ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 7
1.1. История развития приемной семьи в России 7
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 10
1.3. Особенности приемной семьи 15
2. ДОГОВОР О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 22
2.1. Понятие, правовая природа и содержание договора о
приемной семье 22
2.2. Заключение, изменение и расторжение договора о приемной
семье 29
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 40
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 7
1.1. История развития приемной семьи в России 7
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 10
1.3. Особенности приемной семьи 15
2. ДОГОВОР О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 22
2.1. Понятие, правовая природа и содержание договора о
приемной семье 22
2.2. Заключение, изменение и расторжение договора о приемной
семье 29
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 40
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время вопросы регулирования приемной семьи в Российской Федерации имеет особую значимость, так из послания Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию от 20.02.2019 следует, что для современного российского общества, для многонационального народа нашей страны именно семья и дети были и остаются мощным нравственным каркасом, и цель государства в помощи укрепления семейных ценностей. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации - устройство детей в семью.
Также об актуальности выбранной темы свидетельствуют статистические данные о том, что Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей, так из доклада Уполномоченной по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой перед участниками Уральской международной конференции от 25.10.2018 года следует, что 90 % детей, оставшихся без попечения родителей - «социальные сироты», т.е. дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием).
Из Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» следует, что приоритетной формой устройства детей оставшихся без попечительства родителей должна быть приемная семья.
Несмотря на то, что главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 18.03.2019) (далее по тексту - СК РФ) регламентирована приемная семья, однако порядок передачи детей приемным родителям, ввиду отсутствия правового регулирования этого действия, вызывает как теоретический, так и практический интерес. Связано это прежде всего с противоречием, существующим между ч. 1 п. 7 ст. 145 СК РФ, который дублирует ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 № 48- ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту - Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») по поводу того, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и п. 1 ст. 152 СК РФ, по которому приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье.
Отсюда следует, что специальная норма семейного законодательства основанием возникновения приемной семьи считает договор, а норма, регулирующая установление опеки и попечительства - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Это обстоятельство подтверждает, что «регулируемая на федеральном уровне приемная семья и патронат, во всем многообразии его правового оформления на региональном уровне, искусственно влиты в институт опеки» и это приводит к смешению оснований создания приемной семьи.
Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы исследования, так как теоретическая и практическая проработка проблем приемной семьи значится актуальной и на сегодняшний день для науки права и современной жизнедеятельности любого гражданина и государства в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу приемной семьи, как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие как правоотношения приемной семьи в Российской Федерации, так и процедуру приемной семьи, и правовые последствия ее применения.
Цель исследования состоит в комплексном анализе приемной семьи.
Целью исследования обусловлен ряд следующих задач:
- изучить историю развития приемной семьи в России;
- определить понятие и признаки приемной семьи;
- выделить виды приемной семьи;
- исследовать понятие, правовую природу и содержание договора о приемной семье;
- рассмотреть особенности заключения, изменения и расторжения договора о приемной семье;
- провести анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы;
- разработать методические указания по проведению учебного занятия по теме дипломной работы.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды ученых в области семейного права и исследователей вопроса приемной семьи, а именно: Л.А. Дорофеева, Н.Ф. Звенигородской, О.Ю. Косовой, Е.В. Левченко, И.В. Раскиной, И.А. Савельева и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектико-материалистический метод познания, а также частно-научные методы: статистический, формально-юридический, системный,
сравнительный, а также методы анализа, синтеза и логического изложения.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) (далее по тексту Конституция РФ), Семейный кодекс Российской Федерации, и ряд других нормативных правовых актов.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, анализа правоприменительной практики по теме дипломной работы, методической разработки по теме дипломной работы, заключения, списка использованных источников.
Также об актуальности выбранной темы свидетельствуют статистические данные о том, что Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей, так из доклада Уполномоченной по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой перед участниками Уральской международной конференции от 25.10.2018 года следует, что 90 % детей, оставшихся без попечения родителей - «социальные сироты», т.е. дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием).
Из Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» следует, что приоритетной формой устройства детей оставшихся без попечительства родителей должна быть приемная семья.
