В центре нашего подхода находятся проблемы взаимодействия эмоциональных и волевых проявлений в регуляции деятельности. Значимость этих проблем подчеркивает В.Д. Шадриков, говоря о том, что эмоции выступают важным фактором в формировании психологической функциональной системы деятельности. Тесное единство эмоций и воли отмечает О.В. Дашкевич и ряд других авторов.
Эмоциональная регуляция может совпадать с волевой регуляцией, но так же может и конкурировать с ней. Если эмоции дезорганизуют деятельность и чрезмерно сильны, или определяются непосредственными импульсами и мотивами, которые расходятся с ценностями и импульсами, то может вступить в силу волевая регуляция.
Чаще всего проблему эмоциональной регуляции в психологии рассматривают в связи с необходимостью эффективного управления поведением в стрессовых ситуациях, при анализе разных видов деятельности (трудовой, учебной, игровой, коммуникативной, речевой, спортивной и т.п.), при раскрытии вариантов нарушения регуляторных механизмов поведения и формирования невротических расстройств личности [28; 40].
Все это ставит проблему исследования связь эмоционально-волевой регуляции и социально-психологической адаптации студентов к обучению в педагогическом колледже.
Цель исследования: выявить связь эмоционально-волевой регуляции и адаптированности студентов к обучению в педагогическом колледже.
Объектом исследования является связь эмоционально-волевой
регуляции и адаптированность студентов.
Предметом исследования является связь эмоционально-волевой регуляции и адаптированности студентов к обучению в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чем выше
эмоционально-волевая регуляция, тем выше у них уровень адаптированности
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные подходы к изучению адаптации и адаптированности студентов;
2) проанализировать исследования факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении;
3) изучить подходы к изучению эмоционально-волевой регуляции;
4) эмпирическим путем выявить связь эмоционально-волевой регуляции психологической адаптированности студентов;
5) разработать методические рекомендации для кураторов по оказанию помощи студентам в процессе адаптации к обучению в колледже.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; тестирование, сравнительный анализ, обобщение, количественные и качественные методы обработки данных.
База исследования: ГБПОУ Братский педагогический колледж филиал в г. Тулуне.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проведенного исследования могут быть полезны психологической службе колледжа для оказания психологической помощи студентам; кураторам первых курсов для разработки мероприятий по успешному прохождению студентами адаптации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (40 наименований). Объем работы - 72 страницы, работа содержит 1 таблицу, 12 рисунков.
В данной дипломной работе проводилось исследование связи эмоционально-волевой регуляции и адаптированности студентов первых курсов педагогического колледжа.
Были изучены подходы к эмоционально-волевой регуляции в психологической науке.
Эмоции - важный ресурс, поддерживающий саму основу волевой регуляции, а именно, ее осознанность, рефлексивность, произвольность. В эмоционально-волевой регуляции участвует личность в целом. На параметры эмоционально-волевой регуляции влияет содержание мотивации, ответственность, мировоззрение установки, направленность личности. Эмоции являются опосредующим звеном этого влияния. Эмоциональноволевая регуляция имеет слабо выраженную позитивную возрастную динамику. Оптимизация и активизация этой динамики требуют специальной психологической работы, прежде всего с использованием социально - психологических тренингов.
Муромцева О.В. утверждает, что «адаптация в широком смысле - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».
Резюмируя сказанное, можно отметить, что адаптация в узком, социально-психологическом значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего - производственной или студенческой, т.е., с точки зрения психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Между тем адаптация первокурсников становится важнейшей формой развития личности студента как будущего специалиста. Этот процесс ограничен по времени, интенсивен по темпу, когда в относительно узкий промежуток времени возникает необходимость активно устранить или, напротив, усвоить новое социальное содержание.
Адаптированный студент более приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и другого потенциала в новой для него среде. В данном исследовании адаптированность понимается как результат адаптации. Адаптированность достигается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Были проанализированы факторы, которые влияют на процессе адаптации. По исследованиям Н.Н. Мельникова существуют два фактора, влияющих на процесс обучения: социальные и индивидуально личностные. К социальным относится пять групп факторов: новая дидактическая, личность преподавателя, общение в студенческой группе, внутригрупповые цели, общественная мыль, коллективное настроение.
В результате математической обработки данных подтвердилась связь эмоционально-волевой регуляции и адаптированности студентов. В связи с этим были разработаны рекомендации кураторам по оказанию помощи студентам в процессе адаптации к обучению в колледже. Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что гипотеза была подтверждена. Чем выше эмоционально-волевая регуляция, тем выше уровень психологической адаптации студентов.
1. Абузярова С.И. Развитие личности в образовательном процессе: аспект самоактуализации и личностного преобразования. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 388 с.
2. Айзман Р.И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ. Новосибирск: Изд. «РИФ Новосибирск», 2009. 100 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2010. 232 с.
4. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Человек и общество. М.: Юнеско, 2010. 673 с.
5. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 172-177.
6. Бабахан Ю.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности // Психологический журнал. 2003. №6. С. 13-17.
7. Бабаян A.A. Личностные факторы эмоционально-волевой регуляции деятельности в экстремальных условиях // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. С. 86-87.
8. Бадоева С.А. Особенности первичной адаптации первоклассника к условиям школьного обучения // Современные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы конф. «Чтения К.Д. Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. C. 36-40.
9. Басов М.Я. Избранные труды по педагогической психологии. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми / отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя: Историческая книга, 2007. 543 с.
10. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности в медицинской психологии (часть II) // Вестник Южно-Уральского государственного университета, Сер.: Психология. 2009. № 30. С. 70-75.
11. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Ростов н/Д.: Наука, 2010. 260 с.
12. Березова М.Б. Энциклопедический словарь. Л.: Изд-во Алт. ун-та, 2013. 290 с.
13. Богданов И.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 53-57.
14. Богомолов М.А. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. C. 67-73.
15. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. М.: Смысл, 1984, 44 с....40