Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения полиэтнической среды СОШ (средняя образовательная школа) и жизненных стратегий мигрантов. 9
1.1. Теоретические подходы к изучению миграции 9
1.2. Теоретические основания исследования интеграции и ассимиляции 17
1.3. «Второе»и «полуторное» поколения мигрантов. 21
1.4.Возникновение полиэтнической среды СОШ (средняя образовательная школа) 26
1.5. Теоретические подходы к изучению жизненных стратегий 35
1.6. Выводы теоретической части исследования. 38
Глава 2. Механизмы возникновения полиэтнической средыСОШ (средняя образовательная школа) и формирование жизненных стратегий«полуторного»и «второго»поколений мигрантов: результаты эмпирического исследования 40
2.1. Интеграция «второго» и «полуторного» поколения в принимающее общество: литературный обзор 40
2.1.1. Концепции интеграции и ассимиляциии 40
2.1.2. Анализ кейсов в рамках сегментированной теории ассимиляции 44
2.1.3. Результаты теоретического анализа: уязвимости, ресурсы и стратегии: 50
2.1.4.Характеристики «второго»и «полуторного» поколений мигрантов в России 55
2.1.5. Интеграция «полуторного» и «второго» поколений мигрантов в российских школах 57
2.2. Методика эмпирического исследования 69
2.3. Результаты эмпирического исследования 72
2.4. Выводы эмпирического исследования. 85
Заключение 89
Список литературы: 94
Приложение 1. Программа исследования 102
Приложение 2. Сведения об информантах 108
Приложение 3. Транскрипт интервью, информант 4 109
В современной России миграционные процессы оказывают существенное влияние на различные сферы общественной жизни, включая экономику, культуру и социальные отношения. На протяжении последних лет на территории Российской Федерации присутствует значительное число мигрантов, причем заметную их часть составляют выходцы из стран Центральной Азии .
Неотъемлемой составляющей данных процессов является миграция семей, которая представляется более благоприятной для российского общества в сравнении с индивидуальной миграцией. Это объясняется тем, что семьи мигрантов чаще нацелены на интеграцию в принимающее общество. Зачастую они перемещаются с детьми школьного возраста, либо дети рождаются уже после переезда и обустройства семьи на территории России .
В то время как взрослые мигранты преимущественно сконцентрированы на социально-экономической интеграции, их культурная интеграция происходит в недостаточной мере. Однако дети из семей мигрантов, рожденные в принимающем обществе или прибывшие в него в раннем возрасте, обладают всеми предпосылками для полной инкорпорации в российский социум.
Таким образом, дети мигрантов представляют собой многочисленную и значимую группу населения, успешная интеграция которой может оказать существенное влияние на будущий облик российского общества. При этом мировой опыт демонстрирует, что негативные сценарии развития подобных процессов приводят к возникновению системных проблем, таких как формирование этнических анклавов и нисходящая ассимиляция отдельных групп мигрантов.
Школа является одним из ключевых институтов вторичной социализации и основной средой интеграции для детей-мигрантов2. В школе учащиеся усваивают важные культурные нормы, приобретают необходимые для дальнейшего успеха в образовательной и профессиональной сферах навыки. Для детей мигрантов значимость школы особенно велика, поскольку их родители могут не владеть нормами поведения на достаточном уровне, чтобы обучать им ребенка. Эту задачу призвано выполнять учебное заведение, помогая детям мигрантов адаптироваться в принимающем обществе, выучить язык и завязать новые социальные связи .
С учетом важности успешной интеграции детей-мигрантов и ведущей роли школы в этом процессе, особое значение приобретает феномен полиэтнических или так называемых «мигрантских» школ. Под полиэтническими школами понимаются учебные заведения, в которых обучается большее количество детей из мигрантских семей по сравнению с другими средними школами. Некоторые исследователи предлагают установить долю детей мигрантов в 15% или 20% от общего числа учащихся для определения полиэтнической школы .
Такие школы начали возникать в последние десятилетия, и их существование, в том числе в Санкт-Петербурге, подтверждается рядом исследований4. В частности, отмечается, что «мигрантские» школы часто возникают на базе так называемых «школ со сложным социальным контекстом», где обучаются преимущественно дети из местных малообеспеченных семей3.Предполагается, что это будет оказывать определенное влияние на процесс интеграции детей-мигрантов в российское общество, а также на формирование их жизненных стратегий и социально-экономических траекторий после окончания школы.
...
Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению механизмов формирования полиэтнической среды СОШ в аспекте особенностей распределения детей из мигрантской среды по образовательным учреждениям в Санкт-Петербурге. А также последствиям существования таких школ для российского общества, в частности, для будущего «полуторного» и «второго» поколений мигрантов, проходящих вторичную социализацию в образовательных пространствах такого типа.