Несмотря на то, что главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 18.03.2019) (далее по тексту - СК РФ) регламентирована приемная семья, однако порядок передачи детей приемным родителям, ввиду отсутствия правового регулирования этого действия, вызывает как теоретический, так и практический интерес. Связано это прежде всего с противоречием, существующим между ч. 1 п. 7 ст. 145 СК РФ, который дублирует ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 № 48- ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту - Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») по поводу того, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и п. 1 ст. 152 СК РФ, по которому приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье.
Отсюда следует, что специальная норма семейного законодательства основанием возникновения приемной семьи считает договор, а норма, регулирующая установление опеки и попечительства - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Это обстоятельство подтверждает, что «регулируемая на федеральном уровне приемная семья и патронат, во всем многообразии его правового оформления на региональном уровне, искусственно влиты в институт опеки» и это приводит к смешению оснований создания приемной семьи.
Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы исследования, так как теоретическая и практическая проработка проблем приемной семьи значится актуальной и на сегодняшний день для науки права и современной жизнедеятельности любого гражданина и государства в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу приемной семьи, как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие как правоотношения приемной семьи в Российской Федерации, так и процедуру приемной семьи, и правовые последствия ее применения.
Цель исследования состоит в комплексном анализе приемной семьи.
Целью исследования обусловлен ряд следующих задач:
- изучить историю развития приемной семьи в России;
- определить понятие и признаки приемной семьи;
- выделить виды приемной семьи;
- исследовать понятие, правовую природу и содержание договора о приемной семье;
- рассмотреть особенности заключения, изменения и расторжения договора о приемной семье;
- провести анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы;
- разработать методические указания по проведению учебного занятия по теме дипломной работы.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды ученых в области семейного права и исследователей вопроса приемной семьи, а именно: Л.А. Дорофеева, Н.Ф. Звенигородской, О.Ю. Косовой, Е.В. Левченко, И.В. Раскиной, И.А. Савельева и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектико-материалистический метод познания, а также частно-научные методы: статистический, формально-юридический, системный,
сравнительный, а также методы анализа, синтеза и логического изложения.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) (далее по тексту Конституция РФ), Семейный кодекс Российской Федерации, и ряд других нормативных правовых актов.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, анализа правоприменительной практики по теме дипломной работы, методической разработки по теме дипломной работы, заключения, списка использованных источников.
В соответствие с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Это значит, что охрана детей и защита их прав - проблема общефедерального значения.
В ходе настоящего исследования установлено, что приёмная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает их право на семейное воспитание. Дети, воспитывающиеся в приемной семье, имеют все права, которые принадлежат детям, находящимся под опекой или попечительством.
Законодательное оформление приемной семьи отображено в Семейном кодексе РФ, однако СК РФ не раскрывает понятия правовой семьи, что на практике приводит к проблемам правового регулирования.
Также установлено, что создание приемной семье регламентировано не только нормами СК РФ, а также ГК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.
Выше указанными нормативными правовыми актами определены особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления и опеки (попечительства) как формы семейного воспитания, а именно
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;
- сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями- воспитателями; труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.
Таким образом приемную семью можно определить, как форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.
Таким образом, предложенное определение приемной семьи как формы воспитания будет отражать всю суть этого правового явления.
Особенности создание приемной семьи заключаются в специфическом основание ее возникновения - договор о создании приемной семьи.
Приемная семья образуется на основании указанного договора, который может быть заключен между определенными субъектами. Заключение таких договоров входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Они выступают в качестве одной стороны договора, а другой стороной - приемные родители, готовые в полном объеме нести родительские права и обязанности. Цель приемной семьи, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия.
Целью же договора о приемной семье как юридического факта, порождающего права и обязанности сторон в правоотношении, является создание и деятельность приемной семьи. А правоотношение, возникающее из договора о приемной семье, имеет своей целью устройство приемного ребенка на воспитание в семью.
Договор о приемной семье необходимо рассматривать и как основание возникновения прав и обязанностей, и как документ, и как правоотношение, возникающее из договора о приемной семье.
На основании выше изложенного в ходе исследования выявлены ряд проблем правового регулирования приемной семьи, а именно:
- Семейный кодекс РФ не раскрывает понятия приемной семьи;
- не конкретизирован срок действия договора о приемной семье;
- на законодательном уровне не все закреплены основания о прекращении договора о приемной семье, поскольку договор о приемной семье может быть расторгнут и в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка.
Таким образом, на основании выше обозначенных проблем видится необходимость в рекомендации внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие приемную семью, а именно:
- необходимо внести изменение в ст. 152 СК РФ, с введением ч.1.1, изложив ее в следующей редакции: «Статья 152. Приемная семья
1.1. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью».
Таким образом, предложенное определение приемной семьи как формы воспитания будет отражать всю суть этого правового явления;
- внести изменение в ч. 1 ст. 153.1 СК РФ, конкретизировав срок действия договора о приемной семье до совершеннолетия, опекаемого;
- внести изменение в ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительства» с введением п. 5, изложив в следующей редакции: «Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) в случаях, болезни, изменение семейного или имущественного положения опекуна (приемного родителя), отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка.
Указанное предложение позволит восполнить пробелы в правовом регулировании расторжения договора о приемной семье и не только.
В ходе настоящего исследования установлено, что приёмная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает их право на семейное воспитание. Дети, воспитывающиеся в приемной семье, имеют все права, которые принадлежат детям, находящимся под опекой или попечительством.
Законодательное оформление приемной семьи отображено в Семейном кодексе РФ, однако СК РФ не раскрывает понятия правовой семьи, что на практике приводит к проблемам правового регулирования.
Также установлено, что создание приемной семье регламентировано не только нормами СК РФ, а также ГК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.
Выше указанными нормативными правовыми актами определены особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления и опеки (попечительства) как формы семейного воспитания, а именно
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;
- сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями- воспитателями; труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.
Таким образом приемную семью можно определить, как форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.
Таким образом, предложенное определение приемной семьи как формы воспитания будет отражать всю суть этого правового явления.
Особенности создание приемной семьи заключаются в специфическом основание ее возникновения - договор о создании приемной семьи.
Приемная семья образуется на основании указанного договора, который может быть заключен между определенными субъектами. Заключение таких договоров входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Они выступают в качестве одной стороны договора, а другой стороной - приемные родители, готовые в полном объеме нести родительские права и обязанности. Цель приемной семьи, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия.
Целью же договора о приемной семье как юридического факта, порождающего права и обязанности сторон в правоотношении, является создание и деятельность приемной семьи. А правоотношение, возникающее из договора о приемной семье, имеет своей целью устройство приемного ребенка на воспитание в семью.
Договор о приемной семье необходимо рассматривать и как основание возникновения прав и обязанностей, и как документ, и как правоотношение, возникающее из договора о приемной семье.
На основании выше изложенного в ходе исследования выявлены ряд проблем правового регулирования приемной семьи, а именно:
- Семейный кодекс РФ не раскрывает понятия приемной семьи;
- не конкретизирован срок действия договора о приемной семье;
- на законодательном уровне не все закреплены основания о прекращении договора о приемной семье, поскольку договор о приемной семье может быть расторгнут и в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка.
Таким образом, на основании выше обозначенных проблем видится необходимость в рекомендации внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие приемную семью, а именно:
- необходимо внести изменение в ст. 152 СК РФ, с введением ч.1.1, изложив ее в следующей редакции: «Статья 152. Приемная семья
1.1. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью».
Таким образом, предложенное определение приемной семьи как формы воспитания будет отражать всю суть этого правового явления;
- внести изменение в ч. 1 ст. 153.1 СК РФ, конкретизировав срок действия договора о приемной семье до совершеннолетия, опекаемого;
- внести изменение в ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительства» с введением п. 5, изложив в следующей редакции: «Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) в случаях, болезни, изменение семейного или имущественного положения опекуна (приемного родителя), отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка.
Указанное предложение позволит восполнить пробелы в правовом регулировании расторжения договора о приемной семье и не только.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы устройства детей в приемную семью
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологическая и социально-педагогическая помощь приемным семьям в РФ (Приамурский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Приемная семья как форма жизнеустройства детей сирот
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация детей-сирот в приемных семьях
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся на воспитании в приемной семье (Ставропольский государственный педагогический институт)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Приемная семья как правовая форма реализации прав ребенка
Магистерская диссертация, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