В рамках теоретической части выпускной квалификационной работы мы рассмотрели ключевые понятия текущего исследования, такие как «интеграция», «ассимиляция», «полуторное» и «второе поколение мигрантов»,сформулировали понятие «жизненной стратегии». А также провели анализ западной и отечественной исследовательской литературы, посвященной полиэтническим школам, и сделали вывод о том, что исследованиятаких школ взападных странахпоказывают, что основным механизмом их формированияявляется территориальная сегрегация, связанная с расселением мигрантов в городском пространстве.
Однако российские исследования не подтверждают существования в нашей стране, и, в частности, в Санкт-Петербурге, городской сегрегации и этнических анклавов, за исключением нескольких специфических случаев . Кроме того, российские работы показывают, что в Санкт-Петербурге«мигрантские» школы находятся в непосредственной близости от «немигрантских», что также свидетельствует об отсутствии сегрегации по территориальному признаку.Следовательно выводы исследований формирования полиэтнических школ в других странах не могут быть полностью применены в российском контексте.
В результате работы, проведенной в рамках теоретической части выпускной квалификационной работы были сформулированы две гипотезы: (1) Институциональные условия распределения иностранных граждан в школы Санкт-Петербурга способствует появлению в каждом районе города нескольких «мигрантских» школ; (2) Полиэтническая среда в школах Санкт-Петербурга увеличивает вероятность воспроизведения этнической анклавности, что с одной стороны, негативно скажется на интеграции ее участников в социально-экономическую среду города Санкт-Петербурга, но с другой стороны может позволить этим же участникам расширить возможности интеграции в экономическую систему региона, в частности за счет анклавной поддержки при выходе на рынок труда. Таким образом, эмпирическая часть исследования была нацелена на проверку данных гипотез.
В рамках эмпирической части выпускной квалификационной работы мы рассмотрелиактуальные исследования посвященные процессам интеграции полуторного и второго поколений мигрантов. В рамках обзора исследований в западных странах мы сосредоточились на формировании концептуального аппарата, относящегося ко второй гипотезе. С этой целью былпроведен анализ кейсов ассимиляции сообществ мигрантов, описанных на примере разных групп мигрантов в Соединенных Штатах Америки через призму теории сегментной ассимиляции.
Итогомработы относительно второй гипотезы является концептуальный аппарат, который можно использовать для анализа различных групп мигрантов в России, находящихся в разных социальных контекстах. Его применениепозволит получить упорядоченную совокупностьуязвимостей, ресурсов и стратегий поведения мигрантских групп, на основе которой можно построить сценарии наиболее вероятных траекторий их интеграции в российское общество.
Также в рамках эмпирической части выпускной квалификационной работы были рассмотрены особенности интеграции «полуторного» и «второго» поколений мигрантов в контексте сравнения влияний школьной и семейной среды на формирование их жизненных стратегий.
...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution Дата обращения: 24.05.2024.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 4.08.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 Дата обращения: 24.05.2024.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", зарегистрирован 11.09.2020 № 59783 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110040?index=1 Дата обращения: 24.05.2024.
4. Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" зарегистрирован 18.12.2020 г.№ 61573 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=602107773&backlink=1&&nd=102955243 Дата обращения: 24.05.2024.
5. Международная миграция: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/demo/migr1_bd.htm (Дата обращения 27.05.2024)
6. Адедиран А.М. Ключевые вехи становления современной теории миграции в работах западных ученых ХХ в // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. №1.
7. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования. – 2015. – № 2. – С. 173-195.
8. Александров Д., Баранова В., Иванюшина В. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. – 2012. – № 1. – С. 176-199.
9. Александров Д., Тенишева К., Савельева С. Дифференциация школьного выбора: два района Санкт-Петербурга // Вопросы образования. – 2018. – № 4. – С. 199–229.
10. Андреева А. С., Иванова Н. С., Варшавер Е. А. Являются ли Котельники этномиграционным анклавом? Кейс-стади города-спутника Москвы на предмет этномиграционных характеристик его жителей // Городские исследования и практики. – 2020. – Т. 5. – № 4. – С. 54-72.
11. Барсукова С. Ю. Теневой рынок труда в России: стратегии работников и работодателей // Кто и куда стремится вести Россию. – 2000. – С. 262-267.
12. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
13. Бреев Б.Д. Занятость населения в России: современность и перспективы // ЭНСР. 2001. №4.
14. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов второго поколения в Москве в возрасте 18—30 лет: первые результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 6 (142). – С. 63-81.
15. Варшавер Е., Рочева А., Иванова Н., Ермакова М. Места резидентной концентрации мигрантов в российских городах: есть ли паттерн? // Социологическое обозрение. – 2020. – Т. 19. – № 2. – С. 225-253.
...
97 источников